Оксана Гуляева
Взаимодействие ДОУ и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Ф. И. О. -Гуляева Оксана Николаевна
Должность –воспитатель
Место работы- МБДОУ «Кэскил» с. Туора-КюельТаттинский улус Республика Саха Якутия
Взаимодействие ДОУ и семьи.
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями, оно также направлено на повышение педагогической культуры родителей, т. е сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков.
Публикация «Взаимодействие ДОУ и семьи» размещена в разделах
Повышение педагогической культуры родителей разрешает сложившееся противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его использованием. Задача педагогов дошкольного учреждения – помочь родителям в воспитании детей.
• Цель: сплочение родителей и педагогов детского сада и создание единых установок на формирование у дошкольников ценностных ориентиров.
• Задачи:
1. Повышение педагогической культуры родителей и формирование тради-ций семейной культуры;
2. Выработка общих взглядов и педагогических установок на формирование у дошкольников ценностных ориентиров средствами приобщения к тра-диционной культуре;
3. Выявление эффективных психолого- педагогических условий исполь-зования музейной педагогики как средства ознакомления дошкольников с традиционной культуре;
4. Выявление эффективных форм сотрудничества с родителями воспи-танников и повышение эффективности взаимодействия родителей и педагогов в области формирования базиса личностной культуры детей.
Семья - уникальный социальный институт, в котором начинается формирование ценностных ориентиров и закладывается фундамент развития личности. Воздействие семьи на личность является не просто важным, а не обходимым, глубоко специфичным, действенным компонентом воспитания детей. В дошкольные годы ребенок полностью отождествляет себя с семьей, открывая и свое собственное «Я», и других людей, воспринимая мир преимущественно через призму суждений, оценок, поступков родителей и, естественно, их ценностных ориентаций. Благодаря этому в семье осуществляется преемственность поколений, происходит социализация детей. Проблемами организации такого сотрудничества детского сада с семьей в отечественной педагогике занимались К. К. Крупская, А. С. Макаренко, П. Ф. Лесгафт, П. Ф. Каптерев, А. П. Арнаутова, О. Л. Зверева, А. Н. Ганичева, З. Матейчик, Ю. Б. Гиппенрейтер, И. Ф. Дементьева и другие. Однако в настоящее время эта проблема приобретает новое звучание.
Семья – одна из величайших ценностей созданных человечеством за всю история ее существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.
Семья –малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, бутом и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.
В настоящее время пристально изучаются особенности функционирования семьи на различных этапах брачной жизни. Исходя из типологии семьи по семейному стажу, выделяют:
1. Семью молодоженов;
2. Семью молодую;
3. Семью, ждущую ребенка;
4. Семью среднего супружеского возраста (средняя продолжительность совместного проживания – от 3 до 9 лет);
5. Семью старшего супружеского возраста (продолжительность совместного проживания – от 9 до 20 лет);
6. Пожилые супружеские пары (возникают после вступления в брак их детей, появления внуков).
Социологи считают, что в первые годы брака формируется модель будущих семейных отношений – распределение власти и обязанностей, образуются духовные связи между супругами, родителями и детьми происходит сложный процесс адаптации мужа и жены друг к другу, определяются характер основных конфликтов и способы их преодоления, взгляды на цели семьи и воспитания детей.
Семья является хранительницей национальной традиций. Воспитывая ребенка, родители передают свое представление о человеке, его личности каким он должен стать представления о мире, нравах, обычаях. В свою очередь, они являются носителями определенной этнической культуры. В прошлом существовала своя система традиционного воспитания детей. Существовали две задачи:
1. Подготовить ребенка к самостоятельной трудовой жизни;
2. Продолжение традиций народа.
Специфика села обусловлена сельским образом жизни, сезонностью и цикличностью сельскохозяйственного производства, условиями труда быта, досуга, культуры.
Современные семьи переживают не лучшие времена. В большинстве нынешних семьях основные силы и время родителей расходуются на материальное обеспечение, но не на духовное формирование и развитие детей. Среди наиболее веских причин неудовлетворительного воспитания детей в семье можно отметить следующее:
1. Невысокий экономический уровень большинства трудовых семей когда основное время детей тратиться на добывание средств существованию.
2. Низкая культура общественной жизни, социальная напряженность, не уверенность в завтрашнем дне, угроза потери работы и другие причины.
3. Высокий процент разводов, являющихся следствием многих социально бытовых и моральных причин.
К материальным трудностям относятся: низкая заработная плата в связи с отсутствием или недостаточной квалификации у родителей, зависимость от родителей, отсутствие собственной площади и др.
Одним из важнейших параметров педагогической культуры родителей выступает культура семейных отношений. Оно выражается прежде всего, в эмоциональной чувствительности к своему ребенку. Сюда мы относим:
1. Любовь и уважение к своему ребенку, наличие эмоциональной поддержки в семье;
2. Доверие к ребенку готовность принять его таким какой он есть, вера в успех ребенка заинтересованность в его делах и планах стремление помочь в разрешении возникающих проблем;
3. Позитивная оценка ребенка.
4. Тип родительского отношения может также выражаться в полном или частичном отсутствии чувствительной эмоциональности в отношении к ребенку и проявляться:
5. В завышении требований, несоразмерных способностям и возрастным особенностям ребенка;
6. В раздражительности, досаде, злости, обиде, недоверии, неуважении по отношению ребенку, его достижениям и успехам в эмоциональной чёрствости;
7. В стремлении приписать ребенку личную и социальную несостоятельность и. т. д.
Рассматривая особенности воспитания детей в молодых семьях можно отметить что к наиболее типичным педагогическим ошибкам родителей можно отнести следующее: ребенка обманывают, чтобы добиться послушания применяют физическое наказание, не соблюдают систематичности в требованиях, жесткая требовательность сочетается с попустительством, ребенку дается отрицательный пример, допускаются ошибки в организации режимных моментов.
Итак, воспитание детей в семьях имеют свои особенности:
1. Возникающие трудности в воспитании детей в семьях обусловлены недостатком педагогических знаний, низким уровнем педагогической культуры родителей.
2. Трудности, испытываемые родителями в воспитании детей, связаны с напряженностью отношений между супругами в начальной период взаимной адаптации и отсутствием педагогических знаний.
3. Большинство семей имеют одного ребенка. Трудности, связанные с воспитанием единственного ребенка, усугубляются педагогической неопытностью родителей
Педагогическая культура включает несколько компонентов:
1. Понимание и осознание ими ответственности за воспитание детей;
2. Практическое умение организации жизни и деятельности детей в семье;
3. Осуществление воспитательной деятельности;
4. Продуктивная связь с другими воспитательными институтами.
В течение года мы еженедельно планировали работу с семьей, включая следующее:
1. Наблюдения за характером детско – родительских отношений и особенностями поведения детей в моменты расставания и встречи с родителями.
2. Плановые беседы с родителями по обсуждению индивидуального развития ребенка.
3. Привлечение родителей к знакомству с результатами продуктивных видов детской деятельности и творчества.
4. Проведение опросов, анкетирования родителей с целью изучения их ожиданий от детского сада, отношения к различным проблемам семейного и общественного воспитания детей.
С осени в группе проведены большие ремонтные работы по созданию развивающей среды. Все родители приняли активное участие в субботниках и мероприятиях. Были созданы и смастерены центры для деятельности детей.
Все отцы группы работали и мастерили, делали столы, шкафы. После окончания работ мы показывали детям результаты работ. «Этот шкаф сделал папа Гриши», «А это нарисовала мама Саши» - как горды были дети своими родителями. Все мамы также приняли участие в работе. Были сшиты фартуки, халаты для сюжетно – ролевых игр, пальчиковый и кукольный театры для драматизации. Для мальчиков и девочек были созданы отдельные игровые зоны, с учетом их пожеланий и потребностей.
Воспитательно – образовательная работа планировалась по календарно – тематическому плану. Все мероприятия, досуги и развлечения были разделены по месяцам. Были проведены конкурсы:
- Фотоконкурс «Таатта»,
- Турнир по шашкам среди пап,
- Конкурс авангардных шляп среди мам,
- Конкурсы рисунков «Моя мама», «Мой отец» и т. д.
От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все. Дети - дошкольники начинают с гордостью и уважением относиться к своим родителям. Родители, благодаря взаимодействию и участию в жизни детского сада, приобретают опыт сотрудничества, как со своими детьми, так и с педагогическим коллективом.
Работа с детьми планируется и ведется по всем разделам образовательной программы, с учетом полоролевых, физиологических, психологических и индивидуальных особенностей.
Таким образом, начатое дело мы надеемся продолжить.
- Повысить уверенность родителей в самих себя, как родителях.
- Показать, что творческая работа над собой в роли родителей способна принести много полезного ребенку, так и семье в целом.
Литература
1. Азаров. Ю. Семейная педагогика. М. 1993
2Арутюнян. М. Земнов. М Легко ли быть родителями?М. 1991
3. Матейчик. З. Родители и дети. Свердловск. 1985.
4. Нефедов. В. И. Щербань. Ю. Ю. Искусство воспитания в семье. Минск. 1971