алиса камалова
Современные подходы к взаимодействию инструктора по физической культуре с родителями (законными представителями) дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Современные подходы к
взаимодействию инструктора
по физической культуре с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста по проблеме
оздоровления и физического развития»
Проблема оздоровления и физического развития дошкольников в настоящее время приобрела особую значимость, так как физическая культура и спорт являются самым действенным средством профилактики множества заболеваний.
Однако, современный мир полон гаджетов, смартфонов и других технических
Публикация «Современные подходы к взаимодействию инструктора по физической культуре с родителями (законными представителями) дошкольников» размещена в разделах
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2024
средств, погружающих людей в виртуальные придуманные миры. Следствие
такого явления – болезнь XI века под названием гиподинамия. Наблюдая за воспитанниками, заметила, что малыши чаще болеют, имеют трудности физического развития, некоторые из них имеют даже лишний вес. А ведь именно благодаря движениям развиваются физические качества ребенка, важные физиологические функции организма, закладываются основы здорового образа жизни.
Что же мы – взрослые, упустили? Возможно себя, потерянного где-то в социальных сетях, виртуальных играх. Ведь именно мы показываем нашим детям как нужно жить. От нас они перенимают манеры поведения, привычки.
Реализуя ФГОС ДО, одной из задач которого является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, я как инструктор по физической культуре совместно с воспитателями знакомлю малышей с бесконечным миром спорта, приобщаю их к разным движениям, элементам гимнастики и спортивных игр. Так как именно в дошкольном возрасте необходимо постепенно формировать навыки двигательного действия, способствуя полноценному физическому развитию детей, чтобы в последствие их жизнь была наполнена динамикой. Ведь если в три года ребенок обладает природной гибкостью, но её не развивают, то к 5-7 годам от таких возможностей не останется и следа.
Физическое развитие и оздоровление детей должны происходить не только в условиях дошкольного учреждения, но и в семье. В статье 44 закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» говорится: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте». Поэтому в процессе своей педагогической деятельности стараюсь привлекать семьи воспитанников к участию в физическом развитии детей. Но в силу большой занятости, нехватки времени родители неохотно идут на контакт, редко приходят на мероприятия.
На основании выше изложенного, считаю, что одним из основных условий физического развития детей дошкольного возраста является создание системы взаимодействия родителей (законных представителей, педагогов и детей путем организации единого образовательного пространства. Очень важно, чтобы родители (законные представители) одобряли детский интерес к физической культуре и всячески его поддерживали, так как именно они составляют первую общественную среду ребенка, являются основными воспитателями, от позиции которых во многом зависит развитие ребёнка.
Цель профессиональной деятельности в этом направлении: организация тесного взаимодействия с родителями (законными представителями) по проблеме оздоровления и физического развития детей дошкольного возраста.
Задачи, которые обеспечивают достижение цели:
- создать условия в дошкольной образовательной организации для взаимодействия с родителями (законными представителями);
- модернизировать развивающую предметно – пространственную среду;
- повышать компетентность родителей (законных представителей) по вопро-сам физического развития детей;
- внедрять в образовательную деятельность ДОО разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы с участием детей и их родителей (законных представителей);
- формировать у детей и родителей (законных представителей) потребность в здоровом образе жизни.
Для реализации поставленных задач и достижения цели в своей деятельности соблюдаю следующие принципы:
принцип партнерства - заключается в том, что взаимоотношения между мной, как инструктором по физкультуре, и родителями выстраиваются на основе взаимного доверия, взаимопонимания, активности и позитивного сотрудничества.
принцип целостности - подразумевает понимание родителей и инструктора по физкультуре, что семейное воспитание и воспитание в ДОУ неразделимы. Данный принцип определяет необходимость согласования стратегии работы с ребенком в ДОУ и его физического развития в семье.
принцип вариативности - предполагает предоставление родителям выбора содержания общения, форм участия и степени включенности в образовательный процесс.
принцип непрерывности - предполагает системное и долгосрочное взаимодействие, обеспечение преемственности в содержании и тактических действиях родителей и инструктора по физкультуре.
принцип творчества - означает возможность для всех участников образовательного процесса в проявлении творческой инициативы, ориентацию педагога на творческий подход к процессу взаимодействия с семьей, поддержку социальной активности родителей.
Учё т данных принципов позволяет :
- изучить семью и установить контакты с ее членами для согласования воспитательных воздействий на физическое развитие ребенка;
- создать условия для приобщения родителей (законных представителей) к участию в оздоровлении детей;
- установить доверительные, партнерские отношения с каждой семьей;
- оказать психолого-педагогическую поддержку родителям в различных во-просах, касающихся здоровья и физического развития ребенка.
Одним из условий успешного взаимодействия с родителями (законными представителями) по вопросам физического развития детей, является материально-техническая база образовательной организации и правильно организованная развивающая предметная пространственная среда. Для выполнения этого условия ДОО оборудована спортивным залом и спортивной площадкой, развивающая предметно-пространственная среда, которых отвечает требованиям ФГОС ДО и является доступной, безопасной, содержательной, многофункциональной, трансформируемой, вариативной.
В процессе взаимодействия с родителями изготавливаются нестандартное оборудование для развития двигательной активности детей в образовательной деятельности и в различных режимных моментах:
- пособия для проведения общеразвивающих упражнений (султанчики, косички);
- пособия для развития основных видов движения (мешочки с песком);
- пособия для проведения коррекционной работы (корригирующие дорожки, пособия для тренировки дыхательной системы);
- пособия для проведения подвижных игр;
В рамках повышения компетентности родителей по вопросам физического развития ознакомить их с информацией по тому или иному вопросу посредством консультаций, папок-передвижек, буклетов. Когда родители приходят в детский сад за ребенком, и по какой-то причине ждут (когда закончится образовательная деятельность или ужин, то очень кстати оказывается наглядная информация. В первую очередь, это информационный стенд инструктора по физической культуре, на котором размещена информация о домашнем физическом воспитании. Яркие плакаты с картинками и полезными сведениями всегда привлекают внимание мам и пап. Фотовыставки с участием детей во время образовательной деятельности, развлечений не оставляют равнодушным ни одного родителя. Для размещения на стенде разрабатываются:
- консультации «Коррекция плоскостопия и осанки», «Современные технологии по оздоровлению дошкольников», «Методы физического развития детей дошкольного возраста», «Здоровые дети в здоровой семье», «Игровой самомассаж для детей», «Секреты бодрости для детей и родителей»;
- буклеты «Подвижные игры для здоровья детей», «Здоровое питание для дошкольника», «Гимнастика для глаз», «Игры с мячом».
Также организуются родительские и многие другие.
В современном детском саду планирование образовательного процесса невозможно без осуществления системно - деятельностного подхода в работе с воспитанниками. Только учитывая особенности каждого ребенка и его образовательные потребности возможно достижение качественной подготовки дошкольников к дальнейшему обучению. Поэтому в основу организации работы по взаимодействию с родителями был положен системно - деятельностный подход. Это позволяет родителям, с одной стороны - на себе «прочувствовать» эффективность данного подхода к физическому развитию своих детей, а с другой - открыть для себя новые возможности совместной деятельности с ними.
В своей деятельности можно использовать такие формы работы как:
- открытые образовательные мероприятия
- выступления на родительских собраниях
- индивидуальные беседы
- праздники, досуги и развлечения.
Но наиболее эффективным средством взаимодействия я думаю проектные технологии. Так как проектная деятельность выделяет ребенка и родителей как деятелей в образовательном процессе, а педагогу отводится роль организатора и координатора этого процесса. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целенаправленность и результативность.
Проекты, вне зависимости от вида нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОО проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и - непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Для отслеживания результатов деятельности в данном направлении проводятся педагогические наблюдения и анкетирование родителей по вопросам физического развития и оздоровления детей. По результатам анкетирования и педагогических наблюдений можно проследить положительную динамику в заинтересованности и участии родителей во взаимодействии.
В ходе планомерной работы по взаимодействию с родителями (законными представителями) можно достигнуть следующих результатов :
- создание условий в дошкольной образовательной организации для взаимодействия с родителями (законными представителями);
- модернизировать развивающую предметно – пространственную среду;
- повышения компетентности родителей (законных представителей) по во-просам физического развития детей
Наиболее значимыми результатами работы по взаимодействию с родителями (законными представителями) я думаю их систематическое участие в спортивных мероприятиях ДОО и района («Весёлые старты», «Кросс наций», «Лыжня России. Что свидетельствует о потребности детей и родителей (законных представителей) в здоровом образе жизни.
На основании представленных результатов можно сделать вывод, что взаимодействие с родителями по вопросам физического развития и оздоровления детей, единый подход к воспитанию ребенка, проведение совместных различных образовательных и досуговых мероприятий, совместная разработка методического и практического материала, спортивного оборудования имеет положительную динамику.