Наталия Терентьева (Евдокимова)
Взаимодействие с педагогами при реализации программы по ознакомлению детей с историко-культурным наследием родного края
▼ Скачать + Заказать документы
Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
В. А. Сухомлинский.
Работа по данной программе предполагает так же взаимодействие с педагогами нашего ДОУ.
Цель программы : систематизировать знания педагогов по данному вопросу. Создание в ДОУ условий для реализации поставленных задач.
Задачи работы:
Публикация «Взаимодействие с педагогами при реализации программы по ознакомлению детей с историко-культурным наследием родного края» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
1. Изучение уровня компетентности и информированности педагогов ДОУ по вопросу ознакомления дошкольников с историей родного края.
2. Разработка методических материалов по данной теме.
3. Создание полноценной предметно-развивающей среды совместно с детьми и родителями;
4. Реализация проектов по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
В настоящее время идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее значение, стала задачей государственной важности. Сейчас, в наше время, когда родители заняты зарабатыванием денег, они фактически самоустранились от процесса воспитания своих любых чад. Дети же чаще общаются не со своими друзьями и родными, а с героями компьютерных игр. И всё-таки необходимо, чтобы наши компьютеризированные дети помнили о своих корнях – своих предках, своих семейных традициях, чтобы не канула в лету та тонкая ниточка, что связывает прошлое с настоящим, а настоящее с будущим.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили её наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском возрасте в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у ребёнка могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Начиная краеведческую работу с детьми, педагог должен сам хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности края, продумать, что и как целесообразно показать и рассказать детям, особо выделив признаки, характерные только для данной местности, данного края – то, что можно увидеть только здесь. А самое главное, необходимо, чтобы педагог любил Родину, свой край, город и всегда помнил слова академика Д. С. Лихачева : «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати- поле».
С целью повышения уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах нравственно-патриотического воспитания в процессе краеведческой работы был спланирован и проведен ряд методических мероприятий:
-семинары – практикумы: «Знакомство педагогов с модифицированной программой «Родные просторы», «Теоретические основы патриотического воспитания детей дошкольного возраста», «Любить и изучать свой край – первостепенная задача педагогов и родителей», «Воспитание у детей к родному дому в условиях семьи и ДОУ».
-анкетирование: «Знаете ли Вы историю родного края».
- обобщение педагогического опыта : открытое мероприятие на уровне поселка, куда были приглашены педагоги, работающие по данной проблеме, оформлена выставка методического материала по данному направлению.
- консультации: «Любовь к Родине воспитывается с раннего детства», «Методика проведения занятий по ознакомлению детей с орнаментами народов севера», и стендовая информация.
В 2008-2009 учебном году творческая группа педагогов ДОУ совершенствовала работу по внедрению и реализации данной программы. На заседаниях рассматривались следующие темы: «Образовательная программа взаимодействия с родителями по программе «Родные просторы», «Анализ раздела - развитие речи парциальной программы «Родные просторы», «Предметно-развивающая среда по ознакомлению детей с родным краем».
Работа творческой группы способствовала росту профессионального мастерства педагогов и развитию творческого потенциала. Для проведения занятий накоплен большой методический материал.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Эти корни связывают его с родным домом и ближайшим окружением мы решили, что необходимо установить тесное взаимоотношение с родителями наших воспитанников. Для этого было организовано и проведено общесадовое родительское собрание, целью которого было объяснить актуальность, важность проводимой работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в ДОУ, повысить образовательный уровень родителей и педагогов по данной проблеме, заинтересовать их и сделать своими союзниками
С педагогами детского сада проводились консультации, семинары, тематика которых определялась на основе диагностики затруднений педагогов в работе по ознакомлению детей с родным краем дошкольников, опыта их работы, учета интересов.
Вся работа по краеведению с педагогами является отдельным звеном в целостной системе по патриотическому воспитанию детей.
Модель взаимодействия с педагогами
Педагоги Направление работы
Воспитатели Совместное проведение интегрированных занятий, подбор дидактического материала
Музыкальный руководитель Знакомство с местными композиторами, участие в праздниках и развлечениях
Руководитель физического воспитания Организация целевых прогулок, разучивание подвижных игр
Психолог Занятия по арт-терапии, снятие напряжения
Учитель - логопед. Обогащение речи ребенка звуками, постановка звуков.
Итог : проводя разнообразные формы работы с педагогами стало видно, что у детей знания стали на достаточном уровне, а педагоги сами стали более компетентны в этом вопросе.
Таблица знаний и затруднений педагогов по вопросу ознакомлению детей с историей родного края
Критерии знаний затрудняюсь получается Поделюсь опытом
Ознакомление детей с культурой и бытом народов Севера
Ознакомление детей с искусством и декоративно-прикладным творчеством народов Севера
Устное –народное творчество народов Севера
Исторические факты развития края
Флора и фауна Югры
Географические аспекты округа