Папки-передвижки

Выступление на семинаре на тему: Проблемы детского изобразительного творчества (14 фото)

Шестакова Валентина Вениаминовна
Выступление на семинаре на тему: Проблемы детского изобразительного творчества

Факторы, определяющие своеобразие детского художественного творчества

Основы формирования художественного видения мира закладывается с самого раннего детства. В изобразительной деятельности дошкольного возраста творчество играет огромную роль. Это связано с развитием личности ребенка. Понимая это, мы педагоги стараемся организовать детскую деятельность так, чтобы они видели все краски жизни, ее удивительные проявления, научились любить прекрасное, чтобы им открылось особое видение мира и захотелось в творчестве выразить свои чувства и мысли.

Публикация «Выступление на семинаре на тему: Проблемы детского изобразительного творчества» размещена в разделах

Воображение - основа творческой деятельности, а творчество - один из существенных показателей развития личности, одна из сущностных ее характеристик.

С момента рождения процесс восприятия ребенка опосредствован взрослым. Содержание и способы сенсорного познания ребенка изначально опосредуются взрослыми: подбором предметов, целенаправленным расположением их, стимулированием актов хватания и совместной предметной деятельностью.

Поэтому малыш сначала видит предмет как бы глазами другого человека. Следовательно, обобщенность, целостность человеческого опыта изначально опосредствуют индивидуальное восприятие, видение предмета. И потому уже в восприятии присутствует прообраз «схватывания» целого раньше частей.

Воображение позволяет ребенку в совместной со взрослым предметной деятельности уловить общий смысл действия, ориентироваться на его образ и контролировать свое действие при его исполнении. То есть воображение начинает проявляться в раннем возрасте.

В раннем возрасте развитие детского изобразительного творчества начинается с простых каракулей. Малыш еще не знает, что он рисует, но его увлекает сам процесс. При этом детки с удовольствием рассматривают картинки в книгах. И в один прекрасный момент, обычно при помощи родителей, малыши первый раз пытаются скопировать увиденное. Конечно, поначалу все выглядит довольно схематично, и ребенку приходится все время объяснять, что именно он нарисовал. Но если мама с папой постоянно стимулируют малыша к рисованию, его ручки развиваются, пальчики становятся более ловкими, он быстро учится нехитрым движениям карандашом или кистью, и уже очень скоро кроха начинает создавать индивидуализированные рисунки. Поначалу малыши лишь комбинируют знакомые элементы. Но чем выше становится их мастерство, тем лучше им удается передавать свои идеи.

Известно, что у дошкольника существует большой познавательный интерес к окружающему (если он не подавляется, а поддерживается взрослыми). Однако знаний, чтобы удовлетворить его, у ребенка еще недостаточно. Воображение дошкольника и разрешает это противоречие.

Выразительность детского рисунка не всегда является результатом целенаправленных поисков, она может быть случайной, интуитивной, обусловленной яркими впечатлениями и чувствами. Восприятие, мышление, чувства, интуиция проявляются у ребенка в структуре воображения.

Детское воображение отличают яркое видение образа, способность к быстрому вхождению в образ, в изображаемые обстоятельства. Это характерно почти для всех дошкольников. Чем младше ребенок, тем больше он верит в создаваемые им и другими образы. Наиболее ярко это проявляется в игре.

Дети от 3 до 5 лет в качестве центральной части образа используют элементы реальности, а у детей 6-7 лет эти элементы занимают второстепенное место, новый образ создается путем свободного оперирования представлениями.

Ученые выявили, что показатель оригинальности выше у детей с «эмоциональным», чем у детей с «познавательным» воображением, причем во всех возрастных группах. Эти данные свидетельствуют о зависимости творческих проявлений от личностных особенностей детей и дают педагогу возможность дифференцированно подходить к формированию деятельности и развитию ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Как показали исследования О. М. Дьяченко, уровень оригинальности детской продукции выше в младшей и подготовительной группах, а в средней и старшей несколько снижается. В младшей группе это связано с отсутствием взаимовлияния детей (из-за отсутствия совместной деятельности). Малыш как бы «открывает» смысл рисунка, в котором он может отразить весь мир. Радуясь такому способу действенного воспроизведения того, что его интересует, что для него значимо, малыш обнаруживает разнообразие тем и замыслов. В то же время он не владеет адекватными способами изображения и даже не подозревает об их существовании и потому смел и раскован в изображении («смелость неведения»). То есть детское «хочу» и «могу» не расходятся. Поэтому, если мы хотим сохранить и под-держать тенденцию к развитию оригинальности изображения окружающего как показателя творчества, следует принимать все, что делает в рисунке (лепке) малыш, лишь стимулируя в интересной для него форме упражнение в способах действия. Такой подход взрослых к детской деятельности сочетает в себе сохранение, поддержание инициативной активности ребенка, рождающей оригинальность образов, с обучением способам действия.

В подготовительной группе оригинальность продуктов детского воображения (рисунков, поделок) можно объяснить рядом причин: ребенок к 7 годам освоил (в основном в игре) нормы, правила, ценности жизни взрослых. Поэтому произошли изменения в его мотивационно-потребностной сфере личности, а именно: появилось основное психологическое новообразование, характерное для этого возраста, - стремление к социально значимой, социально оцениваемой деятельности. Применительно к изобразительному творчеству этот мотив конкретизируется в стремлении ребенка создать образ, который поняли бы и приняли дети и взрослые, т. е. выразительный, интересный, оказывающий эмоциональное воздействие на других людей. Это одна из причин появления оригинальных образов. Как правило, к 7 годам у детей есть определенный опыт. При наличии же обобщенных, а значит, гибких, вариативных умений ребенку легче реализовать любые, в том числе оригинальные, замыслы. Это еще одна причина создания семилетками оригинальных образов.

Безусловно, один из важнейших факторов успехов 7-летнего ребенка в поиске адекватных средств создания образа является разумное обучение с 4 до 6 лет. В этот период «стабильного» (не кризисного) развития дети ориентированы в основном на усвоение норм, правил, образов деятельности, взаимоотношений взрослых (в первую очередь через игру). Их склонность к подражанию используется и в организованном обучении. В этот период развивается операционно-техническая сторона деятельности как одно из условий создания оригинальных образов в 7-летнем возрасте. Поэтому определенная потеря оригинальности в работах детей средней, старшей групп по сравнению с младшей и подготовительной как бы закономерна, объяснима (хотя тенденция эта не абсолютная, а относительная).

В любом возрасте создание оригинальных образов возможно при наличии свободы, поощрения смелости, отсутствия жестких регламентирующих оценок, тогда ребенок смело варьирует свой опыт, экспериментирует, находит новое в темах, замыслах, способах исполнения.

Как показали исследования О. М. Дьяченко, наибольшее количество детей с «эмоциональным» воображением относится к младшему дошкольному возрасту, в средней и старшей группах их число уменьшается и вновь возрастает в подготовительной группе.

Следовательно, в работе с детьми младшей и подготовительной групп надо быть особенно чуткими к переживаниям детей, щадить их самолюбие, предоставлять больше свободы для самовыражения, осторожнее относиться к оценке рисунка, в котором ребенок может не столько изображать, сколько обозначать свое состояние, настроение, желание.

Учитывая индивидуальные особенности детей, педагоги могут более целенаправленно строить работу по формированию творческих замыслов у дошкольников (особенно с «эмоциональным» воображением, организовывать индивидуальную работу с детьми в момент реализации ими замысла, стимулировать смелость, чувство уверенности в себе у детей, сосредоточенных на своих переживаниях.

В работе с детьми с превалирующим «познавательным» воображением следует больше стимулировать поиск своеобразия, оригинальности содержания и способов воплощения образа, обращать на это внимание при анализе работ. Нужно радоваться оригинальности, своеобразию рисунка ребенка с «познавательным» воображением.

Выступление на семинаре на тему: Проблемы детского изобразительного творчества

Мы с моими крохами осваиваем азы закрашивания ко контуру. У каждого ребенка были образцы рисунков по их выбору.

Факторы определяющие своеобразие детского художественного творчества Основы формирования художественного видения мира закладывается с самого раннего детства В изобразительной деятельности дошкольного возраста творчество играет огромную роль Это связано с развитием личности ребенка Публикация Выступление на семинаре на тему Проблемы детского изобразительного творчества размещена в разделах Методические материалы для педагогов и воспитателей Работа С момента рождения процесс восприятия ребенка опосредствован взрослым Поэтому малыш сначала видит предмет как бы глазами другого человека

В следующей образовательной деятельности мои крохи из соленого теста лепили для пап самолеты. А что из этого получилось- смотрите:

Следовательно обобщенность целостность человеческого опыта изначально опосредствуют индивидуальное восприятие видение предмета И потому уже в восприятии присутствует прообраз схватывания целого раньше частей Воображение позволяет ребенку в совместной со взрослым предметной деятельности уловить общий смысл действия ориентироваться на его образ и контролировать свое действие при его исполнении То есть воображение начинает проявляться в раннем возрасте В раннем возрасте развитие детского изобразительного творчества начинается с простых каракулей Малыш еще не знает что он рисует но его увлекает сам процесс При этом детки с удовольствием рассматривают картинки в книгах

Мои маленькие крохи получили огромное удовольствие от выполненной работы.

Публикации по теме:

Влияние нетрадиционных методов рисования на изобразительную деятельность детей младшего дошкольного возраста Дошкольный возраст – это сензитивный период для развития у детей продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация и конструирование.

Использование игровых приемов при руководстве изобразительной деятельностью спешность решения образовательных задач по изобразительной деятельности в большей мере определяется правильной организацией работы с детьми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выступление на семинаре на тему: Проблемы детского изобразительного творчества
Опубликовано: 28 февраля 2015 в 01:35
+53Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 26.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД