Приложение МААМ

Взаимодействие творческого процесса и здоровьесберегающих технологий в творческом объединении «Улыбка»

НАТАЛЬЯ ЩЕПКОВА
Взаимодействие творческого процесса и здоровьесберегающих технологий в творческом объединении «Улыбка»
▼ Скачать + Заказать документы

В учреждениях дополнительного образования детей на современном этапе происходят сложные и неоднозначные процессы обновления, более эффективно внедряются новые стили и методы работы.

Решающую роль в воспитании культуры личности играет музыкальная деятельность, так как она формирует активное творческое отношение и к жизни вообще.

Современная музыкальная педагогика ставит задачу развития в человеке богатства творческих сил и художественных способностей в вопросах музыкально – эстетического воспитания.

Публикация «Взаимодействие творческого процесса и здоровьесберегающих технологий в творческом объединении „Улыбка“» размещена в разделах

Музыка, воздействуя на эмоционально – чувственную сферу, влияет на эстетическое воспитание обучающихся, поэтому задачей современного общества является необходимость поднять на должный уровень музыкальное образование. А так как музыка всегда претендовала на особую роль в обществе, то трудно представить более благоприятный период для развития музыкальных способностей, чем детство.

Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаёт фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей культуры в будущем.

В пении, как и в других видах исполнительства, ребёнок может активно проявить своё отношение к музыке. Этот вид деятельности играет важную роль в музыкальном и личностном развитии. Именно вокальное искусство помогает обучающимся расширить и углубить знания, дает возможность раскрыть свои способности и использовать приобретённые навыки на художественных, графических, литературных и других занятиях. Именно из таких ребят часто вырастают высокоорганизованные и трудолюбивые люди с сильным характером, целеустремлённые, интересные, разносторонние личности.

На занятиях своего объединения в работе над постановкой голоса, наряду с традиционной методикой, я использую новые педагогические технологии обучения и воспитания: информационно – коммуникационные технологии, игровые технологии, личностно – ориентированное обучение, технологии развивающего обучения. Это, несомненно, позволяет повысить эффективность и качество обучения, способствует развитию на занятиях творческого мышления, активизирует самостоятельную деятельность обучающихся.

Наряду с бесспорными достижениями, связанными в первую очередь с возможностью свободы выбора программ, технологий обучения, появлением инновационных, альтернативных образовательных учреждений, в последние годы особое внимание уделяется вопросу здоровья обучающихся. И самыми востребованными технологиями обучения на занятиях объединения являются здоровьесберегающие.

Проблема выживания ребё нка в современных условиях неблагоприятной экологической среды и нестабильной социальной обстановки включает в себя:

природные катаклизмы, экологические катастрофы;

агрессивность окружающего мира;

стрессовый характер обучения;

ранняя компьютеризация.

Здоровьесберегающие технологии – это все те психолого – педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению. (Н. К. Смирнов)

Моя задача, как педагога дополнительного образования, руководителя вокально-эстрадного ансамбля «Улыбка» создать полноценные условия для сохранения здоровья детей, развить интерес к занятиям, включающим здоровьесберегающие технологии, внедрить эти технологии в ежедневный образовательный процесс и закрепить навыки и умения детей, с целью улучшения физического здоровья детей, голосовых и музыкальных данных, а также здоровья психики ребёнка и комфортного состояния в образовательном процессе.

На занятиях в вокальном объединении «Улыбка», я применяю следующие здоровьесберегающие технологии :

1. Музыкотерапия

2. Вокалотерапия

3. Ритмотерапия

4. Терапия творчеством

5. Улыбкотерапия

МУЗЫКОТЕРАПИЯ - это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство.

В России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. При Российской Академии Музыки им. Гнесиных создано отделение музыкальной реабилитации.

Музыка воздействует на определенные мозговые зоны и активизирует работу мозга в целом.

Подбирая музыкальные произведения можно добиться нужного эффекта расслабления или повышения активности.

Любая музыка ассоциируется лично для каждого человека с каким - то событием, вызывает определенные эмоции.

Вокальное творчество детей является одним из ярких и наиболее активных проявлений музыкотерапии.

Как вариант активной музыкотерапии может рассматриваться хоровое пение.

Пение благотворно действует на бронхо - лёгочную систему, почки, на железы внутренней секреции, массирует гортань, щитовидную железу, сердце.

Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. Обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Петь полезно в любом случае, даже если нет ни слуха, ни голоса. Это отличное средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.

В процессе пения – сольного или хорового – укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, положение тела во время пения (певческая установка) способствует воспитанию хорошей осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья учащихся.

ВОКАЛОТЕРАПИЯ - это метод профилактики, лечения и реабилитации бронхолегочных заболеваний, охраны и постановки голоса.

После занятий вокалотерапии дыхание становиться более экономным, а, по утверждению ученых, от этого зависит работоспособность человека.

Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и более качественное функционирование сердечнососудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов.

А о лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, знали испокон веков. С их помощью лечили самые различные заболевания.

Если рассматривать лечебные звуки и звукосочетания с позиции музыкотерапии (то есть не столько в плане их произнесения, сколько в плане их «пропевания») то с учетом открытий в современной науки рекомендации в этой специфической области вокалотерапии будут следующими:

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

А- снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;

Э- улучшает работу головного мозга;

И- лечит глаза, уши, стимулирует сердечную деятельность, «прочищает» нос;

О- оживляет деятельность поджелудочной железы, устраняет проблемы с сердцем;

У- улучшает дыхание, стимулирует работу почек, мочевого пузыря, предстательной железы (у мужчин, матки и яичников (у женщин);

Ы- лечит уши, улучшает дыхание.

ЗВУКОСОЧЕТАНИЯ

ОМ – снижает кровяное давление;

АЙ, ПА – снижают боли в сердце;

УХ, ОХ, АХ – стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии.

Научно доказана целебная сила произнесения и некоторых отдельных СОГЛАСНЫХ звуков (лучше их пропевать)

В, Н, М – улучшает работу головного мозга;

С – лечит кишечник, сердце, легкие;

Ш – лечит печень;

Ч – улучшает дыхание;

К, Щ – лечат уши;

М – лечит сердечные заболевания.

Большое значение имеет и интенсивность произношения («пропевания») звуков. При заболеваниях сердца или легких она должна быть низкой или средней. При терапии внутренних органов более высокой.

Для усиления концентрации лечебного воздействия произносимых или «пропеваемых» звуков (звукосочетаний) рекомендуется положить свою руку на ту область организма, где находиться подвергающийся звукотерапии орган, и представлять этот орган здоровым и активно работающим.

Чтобы добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление на занятиях эстрадного пения можно применять музыкально – ритмические упражнения.

Они выполняют релаксационную функцию (переключение внимания на другой вид деятельности – уже отдых).

РИТМОТЕРАПИЯ – танец, мимика и жест являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Движение и танец, помимо того что снимают нервно-психическое напряжение, помогают ребёнку быстро и легко подружиться с другими детьми, а это также дает определенный психотерапевтический эффект.

Потребность в проведении ритмотерапии возникает и тогда, когда в разучиваемой песне не получается тот или иной ритмический рисунок. Иногда заведомо трудное место подготавливаю специальными ритмическими упражнениями, а уже потом разучиваю с детьми.

Все – кисти рук, ног, мышцы, кровь – все до последней клетки вступает во взаимодействие, когда человек говорит, кричит, поет. Приемы свободного движения под музыку песни развивают музыкально - творческие способности детей.

Для получения наибольшей эффективности полезно включать эти упражнения для музицирования на детских шумовых инструментах. Активизируя в целом организм детей, содействуя выпрямлению и разгрузке позвоночника, музыкально – ритмические минутки способствуют улучшению здоровья.

УЛЫБКОТЕРАПИЯ - то есть исцеление улыбкой или решение проблем при помощи улыбки. Эмоция радости тонизирует, активизирует тело, придает быстроту уму и легкость решениям.

Очень важна на уроке улыбка педагога и улыбка самого ребенка. Если ребенок поет и улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребенка в результате постоянной тренировки улыбки.

Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней и обучающийся уже с ней смотрит на мир и на людей.

Позитивный настрой в творческом процессе, комфортное состояние детей на занятиях и здоровьесберегающие технологии – вот три основных кита вокального искусства, на которых строится процесс в вокально-эстрадном ансамбле «Улыбка».

Публикации по теме:

План работы городского методического объединения инструкторов по физической культуре в ДОУ на 2013–2014 уч. год Тема: «Модернизация системы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ в контексте реализации ФГТ и внедрения ФГОС». Цель: повышение профессионального.

Развитие творческих способностей дошкольников Творчество – активная, целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное. Формирование творческой.

Автор публикации:
Взаимодействие творческого процесса и здоровьесберегающих технологий в творческом объединении «Улыбка»
Опубликовано: 27 декабря 2013 в 00:57
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие творческого процесса и здоровьесберегающих технологий в творческом объединении «Улыбка»» (включая файлы) размещена пользователем НАТАЛЬЯ ЩЕПКОВА (УИ 173489) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД