МААМ-картинки

Выступление на педсовете «Роль уроков музыки в системе коррекционной работы с детьми с нарушением речи»

Светлана Балина
Выступление на педсовете «Роль уроков музыки в системе коррекционной работы с детьми с нарушением речи»

Введение

В ГБОУ Школа №1420 (11 корпус) предусмотрен целый комплекс коррекционно-педагогических мероприятий, направленных на коррекцию непосредственно речи, а также общей и речевой моторики. В этот комплекс входят уроки музыки и хор.

Роль уроков музыки в системе коррекционной работы

с детьми с нарушением речи.

Публикация «Выступление на педсовете „Роль уроков музыки в системе коррекционной работы с детьми с нарушением речи“» размещена в разделах

Уроки музыки и занятия хора – обеспечивают эмоционально-художественный уровень, который создает базу для формирования личности младшего школьника в целом:

- способствуют закреплению и ведению в речь поставленных звуков и других навыков, которые формируются на логопедических занятиях;

- способствуют формированию свободного, адекватного, активного использования средств языка.

Цель и задачи уроков музыки в коррекционной работе.

Уроки музыки имеют следующие направления деятельности: вокально-хоровые упражнения, пение песен, слушание музыки.

Пение на уроках музыки и хора помогает снять синдром опережения мысли с моторной функции речедвигательного аппарата. За счет более растянутого созревания произношения следующего слога.

Учитывая особенности детей и их речи, я, планируя свои уроки, подбираю материал вокально-хоровых упражнений и песен, который способствует выполнению следующих задач:

- развитию певческого дыхания: активность вдоха, продолжительность выдоха, связанные со звукоизвлечением в разном ритме, на разные слоги;

- воспитанию голоса: его высоты, силы, тембра, диапазона, что влияет на мелодико-интонационную сторону речи;

- развитию артикуляционного аппарата, то есть выработка правильной полноценной моторики артикуляционных органов: губ, языка, челюстей, неба, необходимых для правильного произношения.

Развитие дыхания.

Одним из разделов коррекционной работы с детьми-логопатами на уроках музыки является работа над развитием певческого дыхания. От того, как дышит человек и как он пользуется своим дыханием, в огромной степени зависит красота, сила, легкость голоса, мелодичность речи. Неумелое пользование дыханием лишает голос этих качеств, вызывает появление различных речевых расстройств: заглатывания концов слов, непомерно тихую речь, крикливую речь, хрипоту, нарушение мелодико-интонационной стороны речи.

Я заметила, что детям, у которых не развито речевое дыхание (а именно у заикающихся детей, трудно правильно пользоваться певческим дыханием, чтобы пропеть музыкальную фразу.

При работе над развитием дыхания, решаются одновременно две задачи, это развитие речевого и певческого дыхания.

Дыхание состоит из трех фаз: вдох, пауза, выдох. Для выработки правильного трехфазного дыхания нужно работать в трех направлениях:

1. усвоение приемов дыхания, снимающего утомление;

2. развитие дыхательной мускулатуры, путем специальных упражнений;

3. применение приемов рационального дыхания в пении.

Главным показателем экономного выдоха является ровность звучания и его свобода. Долгота используемого дыхания увеличивается по мере развития дыхательной мускулатуры, ровности же нужно добиваться с самых первых занятий, хотя работа над развитием дыхания продолжается на протяжении всего учебного года по 5-10 минут на каждом уроке.

Вокально-хоровые упражнения.

На каждом уроке целесообразно проводить вокально-хоровые упражнения, которые способствуют выполнению многих задач:

1. формирование певческих навыков (дыхание, звукообразование) и развитие детского голоса;

2. закрепление навыков с учетом логопедических потребностей.

Вокально – хоровые речедвигательные упражнения вырабатывают устойчивый навык правильного звукопроизношения, подавив старый стереотип, способствуют становлению более внятной и выразительной речи. В распеваниях используются мелодии с ограниченным диапазоном, т. е. построенные на двух-трех звуках, которые пропеваются на определенные гласные звуки, их сочетание, на слоги, небольшие фразы. В основном этим требованиям отвечают русские народные песни-прибаутки.

Пение.

Пение - сложный процесс звукообразования, звукоизвлечения и звуковедения, в котором важна координация слуха, голоса, что особенно актуально для детей с речевыми нарушениями. Ребенок подсознательно чувствует, что после одного звука следует другой, после слога – слог и т. д. Органическое сочетание мелодии и речи воспитывает в ребенке уверенность, что благотворно влияет на становление эмоциональной сферы ребенка в целом.

Существует последовательность разучивания песни: перед слушанием песни следует проводить беседу о ее содержании, разъяснить, раскрыть чувства, настроение, выраженные в песне. Цель беседы - создать соответствующий эмоциональный настрой, активизировать соображение детей. После показа песни ребята делятся своими впечатлениями об услышанном. Очень важно правильно поставить вопросы перед детьми, для того, чтобы они смогли сформировать и сформулировать ответ, подбирая нужные слова. И далее, при разучивании и пении песни, следить, чтобы дети использовали правильную артикуляцию звуков.

Слушание музыки.

Музыка является средством эстетического, нравственного, умственного воспитания человека. Воздействуя, музыка способна волновать, радовать, вызывать к себе интерес. Радость и печаль, надежда и разочарование, счастье и страдание – всю эту гамму человеческих чувств, переданную в музыке, детям надо помочь услышать, пережить и осознать.

На значение музыки в эстетическом воспитании детей уже раннего возраста указывал В. М. Бехтеров. Дети задолго до развития экспрессивной речи реагируют на музыку. С возрастом на детей начинает влиять тембр или музыкальная окраска, так как в это время ребенок различает тон речи. Но недостаточно руководствоваться одним сосредоточением ребенка на музыкальные пьесы. Следует учитывать саму реакцию ребенка, вызываемую музыкой: у одних вызывает плачь и раздражение, у других – радость и успокоение.

Музыка воздействует комплексом выразительных средств. Это – ладоритмический склад, тембр, темп, динамика. Они передают настроение, основную мысль произведения, вызывают ассоциации с жизненными явлениями, с переживаниями человека. У детей необходимо развивать образное мышление, эстетический вкус, тщательно подбирая для прослушивания музыкальные произведения.

При выборе конкретного музыкального материала нежно руководствоваться следующими принципами:

1. учет возрастных индивидуально-психологических особенностей учащихся и их восприятия;

2. уровень идейно-художественного содержания произведения и учет его воспитательного воздействия;

3. доступность, высокохудожественная образность и яркость выбранных произведений.

У каждого ребенка с его особым внутренним миром свои интересы. В тоже время в определенном возрасте детей объединяют и общие увлечения. Например, ученики 1 класса с радостью слушают веселую, жизнерадостную музыку. Их привлекают пьесы, выражающие их, детский мир, отличающиеся конкретностью, яркостью образов, живым поэтическим содержанием. Такие произведения, как «Прогулка», и «Сказочка» С. С. Прокофьева, «Марш деревянных солдатиков» П. И. Чайковского, «Вальс-шутка» Д. Д. Шостаковича и другие вызывает у детей непосредственный интерес.

Предлагая вниманию детей музыкальный материал для слушания, я учитываю объем их слухового внимания. Например, ученики 1 класса (6-7 лет) не имеют устойчивого внимания и по этому внимательно слушают музыку одну-полторы минуты.

Подготовка детей к эмоциональному восприятию музыки может осуществляется разными методами и приемами. К ним относится вступительное слово педагога, вокализация тем инструментальных сочинений, использование произведений других видов искусств. Чтобы пробудить у детей интерес помогают стихи. Например, прежде чем знакомить учащихся с музыкой из оперы И. И. Глинки «Руслан и Людмила», детям предлагается прослушать отрывок из поэмы А. С. Пушкина, где описывается фантастический облик карлика Черномора. После такой подготовки дети прослушали «Марш Черномора» с большим интересом.

Восприятие детей активизируется, если предложить им несколько мелодий для сравнения. Например, на стихотворение М. Ю. Лермонтова «Горные вершины» музыка написана А. Рубинштейном, А. Варламовым, С. Танеевым. После прослушивания всех произведений, ребята высказывают свое мнение, сравнивают и сопоставляют звучание мелодий.

Беседы о музыке, обсуждения той или иной темы и ее воплощение в разных видах искусства (в музыке, живописи, балете, поэзии и т. п.) помогает учителю музыки содержательно строить коррекционную работу.

С одной стороны, материал подобных обсуждений становится образовательной основой урока, с другой – тренируется сам процесс речи, общения.

Словарно-фразеологическая работа, предваряющая анализ музыкального произведения, направлена на ознакомление детей с новыми словами и терминами, осмысление, понимание и усвоение, которых на уроках музыки способствует не только развитию мышления и речи, но и нравственному становлению личности, воспитании чувства прекрасного.

Музыка является средством активизации умственных способностей детей, поскольку ее восприятие требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Дети прислушиваются к звучанию, отмечают характерные особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Беседа по поводу прослушанной музыки учит делать первые обобщения и сравнения. О влиянии музыки на детей, ее значении в эстетическом, умственном воспитании писали Н. Г. Александрова, Н. А. Ветлугина.

Коррекционное значение слушания музыки:

- побуждает детей к подбору ярких выразительных средств языка для точного выражения эмоций, что создает благоприятные условия для формирования и закрепления навыков самостоятельных высказываний;

- воздействует на эмоциональную сферу, формирует эстетический вкус и нравственные качества ребенка.

Публикации по теме:

«Логоритмика-как одна из методик работы с детьми с нарушением речи» мастер-класс для музыкальных руководителей Цель мастер-класса: Повышение уровня профессиональной компетентности музыкальных руководителей и воспитателей по использованию логоритмических.

Особенности обучения дошкольников с нарушением зрения ориентировке в пространстве в процессе коррекционной работы Ориентировка в пространстве одна из актуальных и трудных проблем, входящих в сферу социальной адаптации детей с нарушением зрения. Это объясняется.

Инновационный педагогический опыт работы «Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников» Инновационный педагогический опыт работы «Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников» Родина, Отечество… В корнях этих слов.

Продуктивная деятельность в системе коррекционной работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста Продуктивная деятельность в системе коррекционной работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.

Роль семьи в коррекционной работе с детьми с ОНР. Роль семьи в коррекционной работе с детьми с ОНР. Тяжесть речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи предполагает довольно длительный.

Театрализованная деятельность в коррекционной работе с детьми с нарушением речи.Театрализованная деятельность в коррекционной работе с детьми с нарушением речи. В современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевизор. Вследствие чего, увеличивается количество детей с несформированной.

Виды и формы работы по слушанию музыки. Роль воспитателя в организации и проведении работ по слушанию музыки Виды и формы работы по слушанию музыки. Роль воспитателя в организации и проведении работ по слушанию музыки. 1. Формы работы Работа по.

Выступление на педсовете Дополнительное образование как одна из форм работы по воспитанию навыков собственной безопасности д В связи с принятием закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273ФЗ от 29.12.2012г. и введением Федеральных.

Выступление на педсовете «Дополнительные услуги для современных родителей». Влияние музыки в развитии детей старшего возраста УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР.

Выступление на педсовете «Экологическое воспитание дошкольников». Из опыта работы. Мир природы своей необычностью, новизной, яркостью эмоционально воздействует на человека, вызывает у него удивление, радость восторг, побуждает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выступление на педсовете «Роль уроков музыки в системе коррекционной работы с детьми с нарушением речи»
Опубликовано: 30 октября 2017 в 20:48
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД