Светлана Морозова
Выполнение эскиза самовара. История тульского самовара. Урок в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы
Рисование с натуры, декоративная работа или лепка - на Ваше усмотрение.
Задачи: воспитывать уважение к труду и людям труда, интерес и любовь к искусству своего народа, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций.
Материалы:
Для учителя: таблицы «Самовары», плакаты: «Устал – пей чай», «Жарко – пей чай», «Холодно – пей чай», детские работы, открытки, книги, фотографии, коробки «Тульский самовар», фонограмма песни в исполнении В. Утесова «У самовара я и моя Маша», стихи, загадки, пословицы о русском самоваре, иллюстрации к произведениям К. Чуковского «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», презентация "Музей Самовара" и др.
Публикация «Выполнение эскиза самовара, История тульского самовара, Урок в начальной школе» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Посуда. Все о посуде для детей
- Самовар
- Тульская область, Тула
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Для учащихся:
1 вариант. Рисование с натуры - бумага, акварельные и гуашевые краски, кисти, палитра, тряпочки, банка для воды.
2 вариант. Аппликация - бумага, картон, клей, ножницы.
3 вариант. Лепка - соленое тесто (глина, пластилин).
Рисунок с натуры. Аппликация.
План работы:
1. Оргмомент.
2. Сообщение темы и целей.
3. Беседа о русском самоваре. История самовара, его устройство и назначение, разновидности.
Тульский самовар – гордость туляков.
Заочная экскурсия в тульский музей Самовара.
4. Объяснение учебного задания.
5. Физкультминутка.
6. Самостоятельная работа – выполнение линейного рисунка и завершение эскиза самовара в цвете (или выполнение творческой работы, в зависимости от вида урока и выбранной техники работы).
7. Коллективный анализ детских работ.
8. Домашнее задание.
9. Подведение итогов урока.
Ход урока.
1. Оргмомент.
-Добрый день!
Проверим, все ль у нас на месте:
Карандаши, стиралки, кисти.
Посмотрим, все ль у нас в порядке:
Альбомы, краски, банки.
2. Сообщение темы и целей урока.
-Ребята, послушайте загадку – и, если вы отгадаете, узнаете, что же является обязательным атрибутом русского чаепития и назовете тему нашего урока.
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит –
Всем чай пить велит.
- Верно! Это самовар. Сегодня на уроке мы будем рисовать с натуры самовар, а также узнаем историю самовара, познакомимся с его биографией и всей большой семьей.
3. Беседа о русском самоваре. История самовара, его устройство и назначение, разновидности.
Тульский самовар – гордость туляков.
Заочная экскурсия в тульский музей Самовара.
- В словаре В. Даля слово самовар толкуется так:
" Металлический прибор для кипячения воды с топкой внутри, наполняемой угольями".
Для русского человека самовар был и есть нечто большее, чем просто предмет домашней утвари. Самовар – символ семейного очага, уюта, дружеского общения – занимал почетное место в каждом жилище, будь то купеческий дом или крестьянская изба (показать иллюстрации интерьера, где есть самовар).
И отношение к нему было особое. Недаром говорили в народе – «печка-матушка, да самовар-батюшка». Самовар упоминается в сказках, художественных литературных произведениях (зачитать отрывки, показать иллюстрации).
А знаете ли вы, когда появился самовар? Спросим у него самого.
Выходит ученик – Самовар и рассказывает.
-Ух, расскажу я вам про себя, про семью свою. Лет мне немало. Да и семья у меня большая: прадед мой, Автепс, в древности грекам и римлянам служил. Он и воду кипятил и еду готовил. От него на Руси дед мой народился – кухня-самовар. В ней русские богатыри пищу себе готовили. С виду дед мой, правда, неказист был, на горшок похожий, но много людям пользы принес.
А отец мой – сбитенник. В нем в старину сбитень варили – сладкий, целебный напиток из меда. Я по сравнению с ним еще очень молодой, мне около 200 лет.
Родился я на самоварной фабрике в середине девятнадцатого века в городе Туле. Тогда на Руси много мастеров-самоварников было. И каждый хотел, чтобы его самовар был самым лучшим и красивым. Делали они их разными по форме, украшали богатыми узорами, приделывали им краники, ручки, шапочки резные. Есть самовары, похожие на вазы, бокалы, колонны, на круглые шары. А есть похожие на сундучок, паровоз, на яйцо, на петуха. Иные делали совсем маленькими – это самоварцы, а другие великанами – это самоваорища. С виду разные, а устройство в целом одинаковое и воду грели одинаково.
Учитель: Рассмотрим устройство самовара (демонстрирует таблицу).
Как же пользовались таким самоваром? Самовари продолжает рассказывать.
В трубу, которая находится внутри самовара, засыпали сосновые шишки или сухие чурки, древесный уголь, поджигали их лучиной, раздували огонь сапогом (показать). Вскоре вода в самоваре закипала. Наверху у самовара имеется приспособление для установки заварного чайника.
Учитель: Итак, самовар – исконно русское изобретение. Долгое время считалось, что родина самоваров – Тула. Были они не только металлические, но и из фарфора, фаянса и даже хрусталя (демонстрация рисунков и фотографий различных самоваров, заочная экскурсия по музею). Но есть свидетельства, что впервые самовары были изготовлены более 250 лет назад на Урале. Поэтому сибиряки и туляки могут поспорить, где же все таки родился самовар.
Самовар не раз завоевывал награды на различных выставках. На Всемирной выставке во Франции, в городе Париже, его наградили золотыми и серебряными медалями.
Самовар стал таким же традиционным русским сувениром, как и матрешка, балалайка, хохлома, гжель…
Сейчас на смену старинным самоварам пришли электрические самовары и чайники. Но традиция собираться всей семьей за чаем сохранилась до наших дней.
Учитель и ученики проводят анализ картин К. Коровина «За чаем», В. Перова «чаепитие в Мытищах».
4. Объяснение учебного задания.
5. Физкультминутка.
6. Самостоятельная работа учащихся.
7. Коллективный анализ детских работ.
8. Домашнее задание.
Предлагается дома выполнить работу "Самовар" в другой технике, подобрать занимательный материал по этой теме.
9. Подведение итогов урока. [
Работа на конкурс ученицы 3 класса
С а м о в а р
Самовар раздула
Тула –
Тула Родина моя –
Белой скатертью взмахнула
От Заречья
До Кремля.
Самовар гудит,
И топчет тропку в небо
Белый дым.
Где б ты ни был
Днем ли, ночью –
Словно дома
Рядом с ним.
Он гудит в лесной избушке,
В городах,
Среди степей…
Из него нередко Пушкин
Чаем потчевал друзей.
Полководец, князь Суворов
За собой его возил.
Самовар наш
Нюхал порох,
Видел крепость Измаил.
Он гудит не уставая
Двести лет уже подряд.
Самовар – душа живая –
Друг веселью,
Сказке брат.
Теплым светом,
Добрым светом
У него горят бока.
Видно, взгляд умельца это
К нам дошел через века.
Видно, мудрое свеченье
Это – сердца доброта.
Это – мастера уменье.
Вдохновенье, красота.
Самовар гудит и тянет
От него теплом сосны.
Всей земле
Тепла достанет,
Сказок, песен, тишины…
(В. Степанов)
Литература.
1. Добрынин Ю. «Самоварец, самовар, самоварище». Издательство «Малыш», Москва, 1990.
2. Мельник О. А., У самовара я и моя семья. // Педсовет. 2004. №6.
3. Премудрова С. Е., К гости к Самовару. // Педсовет. 1999. №8.