галина белова
Выступление на семинаре «Специфика национальных социокультурных условий как основа образовательной деятельности ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из основных задач воспитания дошкольного образовательного учреждения является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, родному городу.
Целью образовательного процесса в дошкольных учреждениях должно стать создание условий для воспитания и образования, при которых духовное, нравственное, эстетическое и патриотическое развитие дошкольников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через приобщение к региональному компоненту.
Публикация «Выступление на семинаре „Специфика национальных социокультурных условий как основа образовательной деятельности ДОО“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Любой край, область, даже небольшая деревня, неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции, свой быт, люди и их труд, замечательно и народное творчество. Поэтому, очень важным является значение регионального компонента в изучении дошкольниками истории края и нравственно-патриотического воспитания.
Региональный - значит территориальный, компонент – часть.
Региональный компонент – часть территории.
Основными направлениями в изучении регионального компонента являются:
1. Ознакомление с природой родного края.
2. Культурное наследие.
Ознакомление с природой родного края.
1. Географическое положение. Детям показывают карту-схему родного города, где показаны достопримечательности. Численность населения города, многонациональность.
2. Экология. Учитывается ближайшее природное окружение и экологическая ситуация в регионе. Компонентом экологической работы должна быть природоохранная детская деятельность. Например, вместе с родителями провести акцию «Экологический патруль» для наведения порядка на территории детского сада, площадки близлежащего окружения.
3. Рельеф. Детям показывают карту-схему родного города, где показаны топографические знаки, изображение рельефа.
4. Сезонные изменения. Знакомят детей с теми явлениями природы, которые происходят в данном регионе: туман, роса, гроза, снегопад, ледяной дождь.
5. Гидрография. Редко встречаются города, где нет реки, пруда или озера. В некоторых районах встречаются водопады. Вода не так разнообразна, но и она богата красками, оттенками. Можно организовать экскурсию, рассказать о глубине и высоте водоема.
6. Растительный мир. Показывают детям, чем богат наш край: травы, растущие на лугах; грибы и ягоды; сосновые боры; леса. Если на данной территории есть редкие растения, то можно создать свою «Красную книгу».
7. Животный мир. На некоторых территориях есть контактные зоопарки, заповедники или заказники. По возможности можно вывезти детей на данные объекты. Также рассказывают детям, каких животных можно встретить в лесу.
8. Орнитофауна. Знакомят с птицами, рыбами, земноводными. Можно создать в детском саду музей природы «Птицы нашего города».
9. Охрана природы. Особо охраняемые природные территории – заповедник, заказник, сквер, парк, озеро (заповедники в Серпухове, Завидове, Плещеево, Талде; Черустинский лес; озеро Клева в Лобне).
Культурное наследие.
1. Родной город. Знакомят детей с символами города: герб, гимн, флаг. Ребенок с 4-х лет должен знать название своей улицы и улицы, на которой находится детский сад. Детей постарше нужно привлекать к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т. д. Рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей. Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется – это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники, архитектурные здания (вокзал, площадь, храм, здание администрации, Краеведческий музей, Ледовый дворец, мемориал «Вечный огонь» и т. д.). Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Для этого организуются экскурсии по городу, на природу. Знакомят детей с предприятиями социальных служб (химчистки, торговые центры и др., со знаменитыми людьми города (спортсмены; выдающиеся люди, в честь которых названы улицы города, с народными промыслами города, народными умельцами.
2. Экологическая тропа «Заповедники на территории детского сада».
3. Инновации. Участие в конкурсах, взаимодействие со школой, студией; знакомство с профессиями родителей.
Все экскурсии по городу, походы на природу, в музей, заповедные места проводятся во взаимодействии с семьями воспитанников.
Благодаря обращению к особенностям культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение.
Используемая литература.
1. Н. А. Рыжова «Наш дом-природа». Москва. «Карапуз». 2005.
2. Н. В. Алешина «Знакомство дошкольников с родным городом и страной». Москва. УЦ «Перспектива». 2011.
3. М. Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». Москва. «Сфера». 2010.