Папки-передвижки

Развитие творческих способностей дошкольников через занятия конструированием и художественным трудом (материал к педсовету)

Елена Михайлова
Развитие творческих способностей дошкольников через занятия конструированием и художественным трудом (материал к педсовету)

Цель: формирование у старших дошкольников творческих способностей через конструирование и ручной труд.

Задачи:

• Совершенствовать художественно – творческие способности детей;

Способствовать познанию свойств материала, желание экспериментировать с ним;

Развивать умение создавать художественные образы;

Развивать глазомер, моторику рук, умение владеть инструментами и материалами.

Публикация «Развитие творческих способностей дошкольников через занятия конструированием и художественным трудом (материал к педсовету)» размещена в разделах

«В одно мгновенье видеть вечность

Огромный мир – в зерне песка,

В единой горсти – бесконечность

И небо – в чашечке цветка»

Уильям Блейк.

Что такое воспитание? Нам представляется, что это «питание» души и сердца ребёнка всем самым возвышенным, благородным и прекрасным – «питание» красотой.

В чём же красота? Как она влияет на ребёнка? Где её искать и как нести детям?

Все эти ответы я нашла в теоретических и практических исследованиях отечественных педагогов и психологов: Выготского Л. С., Дьяченко О. М., Парамоновой Л. А., Казаковой Т. Г., Ветлугиной Н. А. Взяв в основу мнение великих педагогов, убедившись в эффективности этой методики для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, в своей работе особое внимание уделила конструированию и ручному труду.

Раскрытие личности ребёнка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободного без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребёнка, его саморазвитии на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приёмов, на этих принципах я строю свою работу с детьми.

В процессе работы у детей формируется активно – творческое отношение к окружающему миру. Каков внутренний мир человека, таковы и его поступки. И чем раньше раскрыть этот мир, тем быстрее ребёнок научится удивляться и радоваться, понимать язык окружающего мира и передавать всё увиденное людям. А так же развивать любознательность, наблюдательность, воображение, фантазию, изобретательность и художественное творчество.

Доказано, что чем больше развита сфера чувств ребёнка, тем он одарённее. Вот почему особое внимание уделяю чувственному познанию мира ребёнка, а в связи с этим детскому экспериментированию, изобретательности, игре с изобразительными материалами, используя систему разнообразных занимательных игр – экспериментов, что позволяет активизировать чувственное восприятие детей. А так же формирование эстетического восприятия и вкуса играет немаловажную роль в развитии личности ребёнка.

Как добиться того, чтобы говоря языком В. А. Сухомлинского, «не мог жить без красоты, чтобы красота мира творила красоту в нём самом»? Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии, и к живописи, ведь каждый ребёнок – прирожденный художник, музыкант, поэт. И творить он способен ярко и талантливо, только надо создать для этого благоприятную среду, основанную на доверии и понимании. Известно, что отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет проявление художественного творчества. Поэтому я использую систему творческих игр, игр – фантазий, которые позволяют быстро, легко, без нажима, а главное в увлекательной для детей форме развивать «лёгкость», «память», «точность», «смелость», руки, отработать изобразительные и конструктивные навыки. И одновременно развивать у детей изобретательность, речь, коммуникабельность, чувства, умение размышлять. Одна из ведущих потребностей дошкольника – стремление узнавать. Дети, словно губка, впитывают новые впечатления. Любознательность становится качеством личности. Поэтому большое внимание уделяю познанию в процессе специально организованной деятельности. Содержанием этой деятельности является окружающий ребёнка многообразный мир людей, предметов, вещей, явлений.

Вопросы, просьбы, действия, опыты, эксперименты, наблюдения возникают у детей часто спонтанно, по их желанию, как бы изнутри. Важно поддерживать эти проявления. Знания, впечатления, полученные таким путём, запоминаются надолго, если не на всю жизнь.

Игра максимально насыщает жизнь детей во всём её разнообразии. Перед занятиями эмоционально настраиваю детей. Помогаю понять значимость стоящей перед ними цели, стараюсь, чтобы они эмоционально, с желанием принимали её. Поощряю за инициативность, старание, аккуратность, рациональность действий в их практической деятельности. Включаюсь в детскую деятельность, не подавляя при этом инициативы и творчества детей. Форму организации детей приближаю к свободной. Предлагаю ребятам работать сидя и стоя, как им удобно. Дети отходят от своего рабочего места, чтобы посмотреть на деятельность своих товарищей, спросить совета, попросить помощи или предложить свою. Закончив то или иное задание, ни кто не кого не ждёт, наводит порядок и занимается своим делом, не привлекая внимания. Использую, игровые персонажи типа Незнайки, Буратино, Карлсона, которые допускают неточности, делают ошибки, путают. Дети с удовольствием приходят им на помощь, радуются, чувствуют уверенность в себе, осознают важность и полезность знания, умения.

Часто мне приходится высказывать суждения по поводу сделанного детьми. Оценивая, не сравниваю результаты разных детей, понимаю, что каждый идёт неповторимым путём познания, своим темпом развития. Сравниваю только с тем, как у него было раньше и как теперь, то есть с самим собой. Строю работу исходя из сезонности, различных проявлений природы, календарных праздников, из того, что детям близко, дорого и интересно. Занятия провожу в форме игру через сказку. Например: «Что нам осень принесла», «В царстве аленького цветочка», «Встреча с бабушкой Метелицей». На занятиях царит творческая обстановка, мною самой овладевает одухотворённость. Я сама увлечена по-настоящему художественным трудом. Вся деятельность сопровождается яркими переживаниями, сюрпризными моментами. Ведь только ребёнок, живущих ярких образов, фантазий, способен что – либо сотворить. Один раз в месяц организую творческий день. Детям предоставляю возможность заняться любым видом деятельности или объединить разные виды деятельности. Работу с детьми по продуктивной деятельности организую вне занятий небольшими подгруппами (по 4-5 человек). Детям старшего дошкольного возраста доступны творческие задания, для проведения которых они объединяются по интересам. Каждой подгруппе предлагается на выбор творческое задание, которое подгруппа в течение недели делает «в тайне» от других. В конце недели устраиваются выставки, конкурсы, игры и прочие виды деятельности, демонстрируются плоды детского творчества.

Связь между семьёй и воспитателем строится на доверии. А взаимное доверие возникает в результате эффективного обмена информацией. Для этого работу с родителями планирую чётко и ясно. Для просвещения родителей, передачи необходимой информации по тому или иному вопросу, использую разные формы: индивидуальные консультации, информационные листы, папки – передвижки. С целью вовлечения родителей и детей в общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение взрослых с ребёнком, в группе организовывались выставки поделок, творческих работ. Совместно с родителями осуществлялся проект «К нам осень пришла», «Дорожное движение». Родительские собрания проводятся в разных формах: круглый стол, родительская приёмная, деловая игра. Этот активизирует родителей, привлекая их к беседе, дискуссиям, спорам. Содержание и формы работы с семьёй в нашей группе отличаются разнообразием, и не может быть единого стандарта: жизненные задачи диктуют потребность тех или иных знаний.

Таким образом, с помощью конструирования и художественного труда удалось достичь следующих результатов:

• Совершенствовались художественно – творческие способности детей;

• Расширился круг знаний об окружающем мире;

• Активизировался словарный запас;

Способствовала познанию свойств материала, желание экспериментировать с ним;

• Научила создавать художественные композиции (из природного материала);

• Совершенствовалось умение владеть инструментами и материалами, развитие глазомера, ловкости движений пальцев и рук.

Задачи, поставленные на период работы по данной проблеме, выполнены успешно. Работу по развитию творческих способностей через конструирование и художественный труд я продолжаю и с детьми среднего возраста, что значительно облегчает работу: у детей развивается наблюдательность, воображение, изобретательность и художественное творчество.

У детей дошкольного возраста огромное желание творить и получать результат. Создавая необходимые условия для художественно – конструктивной деятельности, мы помогаем ребёнку понять окружающий мир и своё место в этом мире.

Публикации по теме:

Презентация по изготовлению пасхального сувенира с детьми 5–7 лет На дворе снова весна. Просыпается природа. Самый светлый праздник на Руси - Пасха. Русские люди готовились к нему заранее. Прибирали жилища,.

Развитие творческих способностей детей посредстом художественно — творческой деятельности. Задачи: - развитие интереса к различным видам искусства - формирование художественн-образных представлений -развитие творческих способностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей дошкольников через занятия конструированием и художественным трудом (материал к педсовету)
Опубликовано: 2 ноября 2013 в 15:49
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД