Папки-передвижки

Выступление «Формирование гражданской позиции дошкольника через воспитание любви и интереса к природе родного края»

Тамара Горбачева
Выступление «Формирование гражданской позиции дошкольника через воспитание любви и интереса к природе родного края»
▼ Скачать + Заказать документы

2 Свою любовь к родным местам, к природе родного края мы, взрослые, передаем детям. Это чрезвычайно важно для воспитания начал патриотических чувств как основы гражданской позиции. Одно из проявлений патриотизма это любовь к природе родного края, Родине. Первые представления о родной стране, которые получает ребенок в детском саду, должны включать в себя сведения о природе той местности, того края, где он живет.

Публикация «Выступление „Формирование гражданской позиции дошкольника через воспитание любви и интереса к природе родного края“» размещена в разделах

3 В концепции модернизации российского образования важнейшей задачей воспитания заявлено формирование у детей гражданской ответственности, правового сознания и духовности.

Важная роль в развитии личности дошкольника, как гражданина, отводится региональному компоненту в образовательной программе детского сада в соответствии с ФГТ.

5 В своей работе с детьми я ставила следующие цели:

6 В связи с этим передо мной, как педагогом, знакомящих дошкольников с родной природой, стояли следующие задачи:

Таким образом, цель воспитания патриотизма как основы гражданской позиции я вижу в формировании потребности совершать добрые дела и поступки, чувства сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность во взаимодействии с родной природой.

7 Для реализации цели и задач необходимо было соблюсти следующие условия : (пауза)

8 Для этого создана соответствующая развивающая среда:

- «Центр науки», где расположена библиотека книг и журналов о природе родного края, иллюстративный материал, фотографии, видео- и аудиоматериалы, мини-лаборатория для детского экспериментирования.

9 - «Уголок природы» дает возможность общения с живой природой в долгие зимние месяцы, воспитывает ответственность и любознательность.

10- «Центр театрализации», где хранятся куклы, костюмы, маски, атрибуты для экологических инсценировок и спектаклей.

11 - территория детского сада: площадка для организации детских праздников, посадки деревьев и кустарников, огород, цветочные клумбы и бордюры.

12 - экологическая тропа вокруг детского сада по ручью, которая позволила детям поучавствовать в природоохранных мероприятиях, провести интересные наблюдения

13- зимний сад ДОУ, где проходят выставки работ из природного материала воспитанников и их родителей Там дети отдыхают, заботятся о растениях, трудятся и экспериментируют.

14 Планомерной и продуктивной деятельности детей, воспитанию их морально-нравственных качеств способствует разработанная мною система мероприятий.

15 Успешно ежегодно проходит акция «Берегите елочку - зеленую иголочку». Мы вместе с родителями готовим плакаты в защиту хвойных деревьев, которые дети украшают самостоятельно, а взрослые размещают интересную информацию о ели.

16 Акция «Наша клумба» начиналась со сбора детьми семян самых обычных неприхотливых цветов: календулы, ромашки, космеи, шафранов и бархатцев. Семена были положены в шкатулочку и припрятаны до весны. В течение зимы дети периодически доставали шкатулочку, рассматривали семена, мечтали о том, какие вырастут из них цветы, рисовали их, находили в журналах. По нашей инициативе в каждой группе на участке теперь есть клумба или бордюр.

17 "Птичья столовая"– это самая важная ежегодная акция для детей, и для их родителей тоже. Много знаний о птицах, их пище, образе жизни и особенностях каждый год получают дети. Это замечательное традиционное мероприятие в нашем детском саду, хорошо развивает ребятишек, тренирует наблюдательность, внимание, память. Чего только стоит изучение птичьих следов у кормушки. Это вылилось в отдельный проект, рисунок птичьих следов теперь рассказывает детям, какие птицы побывали у кормушки. А они с удивлением узнали, что воробей и сорока прыгают по земле, а ворона и голубь ходят, снегири оставляют на снегу подпись хвостиком. Настоящими следопытами они стали, когда разбирались, что за гости оставляют по ночам следы у кормушки, научились узнавать следы собаки, кошки. Картотека следов в уголке постоянно пополняется.

18 Наши дети делают кормушки вместе с родителями. Очень интересной в нашей группе всегда бывает выставка кормушек в начале зимы. Чей-нибудь папа обязательно приходит в группу провести кормушечный мастер-класс. В саду у нас висят 3 разные кормушки, детям интересно наблюдать какую из них сегодня посетило больше птиц. Обязанности подкармливать птиц с удовольствием выполняют все дети, они знают, что надо приносить корм и подкармливать птиц каждый день, что они должны позаботиться о птицах зимой, чтобы любоваться ими летом. Ребятишки с родителями делают стенгазеты, призывая сверстников и взрослых не забывать о зимующих рядом с нами птицах.

19 Первые цветы – всегда радость в нашем краю. Первые цветы в нашем ДОУ – это одуванчики. Каждый цветок на учете у детей, они их берегут, разъясняют другим детям, что цветы также хотят вырасти, принести потомство, дав семена. «Мы уйдем из сада, а после нас останутся золотые поляны» - говорят ребятишки. Рвать одуванчики разрешается только тогда, когда они оденутся в белый пушистый наряд, чтобы семена разлетелись в разные стороны и посеялись. На экологической тропе дети наблюдают за долгожданными и желанными гостями первоцветами – сон-трава, медуница, жарки, аквилегия и т. д. На карте экологической тропы мы отмечаем каждый появившийся новый цветок и другие изменения, которые заметили ребятишки. Так каждую весну мы проводим экологическую акцию: "Берегите первоцветы!"

20 Занимаясь изучением природы родного края, детям пришлось много потрудиться и узнать. Эти знания легли в основу понимания ими своей роли в том, насколько прекрасным или унылым будет окружающий мир. Я учу их отвечать за свои поступки, предвидеть к чему может привести равнодушие к природе в будущем. Таким образом я формирую гражданскую позицию ребенка в отношении к своему краю, родным местам и стране в целом. В цикле досуговых мероприятий мы проводили КВН, викторины, конкурсы, где надо было выполнить определенные условия и, применив свои знания, справиться с предложенной ситуацией. Дети достойно справились со всеми задачами и доказали, что являются знатоками Родной природы

21 В мини-лаборатории мы проводили опыты с водой, снегом, глиной и другими природными материалами. Экспериментировали с температурой и ветром. Дети увлеченно корпели над колбочками, бутылочками, трубочками и другим хрупким лабораторным оборудованием, приучаясь к целеустремленности и аккуратности. По итогам опытов и экспериментов родителям предоставлялись отчеты. Самостоятельные выводы детей были очень убедительны, и эти уроки запомнятся им навсегда.

22 В непосредственно образовательной деятельности мы говорили о вреде, который наносит природе человек в своей производственной деятельности, изучали правила поведения в природе. Моя задача знакомства с правилами это создать у ребенка мотивацию определенного типа поведения в природе. Причем поведения самостоятельного, независимого от страха наказания или похвалы. Для того чтобы, ребенок следовал определенным правилам, он должен осознать их значение и эмоционально почувствовать их последствия. Я постоянно давала им убедиться в целесообразности каждого правила через опыт, эксперимент, наблюдение, постановку проблемных вопросов и ситуаций.

23 Мы инсценировали маленькие экологические сказки, родители показывали кукольные спектакли о природе. Все дети побывали в роли деревьев, цветов, птиц и зверей и так учились понимать, что чувствуют природные объекты в том или ином случае воздействия человека. А, прочувствовав и поняв, определяли для себя внутренние правила поведения в природе.

24 Целевые прогулки, экскурсии и походы также способствуют воспитанию бережного отношения к природе. Извлекая максимальную пользу из таких мероприятий я показывала и рассказывала детям, как должен вести себя настоящий гражданин своего города.

25 Многие ребятишки бывают с семьей в турпоездках и походах. Так в группе появился свой «Альманах путешествий» с фотографиями и рассказами детей обо всем интересном, что они увидели в путешествиях по родным местам. 26 Главным событием нашей группы стало появление самодельной «Красной книги». В ней 2 части – растения и животные. Когда она готовилась, каждая семья отвечала за свою страничку, искала информацию о выбранном животном или растении. Эта книга заняла почетное место в уголке науки и является предметом демонстрации и гордости группы. Издание книг оказалось очень увлекательным делом.

27 Презентация «Красной книги», прошла как итог деятельности по изучению природы Родного края. Во время презентации каждая семья защищала свою работу. Дети, представляя свой природный объект, рассказывали о нем, читали стихи, предлагали сверстникам отгадать загадки. Все очень волновались, когда в паре родитель-ребенок кто-то останавливался или запинался, другой сразу же подхватывал и помогал в рассказе. В конце праздника детям торжественно были вручены удостоверения «Юных защитников природы», а родители получили благодарность за содействие.

28 Мне отрадно видеть такую искреннюю заинтересованность родителей в едином с ребенком деле. Хочу отметить, что те родители, которые не смогли поучаствовать в создании «Красной книги», после презентации подошли ко мне и выразили желание внести свою лепту.

В настоящее время, когда государственные требования диктуют усилить работу с родителями, я вижу, что более тесное сотрудничество с семьями моих воспитанников, открытость педпроцесса для родителей, приносит очень серьезные результаты в развитии детей. Родители попутно расширяют и свой интеллектуальный потенциал, а узнавать вместе для детей и родителей гораздо интереснее и эффективнее. Это способствует формированию потребности и привычки к сотрудничеству, что в дальнейшем очень пригодится в школе.

29 Я благодарна семьям наших воспитанников. Ведь без них у нас так здорово не получилось бы. Я смотрела на довольные лица родителей, счастье в глазах детей, и думала, что, может быть, из этой маленькой гордости вырастет большое патриотическое чувство. И за природу родного края, можно быть спокойным.

Публикации по теме:

Презентация «Якутия приглашает в гости» Мне очень нравится северная земля на которой я живу и работаю. Дети, которые ходят ко мне в группу, родились в Якутии. Якутия это их родина.

Проект «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Хочу предоставить вашему вниманию проект по патриотическому воспитанию дошкольников, эта тема актуальна и значима в условиях современной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выступление «Формирование гражданской позиции дошкольника через воспитание любви и интереса к природе родного края»
Опубликовано: 18 января 2013 в 08:50
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Выступление «Формирование гражданской позиции дошкольника через воспитание любви и интереса к природе родного края»» (включая файлы) размещена пользователем Тамара Горбачева (УИ 60817) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД