МААМ-картинки

Взаимодействие с агрессивным ребёнком

Марина Бухарова
Взаимодействие с агрессивным ребёнком

Взаимодействие с агрессивным ребёнком

Агрессия (от лат. aggressio — нападение) — это намеренные действия, «направленные на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному”

Агрессивность это свойство личности, «выражающееся в готовности к агрессии».Таким образом, можно сделать вывод, если агрессия - это действие, то агрессивность – готовность к совершению этих действий. (Реан А. А.)

Публикация «Взаимодействие с агрессивным ребёнком» размещена в разделах

Выделяются следующие виды агрессии :

1) физическая агрессия (нападение) — использование физической силы против другого лица или объекта. Косвенная физическая агрессия направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому через непосредственные физические действия. Это может быть: разрушение продуктов деятельности другого (ребенок ломает постройку из кубиков другого, или мажет красками рисунок подруги); уничтожение или порча чужих вещей (мальчик наносит удары по столу товарища и улыбается, видя возмущение последнего, или ребенок с силой бросает на пол чужую машинку, с удовлетворением наблюдая ужас и слезы его владельца).

Прямая физическая агрессия представляет собой непосредственное нападение на другого и причинение ему физической боли и унижение.

2) вербальная агрессия : косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозу сверстнику. Проявляются они в различных высказываниях в виде жалоб (“А Вова меня стукнул”, “А Тищенко постель не убрала” и пр.); демонстративного крика, направленного на устранение сверстника(“Уходи, надоел”, “Не мешай”); агрессивных фантазий (“Если не будешь слушаться, к тебе придет милиционер и посадит в тюрьму”; “Я тебя догоню, покусаю, посажу на самолет и отправлю на высокую гору, и будешь там сидеть один”).

Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления и вербальные формы унижения другого. Традиционные такие “детские” формы прямой вербальной агрессии : дразнилки: (“Ябеда - корябеда”, “Жора - обжора”); оскорбления (“Урод”, “Дебил”).

3) прямая агрессия — непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта;

4) косвенная агрессия — действия, которые окольным путем направлены на др. лицо (злобные сплетни, шутки и т. п., и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топаньи ногами, битье кулаками по столу и т. п.);

5) инструментальная агрессия, являющаяся средством достижения какой-либо цели;

6) враждебная агрессия — выражается в действиях, имеющих целью причинение вреда объекту агрессии;

7) аутоагрессия — агрессия, проявляющаяся в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства;

8) альтруистическая агрессия, имеющая цель защиты других от чьих-то агрессивных действий.

По форме агрессивные действия могут быть самыми разными.

Детские шалости и игры, подростковые споры, драки и конфликты. У взрослых от таких вполне социально одобренных форм, как дискуссии, спортивные соревнования, до социальной патологи: войны, убийства, оскорбления, насилия и терроризм и пр.

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют следующие: недостаточное развитие интеллекта, сниженная самооценка, низкий уровень самоконтроля, неразвитость коммуникативных навыков, повышенная возбудимость нервной системы, вследствие различных причин (травмы, болезни и пр.).

Причины и факторы.

Семейные:

- неприятие детей родителями (нежеланные дети,

- безразличие или враждебность со стороны родителей,

- чрезмерный контроль (гиперопека) или полное отсутствие его, избыток или недостаток внимания со стороны родителей,

- ограничение физической и эмоциональной активности.

Личные:

- неуверенность в собственной безопасности,

- недовольство собой (отсутствие эмоционального поощрения от родителей,

- эмоциональная нестабильность (до 7 лет дети подвержены колебаниям эмоций)

- тип темперамента. Менее всего склонны к активной агрессии меланхолики и флегматики. Более склонны - холерики, вследствие их крайней неуравновешенности как нервной, так и эмоциональной.

Ситуативные:

- плохое самочувствие, переутомление,

- влияние факторов окружающей среды (шум, вибрация, микроклимат, теснота,

- влияние продуктов питания (не исключается повышение нервозности и агрессивности при чрезмерном употреблении шоколада, чипсов, гамбургеров, сладкой газированной воды).

Некоторые соматические заболевания, заболевания головного мозга:

неспровоцированная агрессивность, асоциальность, неадекватность поведения ребенка, особенно внезапно возникшая, может быть и одним из симптомов таких тяжелых расстройств, как судорожная готовность, эпилепсия, шизофрения. В этом случае необходимо тщательное обследование ребенка и при необходимости – лечение у детского психиатра.

Влияние социального окружения:

Для дошкольника значимыми являются три фактора:

1. Семья. Причина детской агрессивности – это различные нарушения семейного воспитания.

- Ребенок рождается здоровым, физически активным, обладает лидерскими наклонностями и сильным типом нервной системы. А в семье чрезмерно ограничивают его активность, стараются защитить от всего, что может оказаться опасным.

- Депрессивное состояние родителей, жестокое обращение с детьми или с другими членами семьи, невнимание к ребенку, постоянное запугивание.

- Вседозволенность и потакание всем детским желаниям, невнимание родителей к опасным переменам в поведении ребенка, отсутствие взаимопонимания и контакта с ребенком.

2. Окружающие дети

3. Средства массовой информации, которые в настоящее время приобретают всё большую значимость в формировании агрессивности не только у детей, но и у всего населения в целом. Американские социологи подсчитали, что в наиболее популярных телевизионных передачах на каждый час вещания приходится в среднем 9 актов физической и 8 актов вербальной агрессии. Секс и насилие фигурируют более, чем в 60% анонсов телепрограмм. По России данных нет, но вероятно, что эта цифра не меньше.

Направления сопровождения агрессивного ребёнка :

1. Социализация агрессивности.

2. Формирование позитивных качеств личности (эмпатии, доверия к людям, доброты и др.)

3. Обучение ребёнка навыкам саморегуляции, релаксации.

4. Развитие навыков межличностного взаимодействия.

- Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме - переносу чувств на неопасные объекты. Для работы с такими детьми в арсенале взрослого должны иметься

1. резиновые игрушки,

2. каучуковые шарики, которые можно бросать в ванну, наполненную водой,

3. поролоновые мячи,

4. мишень с дротиком,

5. «стаканчик для крика»,

6. спортивный инвентарь.

Все эти предметы нужны для того, чтобы ребенок не направлял гнев на людей, а переносил его на неодушевленные предметы, выплескивая его в игровой форме.

Катарсис (в буквальном смысле «очищение эмоций»)– это процесс освобождения возбуждения или накопившейся энергии, приводящий к снижению уровня напряжения.

Суть этой идеи состоит в том, что физическое или эмоциональное выражение враждебных тенденций приводит к временному либо длительному облегчению, в результате чего достигается психологическое равновесие и ослабление готовности к агрессии.

Примеры: «стаканчик крика, гнева», игры в дартс, бокс и др.

Снять напряжение ребенку помогают занятия с глиной, песком, водой, рисование с помощью пальцев.

- Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.

Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому для них очень полезными будут дыхательные упражнения, массаж и самомассаж, релаксация. Когда мышцы расслабляются отдыхает нервная система, исчезают отрицательные эмоции, быстро улучшается самочувствие.

- Важно формировать такие качества, как эмпатия (сопереживание, доверие к людям и т. д.

Это можно делать во время совместного чтения взрослого и ребенка. Обсуждая прочитанное, взрослый поощряет выражение ребенком своих чувств. Кроме того, очень полезно сочинять с ребенком сказки, истории.

- Необходима отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях

Обсуждение с ребенком наиболее часто встречающихся конфликтных ситуаций. Такие беседы помогут ребенку расширить поведенческий репертуар - набор способов реагирования на определенные события. Иногда дети поступают так или иначе не потому, что им это нравится, а из-за того, что не знают, как можно сделать по-другому.

Рекомендации родителям:

Шесть советов избавления от гнева

Совет № 1

Содержание: Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно

Пути выполнения: Слушайте своего ребенка. Проводите вместе с ним как можно больше времени. Делитесь с ним своим опытом. Рассказывайте ему о своем детстве, детских поступках, победах и неудачах. Если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе. Но и уделяйте свое «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности.

Совет №2

Содержание: Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия.

Пути выполнения: Отложите или отмените вовсе совместные дела с ребенком (если это, конечно, возможно). Старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения.

Совет№3

Содержание: Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии

Пути выполнения: Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях:

«Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате», или:

«Дела на работе вывели меня из себя. Через несколько минут я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста, не трогай меня».

Совет №4

Содержание: В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить.

Пути выполнения:

Примите теплую ванну, душ.

Выпейте чаю.

Позвоните друзьям.

Сделайте «успокаивающую»маску для лица.

Просто расслабьтесь, лежа на диване.

Послушайте любимую музыку.

Совет №5

Содержание: Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев.

Пути выполнения: Не давайте ребенку играть с теми вещами и предметами, которыми вы очень дорожите.

Не позволяйте выводить себя из равновесия. Умейте предчувствовать наступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой (подумать о чем-то приятном).

Совет №6

Содержание: К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть всевозможные нюансы и подготовить ребенка к предстоящим событиям.

Пути выполнения: Изучайте силы и возможности вашего ребенка.

Если вам предстоит сделать первый визит (к врачу, в детский сад и т. д., отрепетируйте все загодя.

Если ребенок капризничает в тот момент, когда он голоден, продумайте, как накормить его во время длительной поездки и т. д.

Публикации по теме:

Агрессивный ребенок в детском саду Повышенная агрессивность - одна из частых проблем детства. По мнению Берковиц Л., те или иные формы ее характерны для большинства дошкольников.

Родительское собрание «Детская агрессия. Взаимодействие с агрессивными детьми» Родительское собрание «Детская агрессия. Взаимодействие с агрессивными детьми»Тема нашей встречи серьёзна и трудна. Это тема проявления.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Взаимодействие с агрессивным ребёнком
Опубликовано: 25 ноября 2014 в 16:12
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД