марина седнева
Консультация «Речь — это не прирожденный дар. Все начинается с детства»
▼ Скачать + Заказать документы
Прекрасна речь, когда она как ручеек,
Бежит среди камней, чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток, и восклицать:
«О, как же ты красива!».
Е. Щукина.
«Речь - это не прирожденный дар. Все начинается с детства…»
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки.
Публикация «Консультация „Речь — это не прирожденный дар, Все начинается с детства“» размещена в разделах
Поэтому речевое развитие детей это важная часть в работе с детьми.
Основное внимание уделяю накоплению и обогащению словаря.
В словарной работе главное внимание уделяю накоплению и обогащению словаря, активному применению разных частей речи не только существительных, но и прилагательных, глаголов, наречий.
Для этого провожу с детьми такие игры «Что за предмет?», «Скажи какой?», «Кто что умеет делать?», «Кто больше скажет слов о яблоке? Какое яблоко? А какой апельсин?», «Сравните апельсин и яблоко. Чем они похожи и чем отличаются?»
При назывании действий предмета или действий с этим предметом дети учатся видеть начало, середину и конец действия. Для этого провожу игры с картинками «Что сначало, что потом?» Нам одной картинке девочка стирает бельё куклы, на другой – развешивает его. Действия на картинках могут быть самые разные (девочка спит, делает зарядку, обедает – моет посуду).
Рассматривая картинки дети учатся называть слова с противоположным значением: кукла Катя большая а Таня. (маленькая) ; красный карандаш длинный а синий. (короткий); зелёная лента узкая а белая. (широкая); одно дерево высокое а другое. (низкое).
У детей формирую понимание и умение употреблять в речи обобщающие понятия (платье, рубашка – это одежда; кукла, мяч – это игрушки; чашка, тарелка – это посуда)
Развиваю умения у детей сравнивать предметы (игрушки, картинки, соотносить целое и его части (паровоз, вагоны - поезд).
В тесном единстве со словарной работой и развитием связной речи провожу работу над грамматическими формами слова и предложения.
Обучение изменению слов по падежам, согласовыванию существительных в роде и числе (большой слон, маленький хвостик) осуществляю при помощи специальных игр и упражнений: «Чего не стало?», «Чего нет у куклы?», «Кто больше назовёт действий?», «Где вы играете? Спите? Умываетесь?»,
«Что будет делать зайчик если возьмёт в руки барабан? Дудочку?» и т. д.
Работа по развитию связной речи детей проходит в определённой последовательности. Параллельно решаются все речевые задачи: воспитание звуковой культуры, формирование словаря и грамматического строя речи.
Для развития связной речи во 2 младшей группе детей подвожу к пересказыванию литературных произведений, обучаясь умению воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам воспитателя, затем совместно с ним.
При рассматривании картин дети учатся сначала отвечать на вопросы по содержанию картины, а затем их внимание обращается на действия персонажей картины, и только после этого дети составляют короткий рассказ сначала вместе со взрослым а потом самостоятельно.
При рассматривании игрушек или предметов привлекаю внимание детей к особенностям и характерным признакам предмета. Для этого провожу игры «Узнай по описанию», «Угадай кто это?», «Какая игрушка?»
Умение точно называть предмет и его признаки развиваю в играх : «Что за овощ?», «Что за предмет?», «Что у кого?».
Умению быть внимательным при перечислении признаков и находить ошибки при описании предмета детей обучаю в играх «Что напутал Буратино?», «Правильно ли сказал Незнайка?»
Для развития связной речи у детей использую предметные игры с куклой.
Например, в дидактической игре "Уложи куклу спать" дети учатся последовательно выполнять действия в процессе раздевания куклы - аккуратно складывать одежду на стоящий стул, заботливо относиться к кукле, укладывать её спать, петь колыбельные песни. Согласно правилам игры, дети должны отобрать из лежащих предметов только те, которые нужны для сна.
Таких игр с малышами проводится несколько: "День Рождения куклы Кати", "Оденем Катю на прогулку", "Катя обедает", "Купание Кати". В этих играх обеспечивается и стимулируется детская активность, используются различные приемы: беседа со всеми детьми и отдельно с каждым ребенком, вопросы, показ.
Также использую приё м совместного рассказывания: я начинаю предложение, ребёнок заканчивает.
Например: В аквариуме плавают…Кто плавает? (Рыбки)
Высоко на дубу сидит и каркает…Кто? (Ворона)
На лугу пасётся (Корова)
На огороде вырос большой, зелёный … (Огурец)
У Даши лопнул красный (Шар)
Для того, чтобы заинтересовать детей игрой, использую рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, использую сюрпризных моменты, вношу новые игрушки.
Использование дидактических, пальчиковых игр позволяет улучшить речь детей.