Олеся Красночубова
Взаимодействие с родителями в период адаптации к ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами опытом работы по обозначенной теме. Во время адаптации малышей к детскому саду, я активно взаимодействую с семьями. Принимать детей начинаем в августе, не более 3-4 человек в неделю. При этом совместно с родителями стараемся соблюдать «алгоритм постепенного вхождения ребёнка в детский сад» :
1- приход ребёнка вместе с родителями только на прогулку;
2 - приход ребёнка вместе с родителями в группу во время свободной игровой деятельности;
3- ребёнок остается один на 1-2 часа во время прогулки либо во время свободной игровой деятельности;
Публикация «Взаимодействие с родителями в период адаптации к ДОУ» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2013
4– ребёнок завтракает в присутствии родителей и остается один на 2-3 часа ;
5– ребёнок остается один с завтрака до обеда;
6– ребёнок остается на сон, но сразу после сна его забирают родители ;
7– ребёнок остается один на целый день;
К концу сентября группа укомплектована полностью. Эти месяцы для меня период разностороннего изучения вновь пришедших детей, сближения с семьями, поиска форм педагогического информирования, соответствующих особенностям образования и опыта родителей. Через индивидуальные беседы, посещение семьи, проведение совместных детско-родительских игровых сеансов, работу кружка для родителей «Мой малыш», в ходе работы которого стремлюсь установить доброжелательные взаимоотношения с молодыми мамами и папами, узнать привычки и особенности каждого из детей, убедить родителей в том, как важно объединить свои усилия и обеспечить малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную деятельность, что будет способствовать его развитию.
В ходе индивидуальных бесед с родителями выясняю, как изменяется поведение ребенка дома с момента поступления в детский сад.
Предлагаю родителям принести в группу фотографии ребенка в окружении членов семьи для оформления группового альбома.
Эмоциональное состояние ребенка и его привыкание контролирую с помощью “Листа адаптации”, где отмечаются контрольные дни 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 8-й, 16–й, 32-й и при необходимости 64-й (по методике К. Печоры) : эмоциональное состояние ребенка, аппетит, сон, взаимоотношения с взрослыми и сверстниками, вид деятельности, который ребенок предпочитает.
Адаптировались дети по-разному. Наблюдения за ними, информация, полученная от родителей позволила выявить причины трудностей адаптации и условно разделить группу на три подгруппы. У детей первой подгруппы круг общения был ограничен семьей и существовала тесная эмоциональная привязанность к родителям, потребность в постоянном их присутствии. Привыкали они к детскому саду с большим трудом. Дети из второй подгруппы до поступления в детский сад уже имели опыт общения с посторонними взрослыми и поэтому мы (воспитатели) не вызывали у них особого недоверия и опасения. Однако расставаясь с родителями они плакали и часто в течение дня спрашивали когда придет мама.
Третья подгруппа очень радовала. Это ребятки с ярко выраженной
познавательной активностью, достаточно развитой речью. Они легко
расставались с родителями, с удовольствием контактировали со взрослыми и другими детьми.
Для родителей детей каждой подгруппы я подготовила свою папку-передвижку. И, хотя название у них было одно: "Как помочь ребенку
адаптироваться в детском саду", содержание несколько отличалось, и было ориентировано на особенности именно данной подгруппы.
Материалы папок содержали сведения о том, что такое биологическая
и социальная адаптация, в чем состоят особенности привыкания разных детей к детскому саду, кому из малышей привыкать легче, кому труднее и почему, чем мы можем помочь ребенку.
К концу сентября было достаточно материала, чтобы обсудить на собрании вместе с родителями проблему адаптации детей. С каждой семьей согласовали время, просила прийти всех. К собранию подготовила: сводную таблицу «Особенности адаптации детей нашей группы к детскому саду» (различия адаптационных особенностей детей определяли по трем показателям: состояние здоровья, познавательная активность, эмоциональное состояние) ;видеофильм «Нам хорошо в детском саду»; тест-задание «Закончи фразу»; распечатку описания системы закаливания (для каждого) ;аудиторию с круглым столом, телевизором, удобными стульями.
Начала собрание с небольшого вступления и просмотра видеофильма.
Это нужно было, чтобы снять родительскую тревожность, показать мамам и папам, как чувствуют себя дети в их отсутствии. Содержанием фильма стали те события из жизни малышей, которые больше всего волнуют родителей : как и что ест ребенок, как спит, чем занимается, не плачет ли. Детей двух лет невозможно заставить делать что-то специально для видеосъемки, их поведение всегда естественно и родители верили всему, что им показали. А увидели они, как дети учатся самостоятельно мыть руки с мылом, как учатся аккуратно есть, с каким аппетитом они обедают, как спокойно спят в чистой, проветренной комнате, как играют. Просмотр видеофильма помог без особых проблем включить родителей в общий разговор. Предложила родителям напечатанное на листе начало фразы: «Я думаю, что мой малыш легко (трудно) привыкает к детскому саду, так как.». И каждый из родителей высказал свои мысли по этому поводу. Оказалось, что мнение родителей и результат моего изучения особенностей адаптации детей практически совпали. Для одного ребенка адаптация протекает сложно, он дважды болел ОРВИ, не испытывает потребности в совместной со взрослым деятельности, мало разговаривает, вялый, заторможенный.
Ему необходимо постоянное внимание взрослых и это не каприз, это потребность, которую нужно удовлетворять. И маме важно подольше оставаться с малышом в группе, демонстрировать ему, как здесь хорошо. У шести детей оказался средний уровень адаптации. Они за август и сентябрь привыкли к новым условиям, по одному разу в течение 5-7 дней болели, но без осложнений. После болезни спокойно шли в группу, улыбались воспитателю. Остальные малыши прошли этот сложный период с легкой степенью адаптации : они были активны и эмоциональны, не болели, быстро восстановили умения самообслуживания в новых условиях. Дальнейший разговор строился вокруг проблемы оздоровления ребят, ведь для третьего года жизни повышенная ранимость организма и легкая заболеваемость остается возрастной особенностью. Приучение детей к здоровому образу жизни очень важно и этот вопрос будет обсуждаться в дальнейшем неоднократно, а на данном собрании предполагалось обсудить неотложные меры предотвращения заболеваний. Это, во-первых, закаливание детей. Я не просто информировала родителей о системе закаливания, которую проводит детский сад, а договаривались о совместных действиях, чтобы уберечь малыша от болезни. Согласие было достигнуто. Активная позиция родителей есть свидетельство эффективности технологии взаимодействия с семьями, показатель того, что участники педагогического процесса находятся на верном пути достижения цели: обеспечить детям возможность прожить годы дошкольного детства счастливо и радостно.