Получи документы

Выступление на семинаре «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста (развитие фонематического слуха и восприятия)»

Наталья Тайкова
Выступление на семинаре «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста (развитие фонематического слуха и восприятия)»

Фонематический слух – это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка.

Самого раннего возраста нормально развивающийся ребенок слышит звуки окружающего мира, видит артикуляционные движения губ взрослых и пытается им подражать. При этом ребенок постоянно сталкивается с многообразием звучания фонем родного языка: одни и те же звуки (например, гласные а, о и т. д.) совершен-но по-разному произносятся взрослыми и детьми, мужчинами и женщинами. Каждый человек имеет индивидуальные особенности произношения звуков: один говорит тихо, другой – громко; ребенок произносит звуки высоким, звонким голосом, а взрослый мужчина – низким и хриплым и т. д. Но эти звуковые оттенки не служат для различения звуковых оболочек языковых единиц.

Публикация «Выступление на семинаре „Сенсорное развитие детей дошкольного возраста (развитие фонематического слуха и восприятия)“» размещена в разделах

Индивидуальный вариант звучания фонем определяется не одним признаком, а целой их совокупностью, включающей не только слышимые компоненты (такие, как шумовые, частотные и высотные характеристики, но и зрительный образ, и двигательные ощущения, возникающие при звукопроизношении.

Установлено, что уже на ранних этапах развития речи ребенок улавливает некоторые дифференциальные (различные) признаки фонем. Трехлетний малыш, не произнося еще правильно звуки родного языка, тем не менее, способен определить, правильно ли они звучат в речи окружающих. Такое явление возможно благодаря наличию фонематического слуха и фонематического восприятия.

Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове мак? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.

Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.

Выделяют три возможных состояния при недоразвитии фонематического слуха:

• Недостаточное различение и узнавание только тех звуков, произношение которых нарушено;

• Недостаточное различение значительного количества звуков из различных фонетических групп при относительно сформированном их произношении;

• Глубокое фонематическое недоразвитие, когда ребенок практически не может выделить их из состава слов, определить последовательность звуков в слове.

Наряду с нарушенным звукопроизношением у таких детей наблюдаются ошибки в слоговой структуре слова.

Слоговая структура слова – это количество и порядок слогов внутри слова («мо-ток» - молоток, «пинино» - пианино, «деворе» - дерево и т. д.)

В работе по формированию фонематических процессов можно выделить следующие этапы:

1 этап – узнавание неречевых звуков. Например, «Угадай, что звучит». Перед ребенком выставляются 4-5 предметов (например, металлическая коробка, пластмассовый стаканчик, деревянная шкатулка и т. п., при постукивании о которые можно услышать разные звуки. С помощью карандаша взрослый вызывает звучание каждого предмета, воспроизводит его многократно, пока ребенок не уловит характер звука. Начинается игра с двух контрастных звучаний при зрительной опоре: металл и дерево, позже добавляются третий и четвертый варианты звучания. Затем только на слух (ребенок отворачивается) предлагается определить, что звучит.

2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз. Взрослый предлагает ребенку отвернуться и догадаться, кто из детей его позвал. Вначале ребенка зовут по имени, затем (для усложнения) произнося короткое АУ.

3 этап – различение слов, близких по своему звуковому составу.

• Ребенку предлагается повторить за взрослым по два слова и определить, похожи ли они по звучанию.

• Взрослый предлагает ребенку назвать предметы, изображенные на картинках, и соединить те из них, названия которых звучат похоже.

4 этап – дифференцирование слогов.

• Воспроизведение слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками: та-то-ту, ты-та-то, му-мы-ма, мо-ма-мы и т. д.

• Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками: та-ка-па, ка-на-па, фа-ха-ка, ба-да-та и т. д.

5 этап – дифференциация фонем.

• Игра «Хлопни в ладошки, если услышишь звук …» Взрослый называет и многократно повторяет например, гласный звук А, который ребенок должен выделить среди других звуков (хлопнуть в ладошки). Затем взрослый медленно, четко, с паузами произноси звуковой ряд, например: А-У-М-И-С-Ы-О-Р и т. д. Упражнение повторяется до тех пор, пока каждый гласный звук не будет выделяться ребенком точно и уверенно.

• Повторение сочетания гласных звуков

по два по три по четыре АО АИУ АОУИ

и т. д.

6 этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.

Публикации по теме:

Игры на развитие фонематического слуха Фонематический. или речевой слух - это способность улавливать,различать на слух звуки (фонемы)родного языка,понимать смысл различного сочетания.

Презентация на различение парных звонких и глухих согласных «Найди соседа» Цель игры: учить детей на слух определять парные звонкие и глухие согласные, развивать фонематический слух, обогащать словарь детей. Обучение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выступление на семинаре «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста (развитие фонематического слуха и восприятия)»
Опубликовано: 10 апреля 2014 в 20:18
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД