Взаимодействие семьи и детского сада как условие поликультурного воспитания

Людмила Руфова
Взаимодействие семьи и детского сада как условие поликультурного воспитания

Россия является многонациональной страной, её населяют десятки народов с самобытными культурами. Поэтому человек в современной социокультурной ситуации находится в мультикультурной среде, образуемой сосуществованием различных национальных культур, взаимодействие с которыми требует от него толерантного отношения. В его основе лежит уважение к культуре людей других национальностей при сохранении своей культурной идентичности. Именно поэтому особое значение приобретает освоение ребенком с раннего возраста традиционной культуры и истории как своего, так и других народов, выступающего условием формирования национального самосознания, социализации ребенка в современном многонациональном обществе. [1]

Одним из важных звеньев поликультурного воспитания дошкольников является взаимодействие с семьями воспитанников.

Семья является основой воспитания детей, и невозможно сформировать поликультурность у ребенка, если родители не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей.

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется взаимодействию с родителями.

Поликультурное воспитание – это воспитание ребенка на культуре народов региона, где проживает ребёнок, с приоритетом для него культуры его национальности.

Современная модель сотрудничества д/сада с семьёй понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка. Сотрудничество семьи и д/ сада в процессе поликультурного воспитания должно строиться на тесном сотрудничестве. Именно поэтому работа с семьями воспитанников всегда направлена на реализации процесса вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс детского сада.

На базе нашего детского сада с сентября 2014 года совместно с А. Ф. ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н. И Лобачевского» организована инновационная площадка, которая направлена на поликультурное развитие детей дошкольного возраста.

Сначала было проведено анкетирование родителей по выявлению отношения к людям других национальностей. По итогам анкетирования можно сделать вывод, что большинство родителей имеют положительное отношение к людям других национальностей и хотят формировать у своих детей толерантное отношение к ним.

Начинать поликультурное воспитание мы начали с изучения малой Родины, традиций и уклада своей семьи.

Знакомство с историей своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, побуждает его сопереживать, внимательно относиться к прошлому.

Неотъемлемой частью образовательного процесса по поликультурному образованию воспитанников является активное участие родителей в жизни группы и детского сада в целом. Для активизации родителей нами используются такие формы работы как:

- выпуск семейных газет (генеалогическое древо);

- использование семейных фотоальбомов в режимных моментах;

- выставки совместных поделок;

- фотовыставки;

- постоянная рубрика в информационной газете ДОУ «Журавлик» «Ты мира не узнаешь, не зная края своего»;

- конкурсы поделок;

- семейные праздники в группах;

- фольклорные развлечения с участием родителей;

- родительское собрание в форме деловой игры «Как воспитать толерантного человека?»

Привлекли родителей к изготовлению костюмов для кукол, в которых отражены региональные особенности культуры, а так же к созданию в группе уголка «Русская изба».

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Дети начали использовать в своей речи потешки, считалки, загадки, познакомились с новыми сказками, узнают сказочных героев, осмысленно участвуют в русских народных играх, называют предметы из домашнего обихода, вышедшие из употребления (чугунок, ухват, крынка, самовар). Такая совместная работа сплачивает детей и взрослых, способствует развитию свободного общения между взрослыми и детьми. Совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребёнка, его социальной восприимчивости.

Публикации по теме:

Мы разные, но мы вместе или воспитание толерантностиМы разные, но мы вместе или воспитание толерантности Воспитание толерантности в процессе общения детей разных национальных культурСовременный детский сад многонациональный, в нем встречаются.

Воспитание толерантностиВоспитание толерантности Дошкольное образовательное учреждение имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Именно в детском обществе у ребёнка.

Библиотека изображений:
  • Домашние животные
  • Домашние животные
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Взаимодействие семьи и детского сада как условие поликультурного воспитания
Опубликовано: 11 марта 2015 в 19:50
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 августа. День шахтёра

В последнее воскресенье августа в Российской Федерации и ещё пяти республиках бывшего Союза отмечается праздник людей одной из самых мужественных и суровых профессий – День шахтёра. Волевые, серьёзные и...

25 августа. Смотр самодельных пальчиковых игрушек на МААМ

«Все в наших руках» – говорят дошкольные педагоги, имея в виду взаимосвязь мелкой моторики рук с развитием речи ребенка. Современные ученые доказали, что речевые области мозга действительно формируются...

Общеразвивающие игры на мостике для детей 1,5–3 лет
«Общеразвивающие игр на мостике» для детей 1, 5 – 3 лет. Ребенок-дошкольник должен как можно больше времени проводить на свежем воздухе. Теплое время года...
Детский мастер-класс по изготовлению объемного яблока
Программные задачи: Упражнять детей в изготовлении объемной поделки ( яблоко) ;складывать детали заготовки пополам, проглаживая линию сгиба. Продолжать...
Предметно-развивающая среда в группе ДОУ
Предметно-пространственная среда в группе – это гармоничное соотношение материалов, окружающих ребенка, с точки зрения их количества, разнообразия,...