Выступление на педагогическом совете «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»

Елена Серова
Выступление на педагогическом совете «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится более актуальным. Цель обучения развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи. Основа обучения - развитие творческого познания.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. - предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. - блоками-квадратами, Болыпева Т. В. - коллажем, Ефименкова Л. Н - схемой составления рассказа.

Особое место в работе с детьми в этом направлении занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, эффективность их использования в развитии связной речи детей подтверждена многочисленными исследованиями.

Так, на первом этапе использования приемов мнемотехники вводятся отдельные условные обозначения; далее – мнемодорожки, мнемотаблицы и др.

Мнемотаблица - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, -всего, что можно изобразить условными знаками, но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Дня детей младшего и среднего дошкольного возраста используют цветные мнемотаблицы, т. к. у детейостаются в памяти отдельные образы: цыпленок - желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая. Также вводятся условные изображения в виде геометрической формы, пропорциональной величины.

Например: лиса — состоит из геометрических фигур (треугольника и круга). Медведь - большой коричневый круг и т. д. Однако, каждое условное изображение необходимо сохранять на протяжении длительного времени. Если обозначили, например, волка - изображением зубов, то такое изображение необходимо использовать во всех сказках. С переходом в другую группу можно усложнить этот условный знак или заменить другой графической заставкой.

Эти обучающие пособия несут в себе разные задачи. Это и развитие фотографической памяти, расширение словарного запаса, образного восприятия и т. д. Они могут использоваться на всех видах занятий. Ребенок учится связывать все картинки, составляет сюжеты (рис. 1).

Рис. 1. Пример мнемотаблицы

Таким образом, при обучении связной речи детей, вполне обосновано использование приемов мнемотехники, эффективность которых очевидна. Они облегчают запоминание у детей содержание текстов, увеличивают объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Особенность методики - применение не изображения предметов, а символов, условных обозначений. Мнемотехника значительно облегчает детям запоминание слов, служат своеобразным планом пересказа.

Публикации по теме:

Доклад из опыта работы на педагогическом совете «Устное народное творчество в развитии речи детей» «Ребенок…- писал Горький,- хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой. Он играет.

Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей с ОНРИспользование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей с ОНР Для детей с общим недоразвитием речи характерны: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, дефектное произношение.

Конспект мастер-класса «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста» Конспект мастер-класса для педагогов «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста» Цель: ознакомление.

Выступление на педагогическом совете «Обновление предметно-развивающей среды» Обновление предметно – развивающей среды. Организация жизни и воспитание. Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей.

Выступление на педагогическом совете ДОУ «Схема взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя детского сада» Цель: выстраивание единой последовательной системы взаимодействия учителя- логопеда и воспитателей ДОУ. Задачи: 1. Определение взаимодействия.

Выступление на педагогическом совете «К ФГОС дошкольного образования: шаг за шагом» Выступление на педагогическом совете «К ФГОС ДО: шаг за шагом».«Педагогическая площадка по вопросам реализации ФГОС ДО». Цель: Обеспечение.

Выступление на педагогическом совете «Как я помогаю ребенку овладеть грамматически правильной речью» Выступление на педагогическом совете на тему «Как я помогаю ребенку овладеть грамматически правильной речью» Грамматика – это наука о строе.

Выступление на педагогическом совете «Наблюдение как наглядный метод ознакомления детей дошкольного возраста с природой» Наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней.

Выступление на педагогическом совете «Развитие речи ребенка в игре» 1 слайд Советские психологи (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин) считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря.

Выступление на педагогическом совете. «Современные технологии эффективной социализации дошкольника. Клубный час» Выступление на педагогическом совете. Тема: «Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Сюжетные картинки
  • Домашние животные
Автор публикации:
Выступление на педагогическом совете «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 4 апреля 2016 в 20:18
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 апреля. День нарциссов на МААМ

Красивому весеннему цветку посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям про нарциссы и увлечь их полезным творчеством.

16 апреля. Международный день голоса

Всемирный день голоса – это не праздник, который учредили врачи-отоларингологи. В наш очередной тематический день у нас есть повод поговорить с детьми о голосе как о важном свойстве человека, позволяющем...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Роспись тарелочки мотивом...
Цель: Роспись рисунка - тарелочки мотивом «Гжель». Программное содержание: - Продолжить приобщать детей к истокам русской народной культуры, знакомить...
Конспект занятия по познавательному развитию «Экскурсия в библиотеку» для детей 5–6 лет
Цель: Прививать любовь к книгам, бережное отношение к ним Задачи: Образовательные: формировать у детей реалистические представления о библиотеке и о...
Мини-выставка детских работ «Планета моих эмоций»
Цель детской деятельности: закрепление названий основных эмоций человека, развитие рефлексивных способностей и эмоционально-волевой сферы. Цель...