Зурьят Тлюняева
Выступление на методическом объединении «Развитие речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство- небольшой отрезок в жизни человека. За это время ребенок приобретает больше, чем за всю последующую жизнь. «Программа» дошкольного детства поистине огромна: овладение речью, мышлением, воображением, воспитанием, формирование взаимоотношений с другими людьми и многое др.
Нам всем хорошо известно, что не стоит пропускать эти годы, иначе происходит не обратимый процесс. Упущено время – потеряны возможности легко и безболезненно усвоить главное для я этого возраста. В этом возрасте самое главное не то, что ребенок знает, а то как он это знает и хочет ли узнавать это дальше ради того, чтобы знать. Исследование показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют к концу дошкольного возраста недостаточный объем знаний и навыков, а те которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, решать задачи прямо не связанные с какой-нибудь интересующей ребенка игровой и житейской ситуацией.
Публикация «Выступление на методическом объединении „Развитие речи детей“» размещена в разделах
Познавательный интерес возникает уже в дошкольном детстве: в играх, в общении со взрослыми, сверстниками, но лишь в учении, где усвоение знаний становится основной целью и результатом деятельности, формируются и окончательно складываются познавательные интересы.
Готовность познавать воспитывается на протяжении всего дошкольного детства, а желанию узнавать можно обучать, если делать это умело.
Подготовка к школе начинается за долго до того, как дошкольнику придет время переступить ее порог. Три года –это тот рубеж, на котором кончается ранее детство и начинается дошкольный возраст. Ребенок отделяет свое «Я» от мира окружающих взрослых и вступает в более самостоятельную жизнь. Он уже многое понимает, знает, умеет и стремится узнавать еще больше. Задача воспитателя- постараться помочь ему в этом.
В умственном развитии дошкольника- главное это знакомство с миром окружающих его предметов. Их форма, величина, цвет, расположение в пространстве, передвижение – вот то, что привлекает ребенка. Игры –занятия, строятся в основном на действиях ребенка с разнообразными предметами.
Кончается дошкольное детство, пройдет немного времени и ему пора будет идти в школу. Но не стоит раньше времени втискивать ребенка в школьную премудрость. Ведь перед ним вся жизнь, а она будет такой сложной и многоплановой, в ней встретится столько неожиданных, непредвиденных поворотах. Поэтому главное для ребенка- быть веселым, активным, сообразительным.
Дайте ребенку возможность проявить в игре выдумку, инициативу, самостоятельность. И не забывайте, что ребенок сможет большего добиться в жизни, если будет обладать уверенностью в себе, в своих силах.
А для этого главное- отмечать его достижение и не акцентировать недостатки, хвалить за успехи и не ругать за ошибки. Но процесс интеллектуального развития не может прерваться, он как постоянный энергетический заряд, воздействующий на внутренний мир ребенка. И с каждой ступенью роста поднимается и планка требований к нему.
В 6-7 лет ребенок должен уметь:
Внимание:
• Выполнять задания не отвлекаясь около 15 мин. ;
• Находить 5-6 отличий между предметами;
• Удерживать в поле зрения 8-10 предметов;
• Выполнять самостоятельно, быстро и правильно по заданному образцу;
• Копировать в точности узор или движение;
Память:
• Запоминать 8-10 картинок;
• Рассказывать по памяти литературные произведения, стихи, содержание картины;
• Повторять в точности текст состоящий из 3-4 предложений;
Мышление:
• Определять последовательность событий;
• Складывать разрезную картинку из 9-10 частей;
• Находить и называть несоответствие на рисунке;
• Находить и объяснять отличие между предметами и явлениями;
• Находить среди предложенных предметов лишнее и объяснять свой выбор;
Математика:
• Называть числа в прямом и обратном порядке;
• Соотносить цифру и число предметов;
• Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
• Пользоваться арифметическими знаками действий;
• Измерять длину предметов с помощью условной мерки;
• Ориентироваться на листе бумаги;
• Определять время по часам;
• Свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисования;
• Штриховать и закрашивать рисунки не выходя за контуры;
• Ориентироваться в тетради в клетку;
Ознакомление с окружающим:
• Называть свое ФИО и ФИО своих родителей;
• Называть название своего города, столицы;
• Называть последовательность дней недели, времен года;
Развитие речи :
• Правильно произносить все звуки;
• Определять место звука в слове;
• Использовать в речи сложные предложения разных видов;
• Составлять предложения 5-6 слов;
• Членить простые предложения на слова;
• Делить слова на слоги.
Развитие речи детей 6-7 лет.
Что изучается Дидактические игры, упражнения, Содержание диагностического задания
Словарный запас
Умение употреблять слова антонимы Игра по стихотворению Д. Чиарди «Прощальная игра»
Набор картинок с изображением противоположных действий и явлений. Скажу я слово высоко.
А ты ответишь….
Скажу я слово далеко…
А ты ответишь…
Скажу тебе я слово трус…
Ответишь ты …. (храбрец)
Теперь начало я скажу
Ну, отвечай….
Далее ребенку предлагает подобрать картинки противоположные по смыслу (утро-ночь, холодный-горячий, кислый-сладкий, мокрый-сухой, мягкий- твердый)
Образование новых слов по аналогии (сахарница-сухарница-хлебница-вафельница) Дидактическая игра «Придумай слово» Ребенку предлагается назвать слова по аналогии: дом- домище, сапог-сапожище, волк-волчище
Лиса- лисенок, еж-ежонок, медведь- медвежонок
Умение подбирать слова обобщения (мебель, транспорт, посуда) Дидактическая игра «Назови одним словом»
Набор картинок с изображением Ребенку показывают картинки и обращаются с просьбой: «Назови предметы, изображенные на картинках, назови их одним словом».
Звукопроизношение
Дидактическая игра «Назови картинки».
Материалы: картинки с изобра-жением шапки, мыши, каши; ножей, ежа; зонта, козы; рыбы, мусора, коры; лампы, колоса, кола; цепи, зайца; чая, ночи, коч-ки; щепки, овощей, плаща; соба-ки, косы, автобуса Ребенку показывают картинки и обращаются с просьбой: «Назови предметы, изображенные на картинках».
Взрослый отмечает звуки, которые ребенок произносит неправильно. Как ты думаешь, все ли звуки ты произносишь правильно?
Умение различать на слух слова похожие по звучанию. Называть слова с определенным звуком. Дидактическая игра «Повтори –не ошибись». «Назови слово» Ребенку предлагается повторить слова : коза, коса, пора-кора, рейка-лейка, жалей-залей, пашу (что)- пасу (кого)
Сила голоса, темп, дикция, интонация, выразительность речи Проговаривание потешки (чистоговорки, скороговорки) Ребенку предлагается произнести потешку (чистоговорку, скороговорку) быстро, медленно, громко, тихо: Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик. Там мышка живет, Тебе хвостик отгрызет
Уровень сформированности грамматического строя речи. Образование формы множественного числа существительных Игра «Назови детенышей» Ребенку показывают картинку с изображением животного. Вопросы
Кто это? Как зовут его детенышей?
Употребление повелительной формы глаголов Игра «Командир» Набор карточек с действиями (бежать, сидеть, лежать и т. п.) Задание: представь себе, что ты командир. Давай будем отдавать приказы. Выбери картинку с действием. Что я (зайчик, Петя, девочка) должна сделать? Прикажи ….
Развитие связной речи Составление описательного рас-сказа про куклу. Материалы: кукла Задание: опиши куклу. Расскажи, какая она, что с ней можно делать, как с ней играют, чем она тебе нравится. Ребенку предлагается придумать рассказ на любую из предложенных тем: «Как я играю», «Моя семья», «Мои друзья»