Надежда Ратникова
Кластер как средство познавательной активности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Надежда Ратникова
«Кластер, как средство познавательной активности дошкольников»
Кластер – (в переводе с англ.) это скопление, гроздь, пучок.
Кластер пришел к нам из информационно-коммуникативных технологий и обозначает объединение нескольких однородных элементов, которые могут рассматриваться как самостоятельные единицы, обладающие определенными свойствами.
Актуальность метода кластера для дошкольников обусловлена тем, что в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребёнка.
Публикация «Кластер как средство познавательной активности дошкольников» размещена в разделах
Кластер предполагает выделение смысловых единиц текста (темы) и графическое оформление их в виде схемы.
Существуют различные виды кластеров:
На своем открытом просмотре я воспользовалась кластером «планета и её спутники» тема занятия «Мой Приокский район» На мой взгляд, для дошкольников это самая востребованная и продуктивная модель кластера. Ею удобно воспользоваться на этапе изучения, закрепления и систематизации, а также на этапе повторения изученного материала. Кластер мы оформили, на доске. В центре расположили основное понятие, а по сторонам крупные смысловые единицы. Это были картинки относящиеся к данной теме. …. Далее уже вокруг «спутников» можно находить менее значимые смысловые единицы для более полного раскрытия темы. Очень важно уметь конкретизировать категории, содержащиеся в изучаемом материале.
Блок-схемы - данный вид кластера можно применить для составления рассказа о семье. Здесь нет схемы как таковой, здесь важна последовательность.
Бумажный кластер - Дети составляют из этих карточек кластер, устанавливая между понятиями смысловые связи, развивают словесно-логическое мышление.
Кластер с нумерацией слов для составления предложения - Детям предлагаются пронумерованные карточки с картинками, чтобы выставить слова в правильный порядок, правильно составить предложение. Развивать лексико- грамматический строй речи.
Арт-кластер – это кластер, в котором вместо записи слов используются картинки. Картинки могут изображать единичные предметы или сюжеты. Например, слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению Карточки можно раскладывать на столе или наклеивать на лист бумаги.
Сюжетный Арт кластер – пример, занятие по развитию речи, составление рассказа по серии сюжетных картинок
Групповой кластер - Большая тема делится на несколько "подтем" (групп). Подтемы можно раздать разным детям или группам детей. Для каждой подтемы составляется свой кластер. Затем все схемы объединяются, и получается один общий кластер
Обратный кластер- Данный вид кластера используется чтобы вызвать интерес у детей. Составляется обратный кластер следующим образом: выставляются дополнительные категории или основные компоненты, в центре ставится знак вопроса или оставляется пустая рамка для определения и записи ключевого слова, основной темы, предмета обсуждения. (Например, воспитатель показывает детям следующий кластер и просит назвать - обобщающие понятие)
Метод кластера может применяться практически на всех занятиях, при изучении самых разных тем. Кластер может быть использован во время образовательной деятельности, и в качестве индивидуального задания.
В процессе работы у воспитанников формируются и развиваются умения: формулировать вопросы; находить главное в большом объеме учебного материала; устанавливать причинно-следственные и логические связи; строить умозаключения; переходить от частного к общему, воспринимая проблему в общем виде; проводить аналогии, сравнивать и анализировать.
Применение приёма «кластер» позволяет охватить больший объем учебного материала, вовлекает всех воспитанников в обучающий процесс, деятельность интересна детям, они открыты и активны.
Кластер — это интерактивная технология, которая помогает развивать связную речь и системное мышление детей, а также даёт возможность дошкольникам проявить себя и высказать своё видение вопроса.
Подводя итоги хочу еще раз подчеркнуть, что овладев технологией метода КЛАСТЕР и применяя его в воспитательно-образовательном процессе, данный метод, несомненно будет способствовать развитию у детей качеств отвечающим процессам воспитания и обучения, происходящим сегодня изменениям в жизни и требованиям прописанным в государственном образовательном стандарте нового поколения.