МААМ-картинки

Выступление на родительской гостиной «От рифмы к песенке»

Валентина Цветкова
Выступление на родительской гостиной «От рифмы к песенке»
▼ Скачать + Заказать документы

Выступление на родительской гостиной

Тема: «От рифмы к песенке»

Слайд. 1 Большинство детей от природы обладает поэтическим дарованием, которое с возрастом исчезает, если ему не находят должного применения и не обеспечивают полноценного развития в детские годы.

Публикация «Выступление на родительской гостиной „От рифмы к песенке“» размещена в разделах

Эта игра развивает не только речь, но и подлинное понимание художественного произведения. Она откроет ребёнку новый источник удовольствия, когда в поэтической речи он начнёт улавливать особенно чёткий ритм, удачную рифму, а в дальнейшем и самостоятельно сочинять небольшие стихи.

Что такое рифма? Как это можно объяснить ребенку? На самом деле это и просто и сложно. Что тут сложного? С младенчества читаем стихи детям и рифму они слышат, но как акцентировать на этом внимание, чтобы ребенок еще и сам смог придумать рифму - это задачка посложнее.

Рифма - это созвучие слов. Ребенку проще всего объяснить это на примерах, превратив примеры в увлекательную и веселую игру. Попросите ребенка подобрать рифмы к легким словам. Если сложно ему - подскажите. Например: кошка – окошко, день – пень, луна - она.

Следует отметить, что работа с такой формой монологического текста, как стихотворение, благоприятствует развитию способности чувствовать художественную выразительность слова. При восприятии стихотворных текстов детьми закладывается основа для формирования любви к родному языку, его точности, меткости, образности.

Без словесной игры, которая содержится в рифмованных текстах, ребенок не сможет овладеть богатством родного языка. Ведь рифмованный текст помогает выразить не только мысли, но и чувства, переживания человека.

Исследователями детской речи, установлено, что дети 3 - 5 лет имеют естественную потребность в стихосложении (стихотворчестве). Веселое, смешное, устрашающее или дразнящее стихотворение - это словесная "игрушка" ребенка. И в то же время детская поэзия - это свой особый, свойственный только детям, взгляд на мир, запечатленный в слове. С чего можно начать?

Самая простая игра. Чтобы играть в рифмы, нужно просто подбирать рифму к определенному слову. А тот, у кого это не получится, получит моментальный штраф в виде какого-нибудь каверзного желания. Итак, папа начинает: - ромашка

А мама продолжает: - букашка

Ребенок дальше говорит: - промокашка.

И так, пока кто-то не сможет придумать рифму.

В такую игру можно играть не только дома, но и на прогулке, в дороге…Может так случится, что ваш ребенок во время этой игры употребит какое-нибудь несуществующее слово. Не стоит его ругать, можно просто спросить, что оно означает. Возможно, вариант предложенный ребёнком будет интереснее, чем придумали вы.

Есть очень много игр в рифмы.

Слайд 2. "СКЛАДНЫЕ КАРТИНКИ" игра.

Задание ребенку найти слово парное по рифме.

Можно использовать книги, картинки из настольных игр.

Следующая игра

Слайд 3. "ПРИДУМАЙ РИФМОВАННОЕ СЛОВО"

В эту игру можно играть и на прогулке. Взрослый называет слово, дети придумывают к нему рифмовки. Игровое упражнение можно проводить в старшем возрасте с усложнением, которое заключается в том, что взрослый объявляет слово определенной части речи, а дети должны придумать рифмующееся слово той же части речи. Спешит-лежит, белый – серый, кот-крот.

Затем можно составлять рифмованные строчки по заданному словосочетанию.

Слайд 4. "ПРИДУМАЕМ РИФМОВАННЫЕ СТРОЧКИ"

Взрослый предлагает детям выбрать какую-либо рифмованную пару (для начала надо взять существительные) и сочинить рифму следующим образом "Жил-был кто-то и был похож на что-то". Игра считается законченной, если каждый ребенок составил рифмованную фразу по словосочетанию.

Например: "Жила – была рыжая кошка, любила сидеть на окошке…»

Зеленая букашка залезла на ромашку.

Распустились почки, зеленеют кочки…

На дворе весенний день-расцветает даже пень

Видим из окошка садовую дорожку.

Я несу домой букет- где сорвал цветы секрет!

Эту игру можно проводить с детьми 4-хлетнего возраста.

Затем можно создавать рифмованные тексты.

Слайд 5. "СТИШОК ПРО НАС"

Цель: учить детей создавать рифмованные тексты из 5-6 строк на основе пережитых событий.

Ход: можно предложить детям вспомнить случаи, которые происходили с ними, и написать стишок про это. Стихи на основе пережитых событий начинают сочинять с детьми 5 года жизни.

Начинаем мы… рассказ про нашу встречу и про. нас

Сочинять стихи так… просто, не зависимо от… роста.

Мамы и папы, взрослые… дети… могут стихи сочинять все … на свете.

В песенку могут стихи… превратиться, но нужно, конечно, нам. потрудиться.

Слайд 6. Игры и творческие задания для составления рифмованных текстов :

Доскажи словечко,

Склад-несклад (игра с мячом подбирать рифму к загаданному слову,

Чистоговорки (учить детей подбирать рифму к звукосочетанию, (можно устроить соревнования по быстроте произнесения звукосочетаний,

«Сочини дальше» взрослый придумывает строчку стихотворного текста, а дети сочиняют дальше.

Вы предлагаете ребенку подключиться к игре и вместе с любимой игрушкой поиграть в рифму! Слайд 7 Но прежде надо озвучить три непременных условия в таких играх.

Первое условие игры: предмет, название которого рифмуется с названным вами предметом, должен быть перед глазами ребенка (в помещении, в котором вы играете) или на картинке. На первых порах – это необходимое условие.

Второе условие: взрослый выступает в такой игре как партнёр по общению и поэтому в общении не имеет место понукание, назидательность, критика. У вас с ребенком равноправные взаимоотношения!

Третье условие: это игра! Смейтесь, шалите, веселитесь! Меняйтесь с ребенком ролями (он называет слово-основу – вы находите к этому слову рифму-ответ).

Слайд 8 Незатейливые игры в рифму можно продолжать везде. Они принесут вашему ребенку много пользы! Однако не забывайте, что игры в рифму – это малая часть звуковых упражнений, развивающих фонематический слух.

Фонематический слух развит на достаточном уровне? Что это даёт?

Ребенок с развитым фонематическим слухом легко овладевает навыками звукового анализа и синтеза. Этот навык поможет ребенку в школе легко усвоить грамоту, связную речь, и соответственно – легко сформировать письменную речь.

Не случайно свое выступление я назвала От рифмы к песенке. Пение положительно влияет на здоровье дошкольника, в том числе на его речь.

Большинство детских песенок состоит из простых, часто повторяющихся слов, а основным средством овладения языком и развития речи является повтор. Дети даже не осознают, что через повторение они заучивают слова, так как произносят их снова и снова, запоминание куплетов из песен развивает умение составлять фразы и предложения. И сами того не замечая, дети изучают основы поэзии!

Слайд 9 Дети очень любят петь. В процессе пения у них развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма. Пение способствует развитию и укреплению лёгких и всего голосового аппарата. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.

Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губ, языка, это, конечно, помогает развитию четкой дикции ребенка.

Пение помогает развитию даже навыка чтения. Дети овладевают ритмическим строем языка, ведь им приходится пропевать каждый слог. В песнях есть рифма, а умение чувствовать рифму – важный навык для детей с речевыми проблемами.

Слайд 10. Попробуйте пропевать сочиненные вами стихи. Придумывая свою мелодию. Чтобы лучше чувствовать ритм, можно сопровождать пение жестами, что будет способствовать и развитию координации движений. Получается, что мы «раскрашиваем» песню с помощью простых движений. Слайд 11. Например «Весенняя песенка» Кап, кап, весенний день, кап, кап, звенит капель, кап, кап, капельки, кап, кап, капают.

При пении песен мы используем дыхание. Когда мы занимаемся пением, мы учим детей брать дыхание, экономно расходовать его, чтобы хватило на всю фразу. Правильное дыхание развивает легкие, что способствует лучшей циркуляции крови в организме. Это, со своей стороны, дает оздоровительный эффект. «Искусство пения – это искусство правильно дышать», - так говорили еще во времена старой итальянской школы вокала. И это действительно так. Когда человек поет, то у него тренируется дыхательная мускулатура и развивается диафрагмальное дыхание, что в комплексе улучшает дренаж легких. У людей «поющих» гораздо меньше встречаются заболевания дыхательных путей.

Исполнение песен детей дает большие возможности для влияния на интонацию и выразительность детской речи. Развивает фантазию, способствует развитию творческих способностей.

Слайд 12 Таким образом, игры в рифмы и последующее сочинение песенок способствует :

развитию творческих способностей: фонематического, мелодического и метроритмического слуха, ладового чувства, музыкальной памяти и др. ;

активизации работы левого (логического) и правого (образного) полушарий мозга, что проявляется в повышении работоспособности, улучшении настроения, активизации внимания;

развитию и укреплению дыхательной системы, что особенно важно в детском возрасте;

тренировке мышц гортани, голосовых связок;

улучшению тембра голоса, что содействует выразительности речи и пения;

расширению диапазона голоса;

созданию благоприятных условий для формирования общей музыкальной культуры.

В заключении, хочется отметить, что стихи и музыка предназначены не только для талантливых. Вся наша жизнь пронизана словом и музыкой: мы поем, напеваем, прихлопываем.

И в заключении, несколько советов вам дорогие родители.

Советы родителям

Не заставляйте ребенка сочинять рифмы или петь! Не волнуйтесь, если у ребенка что – то не получается.

Никогда не говорите ребенку, что он не умеет рифмовать слова, или фальшиво поет! Пробуйте, сочиняйте вместе и у вас все обязательно получится!

Хвалите! Чаще хвалите, радуйтесь успехам малыша, играйте вместе с ним, подпевайте ему. Придумайте песенки вместе! Пойте! Не бойтесь петь дома, даже если это не очень хорошо получается. Говорите ребенку, что петь – это замечательно. Пойте вместе с ним, пойте с другими членами вашей семьи. «Поющий» человек – счастливый человек! Пение – это своеобразный антидепрессант, оно расслабляет, успокаивает, воодушевляет, вдохновляет.

Позвольте себе быть счастливыми! Пойте себе на здоровье, а другим на радость!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Что лишнее?» для детей 6–7 лет по лексической теме «Продукты питания» Дидактическая игра «Что лишнее?» рассчитана для детей 6 -7 лет (подготовительная группа) Актуальность: я считаю, что данное пособие актуально.

План работы логопеда с родителями в ДОУ для детей с нарушениями речи Планирование заседаний в «Деловой гостиной» Октябрь. Выступление старшей медицинской сестры о целесообразности и способах закаливания,.

Автор публикации:
Выступление на родительской гостиной «От рифмы к песенке»
Опубликовано: 23 сентября 2014 в 21:13
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Выступление на родительской гостиной «От рифмы к песенке»» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Цветкова (УИ 83904) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД