Лучший педагог года

Выступление из опыта работы «Использование экологического аспекта в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»

Наталья Нуйкина
Выступление из опыта работы «Использование экологического аспекта в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»

Выбранная нами тема очень актуальна в наше время, т. к. в современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей стоит очень остро. Результаты статистики свидетельствуют, что уже в дошкольном возрасте здоровых детей практически нет.

Конечно, причин тому множество: социальные, генетические, медицинские. А также низкая экологическая культура взрослых по отношению к здоровью детей. Иначе говоря, лечим ребенка, когда он заболеет, а в повседневности не используем весь арсенал природных средств и методов для предупреждения заболеваний. Не следует забывать и о том, что дошкольный возраст самое благоприятное время для формирования основ здорового образа жизни, т. е. выработки правильных привычек, которые в сочетании с экологическим воспитанием и обучением дошкольников приведут к положительным результатам.

Публикация «Выступление из опыта работы „Использование экологического аспекта в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах

В рамках инновации «Экологизация социально-активной позиции детей дошкольного возраста» был разработан педагогический проект: «Использование экологического аспекта в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»

Проект: познавательно-оздоровительный с использованием экологического аспекта, долгосрочный.

Основной целю эколого- оздоровительной работы считаем :

Создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.

Задачи:

1. Сохранение и укрепление здоровья детей, развитие моторных и сенсорных функций.

2. Формирование двигательной активности, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний при взаимодействии с единой экологически окружающей средой.

3. Развитие эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных функций.

4. Воспитание основ здорового образа жизни и экологической культуры при взаимодействии детского сада и семьи.

Предполагаемые итоги комплексной эколого-оздоровительной работы

1. Сформировать у детей представления о здоровом образе жизни с

использованием экологического аспекта.

2. Обеспечить оптимальный уровень двигательной активности.

3. Сформировать основы гигиенической и экологической культуры.

4. Воспитать у детей потребность в здоровье /соматическом, физическом,

психическом/.

5. Добиться положительной динамики в снижении заболеваемости и

оздоровлении детей.

При подборе и разработке методического, дидактического и практического материалов, в своей работе используем следующие образовательные, парциальные программы и технологии:

1. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. «Развивающая педагогика оздоровления» /дошкольный возраст/ : Программно-методическое пособие. М. : 2000 г.

2. Лазарев М. Л. «Здравствуй». Программа оздоровления детей дошкольного возраста. М. : 2003

3. Яковлева Л. В., Юдина Р. А. «Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет».

Работа данного проекта разделена на три направления:

1. Система эколого -оздоровительных мероприятий.

2. Интеграционная деятельность.

3. Совместная работа с семьей.

Первым этапом оздоровительной деятельности является обследование состояния здоровья каждого ребенка, в том числе физическое развитие и функциональное состояние детского организма, проводится комплексная оценка состояния здоровья ребенка, определение группы здоровья, даются соответствующие рекомендации узкими специалистами (хирург, ЛОР, окулист).

На каждого ребенка, кроме паспорта здоровья, составляется индивидуальная карта здоровья, которая является формой фиксации состояния здоровья ребенка по наблюдениям педагога. В карту вносятся экспертные оценки по исследуемым факторам на начало, середину и конец учебного года.

Всю работу с детьми строим в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делаем акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей.

Занятия познавательного цикла знакомят детей со строением тела человека безопасным поведением в быту и на природе. Структуру познавательных игровых занятий включены дидактические игры, игры по системе ТРИЗ, самостоятельные исследования и опытно-экспериментальная деятельность, Опыт показывает, что в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают знания о строении организма и приобретают первоначальные навыки ОБЖ, если знания преподносятся в доступной и увлекательной форме.

Разработаны циклы занятий, практические курсы, различные формы организации двигательной деятельности. Решать задачи по оздоровительной деятельности с экологическим аспектом помогает практический курс «Природа и ребенок», к нему подобрана тематика занятий: «Я здоровье берегу-сам себе и помогу», «Мир вокруг нас», «Береги природу» и др. Все занятия содержат познавательный материал с практическими заданиями, включая опытно-экспериментальную деятельность. В экологической деятельности можно осуществить ряд опытов и поисковых действий, помогающих понять, какие условия жизни нужны человеку, растениям и животным.

На каждом занятии включаются «оздоровительные минутки» - пальчиковый тренинг, дыхательные упражнения, физминутки, а еще используем упражнения кинезиологической гимнастики (гимнастика для мозга- улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий мозга, способствуют улучшению запоминания, элементы офтальмотренажа (гимнастика для глаз). Кроме этого в своей практике используем целый ряд оздоровительных мероприятий : точечный массаж по системе Толкачева, звуковые упражнения М. Лазарева, применяем современные формы оздоровления : элементы фитотерапии, ароматерапии, песочную игротерапию, арттерапию. А так же коррегирующую мини-гимнастику для профилактики нарушения осанки и стопы, которые выполняются ежедневно после дневного сна.

Кроме того в систему эколого-оздоровительной профилактики входят :

-закаливание (воздух, вода, солнце,

-здоровое питание.

Используем в своей работе закаливание воздухом:

-прогулка в любую погоду в соответствующей сезонной одежде,

-сон с доступом свежего воздуха,

-воздушный режим помещений,

-хождение босиком.

При хождении босиком используем различное нестандартное оборудование.

Закаливание водой:

-умывание и другие гигиенические процедуры,

-полоскание рта и горла,

-закаливание контрастной водой с добавлением морской соли «тепло-холод-тепло»-это очень эффективное средство для закаливания стоп и носоглотки.

Закаливание солнцем:

-световоздушные ванны,

-солнечные ванны (строго дозируемые, -отдых в тени.

Для обеспечения здорового питания необходимо три условия: -употребление растительной пищи,

-наличие в пищи всех необходимых ингредиентов, -рациональный режим питания.

Все эти условия выполняются в детском саду. Все оздоровительные мероприятия используются во всех режимных моментах.

Вся оздоровительная работа с использование экологического аспекта проводится в тесном сотрудничестве и под строгим контролем медсестры, врача-педиатра детской поликлиники №3.

Ни одна даже самая лучшая оздоровительная программа и прекрасная работа воспитателей не может дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей.

В связи с этим проводим целенаправленную работу по пропаганде здорового образа жизни, широко используем такие средства как :

• Информация в родительских уголках, папки-передвижки, стенды, газеты, буклеты, выставки детских и родительских рисунков.

• анкетирование, консультации, беседы.

• Родительские собрания по теме оздоровления проходят в нетрадиционной форме. Например, организовано в форме КВН, «круглого стола», устного журнала, пресс-конференции и др.

• Еще одной эффективной формой работы с родителями являются совместные спортивные праздники и досуги.

• Кроме этого, систематически проводятся «Дни открытых дверей», практический курс «Здоровая семья», экологический всеобуч (по запросам и интересам родителей, лектории.

В нашем детском саду функционирует кружок «Гимнастика для здоровья».

В начале цикла составляется перспективный план, так же составляются тематический план, план воспитательно-оздоровительной работы на год, на неделю. Все планы разрабатывались и строились по основному дидактическому принципу «от простого к сложному».

Предлагаемая система занятий кружка комплексно воздействует на развитие ребенка. Все упражнения и игры проводятся в свободном темпе, без принуждения. В процессе игр и упражнений дети свободно выражают свои эмоции, они полностью раскрепощены и не думают о терапевтическом эффекте, который дают эти упражнения. Для них это только игра, а в результате дети получают радостное настроение, оптимальную мышечную нагрузку, а главное оздоровление всего организма. Результаты работы физкультурно-оздоровительного кружка представляются на «Днях открытых дверей» для родителей в начале и в конце учебного года.

На протяжении нескольких лет сотрудничаем с ДЮСШ по теннису им. Ш. Торпищева, которая расположена рядом с детским садом.

Дети посещают занятия по теннису, там с детьми занимается тренер мужчина, что так же имеет свои положительные стороны.

В результате проектной деятельности была подтверждена гипотеза и получены следующие результаты:

-положительная динамика в снижении заболеваемости

- повышение процента посещаемости

- положительный результат в общем оздоровлении детей

- достигнут оптимальный уровень двигательной активности детей

- повысился уровень экологической воспитанности, который выражается в качественно новом отношении к себе и природе.

В заключении хочется добавить, что все эти оздоровительные мероприятия, проводимые и в традиционной и в нетрадиционной формах должны быть доступны пониманию детей, выполнятся на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Надо всегда помнить заповедь Гиппократа: «Не навреди». Мы, педагоги, должен обеспечить эмоциональное тепло и поддержку каждому ребенку, демонстрировать только положительное эмоционально выраженное отношение к детям.

Литература.

1. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б.

«Развивающая педагогика оздоровления» /дошкольный возраст/ : Программно-методическое пособие. М. : 2000 г.

2. Лазарев М. Л.

«Здравствуй». Программа оздоровления детей дошкольного возраста. М. : 2003 г.

3. Яковлева Л. В., Юдина Р. А.

«Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет». Пособие для педагогов дошкольных учреждений в Зч. М. : 2003 г.

4. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. «Са-Фи-дансе».

Танцевально-игровая гимнастика для детей. Учебно-методическое

пособие для педагогических детских и школьных учреждений. СПб. :

2000г.

5. Волошина Л. Н.

«Играйте на здоровье!». Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет. М. : 2004 г., а так же:

Публикации по теме:

Использование деятельностных форм и методов в организации работы с детьми дошкольного возраста (из опыта работы) «Из опыта работы воспитателя Климахиной Т. В. по использованию деятельностных форм и методов в организации работы с детьми дошкольного возраста».

«Воспитание доброты у детей дошкольного возраста» (выступление из опыта работы) «Доброта - это солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе – от солнца, а все лучшее в жизни – от человека». Доброта.

Использование фольклора в работе с детьми второй группы раннего возраста (из опыта работы) Использование фольклора в работе с детьми второй группы раннего возраста (из опыта работы) Ценность фольклора заключается в том, что легко.

Использование игровых технологий в работе с детьми с ОНР (выступление на пед. совете) «Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут…». М. Горький Скажите, пожалуйста, уважаемые коллеги, какой основной вид деятельности.

Использование интерактивных игр в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с нарушением речи и детьми с ОВЗ Слайд 1 С каждым годом количество детей с нарушениями речи и детей с ограниченными возможностями здоровья (дальше: дети с ОВЗ, поступающих.

Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста Подготовила воспитатель.

Использование палочек Кюизенера в работе с детьми (из опыта работы)Использование палочек Кюизенера в работе с детьми (из опыта работы) Одна из важнейших задач воспитания ребёнка – развитие его умственных способностей, формирование таких мыслительных умений и навыков, которые.

Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность.

Мастер-класс с воспитателями «Инновационные технологии в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста» Мастер-класс для воспитателей Тема: «Инновационные технологии в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста, как средство.

Перспективный план по физкультурно-оздоровительной работе с детьми среднего дошкольного возраста. Сентябрь 1. Утренняя гимнастика Комплекс №1 (1,2 недели, ежедневно) Комплекс №2 с флажками (3,4 недели, ежедневно) 2. Занятия в физкультурном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выступление из опыта работы «Использование экологического аспекта в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»
Опубликовано: 9 февраля 2017 в 20:31
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД