Приложение МААМ

Выступление на семинаре на тему: Проблемы детского изобразительного творчества (14 фото)

Шестакова Валентина Вениаминовна
Выступление на семинаре на тему: Проблемы детского изобразительного творчества
▼ Скачать + Заказать документы

Факторы, определяющие своеобразие детского художественного творчества

Основы формирования художественного видения мира закладывается с самого раннего детства. В изобразительной деятельности дошкольного возраста творчество играет огромную роль. Это связано с развитием личности ребенка. Понимая это, мы педагоги стараемся организовать детскую деятельность так, чтобы они видели все краски жизни, ее удивительные проявления, научились любить прекрасное, чтобы им открылось особое видение мира и захотелось в творчестве выразить свои чувства и мысли.

Публикация «Выступление на семинаре на тему: Проблемы детского изобразительного творчества» размещена в разделах

Воображение - основа творческой деятельности, а творчество - один из существенных показателей развития личности, одна из сущностных ее характеристик.

С момента рождения процесс восприятия ребенка опосредствован взрослым. Содержание и способы сенсорного познания ребенка изначально опосредуются взрослыми: подбором предметов, целенаправленным расположением их, стимулированием актов хватания и совместной предметной деятельностью.

Поэтому малыш сначала видит предмет как бы глазами другого человека. Следовательно, обобщенность, целостность человеческого опыта изначально опосредствуют индивидуальное восприятие, видение предмета. И потому уже в восприятии присутствует прообраз «схватывания» целого раньше частей.

Воображение позволяет ребенку в совместной со взрослым предметной деятельности уловить общий смысл действия, ориентироваться на его образ и контролировать свое действие при его исполнении. То есть воображение начинает проявляться в раннем возрасте.

В раннем возрасте развитие детского изобразительного творчества начинается с простых каракулей. Малыш еще не знает, что он рисует, но его увлекает сам процесс. При этом детки с удовольствием рассматривают картинки в книгах. И в один прекрасный момент, обычно при помощи родителей, малыши первый раз пытаются скопировать увиденное. Конечно, поначалу все выглядит довольно схематично, и ребенку приходится все время объяснять, что именно он нарисовал. Но если мама с папой постоянно стимулируют малыша к рисованию, его ручки развиваются, пальчики становятся более ловкими, он быстро учится нехитрым движениям карандашом или кистью, и уже очень скоро кроха начинает создавать индивидуализированные рисунки. Поначалу малыши лишь комбинируют знакомые элементы. Но чем выше становится их мастерство, тем лучше им удается передавать свои идеи.

Известно, что у дошкольника существует большой познавательный интерес к окружающему (если он не подавляется, а поддерживается взрослыми). Однако знаний, чтобы удовлетворить его, у ребенка еще недостаточно. Воображение дошкольника и разрешает это противоречие.

Выразительность детского рисунка не всегда является результатом целенаправленных поисков, она может быть случайной, интуитивной, обусловленной яркими впечатлениями и чувствами. Восприятие, мышление, чувства, интуиция проявляются у ребенка в структуре воображения.

Детское воображение отличают яркое видение образа, способность к быстрому вхождению в образ, в изображаемые обстоятельства. Это характерно почти для всех дошкольников. Чем младше ребенок, тем больше он верит в создаваемые им и другими образы. Наиболее ярко это проявляется в игре.

Дети от 3 до 5 лет в качестве центральной части образа используют элементы реальности, а у детей 6-7 лет эти элементы занимают второстепенное место, новый образ создается путем свободного оперирования представлениями.

Ученые выявили, что показатель оригинальности выше у детей с «эмоциональным», чем у детей с «познавательным» воображением, причем во всех возрастных группах. Эти данные свидетельствуют о зависимости творческих проявлений от личностных особенностей детей и дают педагогу возможность дифференцированно подходить к формированию деятельности и развитию ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Как показали исследования О. М. Дьяченко, уровень оригинальности детской продукции выше в младшей и подготовительной группах, а в средней и старшей несколько снижается. В младшей группе это связано с отсутствием взаимовлияния детей (из-за отсутствия совместной деятельности). Малыш как бы «открывает» смысл рисунка, в котором он может отразить весь мир. Радуясь такому способу действенного воспроизведения того, что его интересует, что для него значимо, малыш обнаруживает разнообразие тем и замыслов. В то же время он не владеет адекватными способами изображения и даже не подозревает об их существовании и потому смел и раскован в изображении («смелость неведения»). То есть детское «хочу» и «могу» не расходятся. Поэтому, если мы хотим сохранить и под-держать тенденцию к развитию оригинальности изображения окружающего как показателя творчества, следует принимать все, что делает в рисунке (лепке) малыш, лишь стимулируя в интересной для него форме упражнение в способах действия. Такой подход взрослых к детской деятельности сочетает в себе сохранение, поддержание инициативной активности ребенка, рождающей оригинальность образов, с обучением способам действия.

В подготовительной группе оригинальность продуктов детского воображения (рисунков, поделок) можно объяснить рядом причин: ребенок к 7 годам освоил (в основном в игре) нормы, правила, ценности жизни взрослых. Поэтому произошли изменения в его мотивационно-потребностной сфере личности, а именно: появилось основное психологическое новообразование, характерное для этого возраста, - стремление к социально значимой, социально оцениваемой деятельности. Применительно к изобразительному творчеству этот мотив конкретизируется в стремлении ребенка создать образ, который поняли бы и приняли дети и взрослые, т. е. выразительный, интересный, оказывающий эмоциональное воздействие на других людей. Это одна из причин появления оригинальных образов. Как правило, к 7 годам у детей есть определенный опыт. При наличии же обобщенных, а значит, гибких, вариативных умений ребенку легче реализовать любые, в том числе оригинальные, замыслы. Это еще одна причина создания семилетками оригинальных образов.

Безусловно, один из важнейших факторов успехов 7-летнего ребенка в поиске адекватных средств создания образа является разумное обучение с 4 до 6 лет. В этот период «стабильного» (не кризисного) развития дети ориентированы в основном на усвоение норм, правил, образов деятельности, взаимоотношений взрослых (в первую очередь через игру). Их склонность к подражанию используется и в организованном обучении. В этот период развивается операционно-техническая сторона деятельности как одно из условий создания оригинальных образов в 7-летнем возрасте. Поэтому определенная потеря оригинальности в работах детей средней, старшей групп по сравнению с младшей и подготовительной как бы закономерна, объяснима (хотя тенденция эта не абсолютная, а относительная).

В любом возрасте создание оригинальных образов возможно при наличии свободы, поощрения смелости, отсутствия жестких регламентирующих оценок, тогда ребенок смело варьирует свой опыт, экспериментирует, находит новое в темах, замыслах, способах исполнения.

Как показали исследования О. М. Дьяченко, наибольшее количество детей с «эмоциональным» воображением относится к младшему дошкольному возрасту, в средней и старшей группах их число уменьшается и вновь возрастает в подготовительной группе.

Следовательно, в работе с детьми младшей и подготовительной групп надо быть особенно чуткими к переживаниям детей, щадить их самолюбие, предоставлять больше свободы для самовыражения, осторожнее относиться к оценке рисунка, в котором ребенок может не столько изображать, сколько обозначать свое состояние, настроение, желание.

Учитывая индивидуальные особенности детей, педагоги могут более целенаправленно строить работу по формированию творческих замыслов у дошкольников (особенно с «эмоциональным» воображением, организовывать индивидуальную работу с детьми в момент реализации ими замысла, стимулировать смелость, чувство уверенности в себе у детей, сосредоточенных на своих переживаниях.

В работе с детьми с превалирующим «познавательным» воображением следует больше стимулировать поиск своеобразия, оригинальности содержания и способов воплощения образа, обращать на это внимание при анализе работ. Нужно радоваться оригинальности, своеобразию рисунка ребенка с «познавательным» воображением.

Выступление на семинаре на тему: Проблемы детского изобразительного творчества

Мы с моими крохами осваиваем азы закрашивания ко контуру. У каждого ребенка были образцы рисунков по их выбору.

Факторы определяющие своеобразие детского художественного творчества Основы формирования художественного видения мира закладывается с самого раннего детства В изобразительной деятельности дошкольного возраста творчество играет огромную роль Это связано с развитием личности ребенка Публикация Выступление на семинаре на тему Проблемы детского изобразительного творчества размещена в разделах Методические материалы для педагогов и воспитателей Работа С момента рождения процесс восприятия ребенка опосредствован взрослым Поэтому малыш сначала видит предмет как бы глазами другого человека

В следующей образовательной деятельности мои крохи из соленого теста лепили для пап самолеты. А что из этого получилось- смотрите:

Следовательно обобщенность целостность человеческого опыта изначально опосредствуют индивидуальное восприятие видение предмета И потому уже в восприятии присутствует прообраз схватывания целого раньше частей Воображение позволяет ребенку в совместной со взрослым предметной деятельности уловить общий смысл действия ориентироваться на его образ и контролировать свое действие при его исполнении То есть воображение начинает проявляться в раннем возрасте В раннем возрасте развитие детского изобразительного творчества начинается с простых каракулей Малыш еще не знает что он рисует но его увлекает сам процесс При этом детки с удовольствием рассматривают картинки в книгах

Мои маленькие крохи получили огромное удовольствие от выполненной работы.

Публикации по теме:

Влияние нетрадиционных методов рисования на изобразительную деятельность детей младшего дошкольного возраста Дошкольный возраст – это сензитивный период для развития у детей продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация и конструирование.

Использование игровых приемов при руководстве изобразительной деятельностью спешность решения образовательных задач по изобразительной деятельности в большей мере определяется правильной организацией работы с детьми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выступление на семинаре на тему: Проблемы детского изобразительного творчества
Опубликовано: 28 февраля 2015 в 01:35
+53Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Выступление на семинаре на тему: Проблемы детского изобразительного творчества» (включая файлы) размещена пользователем Шестакова Валентина Вениаминовна (УИ 229861) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 26.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД