МААМ-картинки

Выступление на семинаре-практикуме «Использование проблемного обучения в детском саду»

татьяна доля
Выступление на семинаре-практикуме «Использование проблемного обучения в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы

Использование проблемного обучения в детском саду

В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: "Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу?" Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня - творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.

Публикация «Выступление на семинаре-практикуме „Использование проблемного обучения в детском саду“» размещена в разделах

Поэтому необходимо ребенка "учить сомневаться". Дошкольники могут подвергнуть сомнению не сами знания воспитателя, или правильность их высказывания. Ребенка нужно научить сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Ребенок может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о непонятном, высказать предложение.

Слайд 2 Особенности методики проблемного обучения

В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Дж. Дьюи (1859—1952, который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность. В разработке принципиальных положений концепции проблемного обучения активное участие принимали: Т. В. Кудрявцев, Кудрявцев В. Т., И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, В. Оконь, М. Н. Скаткин и другие.

Слайд 3

Проблемное обучение в детском саду - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению (Н. Е. Веракса).

Суть проблемного обучения заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Слайд 4

Проблема – реальное затруднение на пути к достижению и выполнению какой-либо деятельности. Проблемная ситуация – это задача, которую необходимо решить, основным звеном проблемной ситуации является противоречие. (Противоречие - положение, при котором одно исключает другое, несовместимое с ним, противоположное ему.)

Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта.

Слайд 5

Характерные признаки проблемности на занятии

- Возникает состояние интеллектуального затруднения;

- Возникает противоречивая ситуация;

- Появляется осознание того, что ребенок знает и умеет и того, что ему необходимо узнать для решения задачи.

Слайд 6

ПРИЕМЫ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ:

- Акцентирование внимания детей на противоречии между знаниями и жизненным опытом.

- Побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам, сопоставлению фактов путем постановки эвристических и проблемных вопросов.

- Рассматривание какой-либо проблемы с различных позиций, часто ролевых.

- Создание противоречия, проблемной ситуации.

- Организация противоречия в практической деятельности детей.

Слайд 7, слайд 8

Проблемный вопрос - это не просто воспроизведение знания, которое уже знакомо детям, а поиск ответа на основе рассуждения.

Слайд 9, слайд 10, слайд 11

В проблемной задаче дети должны найти решение на поставленный вопрос (как в любой задаче, есть условие и вопрос)

Слайд 12

Он взрослых изводил вопросом «почему?»

Его прозвали «маленький философ».

Но только вырос он, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не задает вопросов «почему?»

(С. Маршак)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Из опыта работы. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности. Консультация для родителей Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности. В наше.

Педсовет — деловая игра «Что, когда, почему? Реализация познавательно-речевого направления развития дошкольников» Педсовет – деловая игра «Что, когда, почему? Реализация познавательно-речевого направления развития дошкольников» Цель: совершенствование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выступление на семинаре-практикуме «Использование проблемного обучения в детском саду»
Опубликовано: 17 февраля 2015 в 09:45
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Выступление на семинаре-практикуме «Использование проблемного обучения в детском саду»» (включая файлы) размещена пользователем татьяна доля (УИ 238024) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД