Людмила Салыкина
Взаимодействие педагогов при организации праздников в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Взаимодействие педагогов
при организации праздников в ДОУ»
Уважаемые педагоги! Праздники и утренники в детском саду — важная составная часть воспитательно-образовательного процесса, проводимого в ДОУ. Мероприятия активно воздействуют на формирование личности дошкольника, позволяют ему проявить свои навыки, умения, творческую инициативу, подводят определенный итог педагогической работы. Поэтому подготовку к празднику, его проведение и закрепление полученных детьми впечатлений можно рассматривать как звенья одного единого педагогического процесса.
Публикация «Взаимодействие педагогов при организации праздников в ДОУ» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Утренник либо любое досуговое мероприятие должены проводиться в хорошем темпе. Растянутость выступлений, слишком большое их количество, неоправданные паузы, непродумааные атрибуты и костюмы — всё это утомляет, расхолаживает воспитанников, нарушает единую линию эмоционально-физиологической нагрузки.
Избежать этого позволит, прежде всего, активная подготовка и участие взрослых как при подготовке так и на празднике.
При обсуждении подготовки к празднику и сценария необходимо определить роль каждого педагога, его обязанности, назначить ответственных за переодевание детей, за регулирование световых и музыкальных эффектов, за точный выход отдельных персонажей, помощь в проведении сюрпризных моментов, изготовление костюмов и атрибутов и т. д. Праздник или утренник – это результат работы (плохой или хороший) всего коллектива: повара, медсестры, кастелянши, методиста, узких специалистов, воспитателей, помощников и администрации.
Особенно важно взаимодействие педагогов, когда готовится мероприятие, где тесно перекликаются все или несколько образовательных областей или не одна возрастная категория. Нюансов очень много – остановимся на самых значимых, которые влияют на результат.
Основные этапы работы по организации праздника :
1. Предварительное планирование.
В начале учебного года проводится собрание педагогического коллектива, на котором обсуждается план работы на год. Происходит обсуждение утренников, праздников, досугов и устанавливаются сроки их проведения.
2. Работа над сценарием.
Как правило сценарии пишут музыкальные руководители либо инструктор по физической культуре, которые подбирают тематику в соответствии с годовым планом, учитывают индивидуальные особенности детей. Сценарий утверждается администрацией ДОУ.
3. Предварительное обсуждение сценария с воспитателями.
4. Проработка сценария воспитателями, при взаимодействии с учителем - логопедом, педагогом - психологом, дефектологом, родителями (законными представителями).
5. Предварительное знакомство детей с темой утренника.
6. Подготовка атрибутов, игрового инвентаря, костюмов к празднику.
6. Занятия (репетиции).
6. Проведение утренника.
7. Подведение итогов.
8. Последействие праздника.
Подготовка к празднику.
Подготовка к праздникам и развлечениям осуществляется планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни детского сада, отвечая интересам детей, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности. Перспективное планирование позволяет без спешки подготовиться к празднику. Продолжительность праздника зависит от его содержания и возрастных особенностей детей, принимающих в нем участие. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста длительность праздника составляет от 20 до 30 минут, в старшем и подготовительном к школе возрасте – не более 40 – 50 минут. При этом важно тщательно продумать соотношение детского и взрослого участия, а также последовательность номеров в структуре праздника, чтобы его композиция не переутомляла детей.
Подготовка к празднику начинается за 1,5 месяц до самого мероприятия. Воспитатели проводят в своих группах занятия, на которых детям рассказывают о предстоящем празднике, объясняют, что это за праздник и чему он посвящен. Если этот праздник уже отмечался в прошлом году, то все вспоминают, что на нем было. Педагог выясняет, что дети запомнили, и при необходимости восполняет пробелы в памяти детей (например, просит детей принести фотографии с прошлогоднего праздника и рассматривает их вместе с ребятами). Прочитывается произведение, если будет театрализация.
После того, как дети уяснили, что это за праздник, им объясняют, кто будет присутствовать на нем (родители, воспитатели, дети из других групп и т. д.) и что будут делать сами дети. На данном этапе дети должны понять свои задачи, осознать свою роль в процессе подготовки и проведения праздника, чтобы в ходе разучивания стихов, постановки танцев, подготовки зала они видели, понимали, для чего они это делают. Необходимо поставить перед ребенком цель, к которой он при помощи педагогов будет двигаться.
За месяц до мероприятия специалисты (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре) предоставляют сценарий воспитателям, соответствующий материально-технической базе, безопасности и возрастной категории и индивидуальным особенностям детей.
Праздник начинается со сценария, в котором должно быть, например:
1. Вступление (скоро новый год);
2. «Конфликтная ситуация» (почему не можем встретить новый год);
За которой следует событийный ряд:
1. Позвать деда мороза (читаем стихи)
2. Прогоняем бабу Ягу (танцуем)
3. Вызываем Снегурочку (поем)
4. И т. д., чем старше возраст, тем больше событий;
3. Кульминация (Дед Мороз зажигает елочку);
4. Финал (год наступил – раздача подарков).
Очень важно продумать все движения и передвижения в зале: откуда и как входят дети (выходят, где останавливаются, как и куда двигаются во время мизансцен, где переодеваются и как берут атрибуты и т. д. – логистика мероприятия.
Методист садика организует правильный временной промежуток праздника, встречу гостей и является связующим звеном между специалистом (в зале) - воспитателем (в группе) - администрацией (нужное количество посадочных мест и т. д.).
Разучивание материала.
Непосредственная подготовка к празднику начинается с распределения речевого материала для детей с учетом их индивидуальных речевых особенностей. Одним детям, в силу их индивидуальных психологических особенностей, лучше поручить индивидуальные выступления, другим, чтобы не возникало психотравмирующих ситуаций, лучше выступать вместе с другими детьми (например, исполняя песню, а некоторым, особенно в начальный период обучения, может быть целесообразна вообще роль зрителя. Распределяя речевой материал, необходимо учитывать словарь, которым овладел каждый конкретный ребенок, а также состояние его устной речи: звукопроизносительные возможности и качество голоса. После разбора и всестороннего изучения текста стихотворения воспитателя с ребенком, позволяющего понять внутреннее содержание и его смысл, текст может даваться родителям для занятий дома, но при изучении текста вместе всей группой – всегда будет «запасной артист». Особое внимание при заучивании, проверке текста уделяется работе над словесным ударением, ритмом и интонацией. Это еще более важно, если используется театрализация.
Хореографические и вокальные композиции, танцы и эстафеты, перестроения, сценки, декламация распределяются между всеми детьми. Чтобы праздник отвечал интересам детей, необходимо предусмотреть посильное участие в нем каждого ребенка.
На данном этапе идет также работа над сценарием, куда вносятся изменения и коррективы, появившиеся во время работы. Таким образом, окончательный вариант сценария появляется за две недели до начала праздника.
За две недели до праздника (при условии разучивании стихов, песен, эстафет, перестроений, танцев всей группой) можно закрепить за ребятами «роли» - в группе всегда есть дети, которые легче и быстрее других усваивают программный материал. Таким детям можно давать более сложные стихи, танцы или роли, а также индивидуальные номера. Ребенку важно создать мотивацию для того, чтобы появилась потребность в реализации своих творческих возможностей. Чтобы у детей не угас интерес к празднику, не стоит проводить несколько полномасштабных репетиций, лучше всего отшлифовать программу утренника по номерам, и только в преддверии самого праздника провести генеральную (техническую) репетицию – вход, последовательность номеров, выходов персонажей-детей без проигрывания эпизодов при всех. Так у детей не будет ощущения, что уже все было.
Ведущий – это лицо, которое руководит праздничным утренником, объединяет все элементы праздника в единое целое, поясняет детям происходящее, является связующим звеном между зрителями и исполнителями. От ведущего в большой степени зависит настроение детей на празднике, заинтересованность в происходящем.
Будьте готовы к тому, что на вас будет смотреть большая аудитория, состоящая из родителей и родственников ваших воспитанников, детей вашей группы, а также сотрудников детского сада. Поэтому основной вашей задачей является тщательная подготовка. Для любого воспитателя – роль ведущего подобна экзамену, и на нем нельзя провалиться, поэтому отнеситесь ответственно к своей роли, выучите наизусть слова.
Во время праздника, вас будет одолевать волнение, что вполне естественно, поэтому приготовьте себе некую подсказку, которая поможет вспомнить ваши слова и действия. Не забудьте об эстетичности ее оформления. Не оставляйте без внимания и ваш внешний вид. Одежда, обувь и макияж должны быть праздничными, но не вызывающими, поэтому исключены глубокие декольте, короткие юбки, «шлепки».
Ведущий должен хорошо знать песни, пляски, игры, эстафеты и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца, эстафеты или инсценировки.
Перед утренником вы должны разложить все атрибуты, необходимые по сценарию, проверить их количество, поставить нужное число стульчиков (необходимо подготовить запасные стульчики на случай, если кто-то из детей будет в пышном костюме или замешается).
На утреннике держитесь свободно, естественно. Говорите достаточно громко, отчетливо и выразительно. Оживляйте речь уместной шуткой, вопросами к детям, гостям.
Будьте находчивой! На утреннике могут возникнуть непредвиденные моменты (дети не успели переодеться, изменился состав исполнителей, несвоевременно появился персонаж, пропустили музыкальный номер и др.). В таких случаях – не теряйтесь - быстро найти выход из затруднительного положения помогут шутки, загадки и др., ведь зрители и гости не знают, как это должно быть по сценарию.
Научитесь организованно заканчивать праздник - поблагодарите гостей, обязательно напомните, по какому поводу все собрались в зале (еще раз поздравьте всех с праздником, попрощайтесь с ними, предложите детям выйти из зала организованно.
Воспитатель, не выступающий в каких - либо ролях, находится с детьми своей группы. Вы так же хорошо должны знать программу и весь ход праздника, а так же отвечать за порученный вам участок работы.
Костюмы для праздника необходимо взять заблаговременно, чтобы была возможность все проверить: постирать, подшить, изготовить недостающие детали. Если вы поручаете родителям сшить или украсить костюм, приготовить атрибуты, то проследите, чтобы они принесли их заранее, а вы смогли проверить их, иначе на празднике может случиться, что резинки на шапочках - порвутся, атрибуты сломаются и пр.
Во время проведения утренника внимательно следите, как воспринимают ребята выступления, готовьте атрибуты, детали костюмов или спортивное оборудование, вовремя переодевайте детей, помогайте им, если это необходимо, при проведении игры. Пойте и, по необходимости, танцуйте вместе с детьми.
Родители – желанные гости на празднике. Обязательно предупредите их заранее о дате праздника и правилах на мероприятии: например, о необходимости принести сменную обувь или ребенок прибежал к маме – не возвращать ребенка всеми способами в центр зала (в каждом ДОУ свои традиции) и т. д. После утренника предложите родителям записать свои впечатления в «Книге отзывов и пожеланий». Отзыв будет лучше, если специалист продумает в сценарии, в каком эпизоде можно задействовать привлечь родителей быть участниками праздника, а не только зрителями.
Проведение праздника.
Исход утренника во многом зависит и от правил поведения детей на утреннике.
Детям необходимо знать некоторые из них:
- говорить не громко (не кричать);
- ходить спокойно;
- помнить для чего мы находимся в зале;
- смело показывать свои способности;
- заботиться друг о друге (не обижать);
- помогать друг другу (не смеяться);
- внимательно слушать друг друга (дать сказать каждому);
-не отвлекаться на родителей.
Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная работа всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие сотрудники детского сада: воспитатели, специалисты, кастелянша, повара, медицинские работники, методист, администрация и т. д. Поэтому праздник – это общее дело! Но у каждой своей роли, свои обязанности. И бывает очень трудно разделить обязанности музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и воспитателя, потому что успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов.
Подведение итогов.
Когда приходит тот самый долгожданный день, когда преображенный и украшенный зал полон зрителей и дети с замиранием сердца ждут начала действия… праздник начинается… проходит … и заканчивается, но не заканчивается работа над праздником. Как мы уже отмечали, детская, да и взрослая память долго хранит светлые, радостные, яркие впечатления, которыми богат праздник. И задача педагогов на этом этапе состоит в том, чтобы “привязать” к этим воспоминаниям те умения, навыки и знания, которые дети получили на празднике и в процессе его подготовки. Для этого проводятся беседы, в которых дети вспоминают, что им понравилось, при помощи педагога выделяется наиболее важное и главное в празднике, поясняются непонятные моменты.
Итоги проведения праздника необходимо обсудить с детьми. Обычно с ними проводится беседа о прошедшем утреннике, уточняются представления и впечатления о нем. Детские ответы желательно записать и поместить на стенд для родителей. Праздничное оформление групп и зала может быть сохранено в течение нескольких дней после утренника, а потом должно быть аккуратно с помощью детей убрано. На последующих занятиях следует повторить праздничный материал, дать детям для творческих игр флажки, обручи, платочки и т. п. Во время занятий по изобразительной деятельности дошкольники рисуют, лепят на тему «Наш праздник», вновь переживая впечатления от него.
На музыкальных и физкультурных занятиях дети повторяют полюбившиеся им танцы, состязания или действия отдельных персонажей. Некоторые выступления повторяются несколько раз, меняя исполнителей.
Эффективность педагогической работы во многом зависит от тщательного анализа качества проведения праздника, при котором оцениваются:
- деятельность детей во время праздника, их самочувствие, эмоциональное состояние, степень активности и заинтересованности, качество выступлений;
- деятельность инструктора ио физической культуре или музыкального руководителя и воспитателей, их профессионализм в составлении сценария, умение распределять роли с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, степень и характер взаимодействия друг с другом и детьми; качество используемого музыкального репертуара или физических действий, его доступность, художественность и соответствие тематике праздника; качество исполнения спортивного или музыкального репертуара;
- организационные моменты праздника, оснащенность зала, согласованность работы всего коллектива при подготовке в проведении праздника;
- праздничное оформление зала.
Детсадовский утренник – это своего рода отчет педагогов перед родителями о проделанной работе. Праздник в детском саду наглядно демонстрирует родителям, чему научилось их чадо за последние несколько месяцев посещения садика. Кроме того, это возможность для родителей получить представление о том, какие у ребенка взаимоотношения с коллективом и с другими детьми, сравнить навыки своего ребенка с умениями сверстников, и, возможно, выделить какие-то проблемные моменты, над которыми стоит поработать дома, оценить поведение ребенка в коллективе: насколько он общителен, не стесняется ли он, и достаточно ли он дисциплинирован.
Желаю взаимопонимания и профессионального взаимодействия!