МААМ-картинки

Взаимодействие театра, музыки и изобразительного искусства в воспитании дошкольников

Людмила Забегаева
Взаимодействие театра, музыки и изобразительного искусства в воспитании дошкольников

Взаимодействие театра, музыки и изобразительного искусства

Детское творчество научает ребенка

овладевать системой своих переживаний,

побеждать и преодолевать их и учит

психику восхождению.

Л. С. Выготский

Современная теория художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста рассматривается как целостная структурированная система знаний, которая в своем историческом развитии аккумулировала разные виды искусства, общую культуру человечества. Искусство, как главное средство художественно-эстетического воспитания детей связано с образным познанием жизни. В процессе освоения материальной и духовной культуры происходит не простое накопление фактов, а развитие разнообразных, в том числе художественных способностей личности. Приобретение опыта связано с активной деятельностью, что обеспечивает разностороннее развитие ребенка.

Публикация «Взаимодействие театра, музыки и изобразительного искусства в воспитании дошкольников» размещена в разделах

В настоящее время для развития теории и практики художественного образования дошкольника характерны две тенденции:

1) Интеграция наук позволит рассматривать теорию художественно-эстетического воспитания ребенка с различных сторон.

2) Дифференциация исследований направлена на углубленное изучение определенного направления деятельности.

Одним из видов художественно – эстетического воспитания детей дошкольного возраста является театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно. Поэтому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, ребенок играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало и получая огромное эмоциональное наслаждение. Все, что окружает детей, во многом определяет их настроение, формирует то или иное отношение к предметам, действиям и даже к самим себе. Ребенок знакомится с окружающим миром с помощью зрения, слуха и движений. Значит, все, что окружает ребенка должно развивать эти органы чувств и обеспечивать необходимый психологический комфорт.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погрузиться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие поступки, становятся более раскрепощенными и общительными. Занятия театрализованной деятельностью требуют от ребенка решительности, трудолюбия, систематичности в работе.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Участвуя в ней, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Занятия театрализованной деятельностью с детьми развивают не только психические функции личности ребенка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогает адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.

Взрослый призван помогать ребенку, отыгрывать черты прекрасного в окружающем мире, приобщать его к достойным видам художественно-эстетической деятельности.

Содержание театрализованных занятий включает в себя:

- Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

- Игры – драматизации;

- Разыгрывание сказок и инсценировок;

- Упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальный и невербальный);

- Упражнения по социально-эмоциональному развитию детей;

- Вокально-хоровая работа;

- Танцевальное творчество;

- Художественно-эстетическое творчество.

В основе театрализованной деятельности лежит художественное творчество.

Интеграция выразительных средств музыки и изобразительного искусства организующая впечатления детей в систему художественных образов, будет способствовать формированию у них целостного взгляда на мир, вести к пониманию знаков мироздания в процессе творческой деятельности.

Являясь руководителем театрального кружка «Забавушка», использую так называемый способ горизонтальной интеграции: сначала знакомлю с русской народной сказкой, затем провожу беседу по данному произведению народного творчества. На следующем этапе театрализованной деятельности знакомлю со сценарным вариантом этой сказки, идет работа над ролями, образами героев, продумываются костюмы, атрибуты, декорации к спектаклю, где дети принимают самое активное участие, затем проходит представление. Далее, завершающим этапом является работа, которая направлена на отражение полученных детьми впечатлений об этой сказке в рисунках или других творческих работах. Таким образом происходит создание одного и того же образа средствами различных видов искусств. При этом отчетливо выявляются интересы и способности детей. В течение учебного года ставим 3-4 музыкальных сказки, занятия проводим 2 раза в неделю, стараемся в спектакле задействовать как можно больше детей, потому, что все дети хотят участвовать в спектакле. Родителям очень нравятся такие представления, они охотно помогают нам в приобретении или изготовлении костюмов, масок, декораций.

Тематика и содержание театрализованных постановок, как правило, имеют нравственную направленность, что оказывает положительное воспитательное воздействие. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом, перевоплощается в него, живет его жизнью. Поскольку в сказке положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. Большое влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать ее в качестве сильного педагогического средства, так как воспитание в этом случае проходит ненавязчиво, а сам ребенок, «играя в сказку», испытывает удовольствие и радость.

Итак средствами театрализованной деятельности мы развиваем у детей творческие способности. Если педагог стремиться развивать ребенка как творческую личность, он должен вводить его в «большое искусство», становясь посредником между ним и нежной, хрупкой, эмоционально отзывчивой на все новое, удивительное, яркое душой ребенка. Красота в природе, красота в жизни, красота в искусстве неотделимы. «Красоту творим мы». В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои способности, это доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представление о мире.

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития художественных творческих способностей. Этот возраст характеризуется чрезвычайной любознательностью, желанием познавать окружающий мир. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление, более старших детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. Эти качества необходимо всесторонне развивать. Прекрасные перспективы для развития художественных способностей и личностных качеств ребенка - дошкольника дают театр, музыка, изобразительное искусство – содружество и синтез искусств.

Публикации по теме:

«Мои маленькие художники». Использование нетрадиционных способов рисования.«Мои маленькие художники». Использование нетрадиционных способов рисования. В своем детском саду я веду кружок по изобразительной деятельности в старшей и подготовительной группах. Сегодня вопрос о детском художественном.

Проект «Волшебница Зима» Составители Проекта: Заведующий ДОУ: Ломакина Л. А. Старший воспитатель: Аманова Г. А. Психолог: Серикова Н. Н. Воспитатели: Венкова Р. Н. Надольская.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие театра, музыки и изобразительного искусства в воспитании дошкольников
Опубликовано: 12 января 2015 в 14:12
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД