Агаева Роза Афсар кызы
Взаимосвязь ребенка с природой
▼ Скачать + Заказать документы
Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них - ознакомление с природой. Природа - неиссякаемый источник духовного обогащения. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, трудовой, художественной деятельности. Однако далеко не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом правильно формируется отношения к растениям и животным. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления об её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней - важнейшие задачи работы детского сада. Для того чтобы дети правильно отображали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к природе и широко использования её в воспитательно-образовательной работе ДОУ, нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников - умственного, эстетического, нравственного и физического. Воспитание бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся любить природу, видеть её красоту. Именно на этой основе формируется любовь к родному краю, Родине. Законы природы выражают связь между отдельными явлениями. Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способствует формированию научного мировоззрения.
Публикация «Взаимосвязь ребенка с природой» размещена в разделах
Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей мере испытывает на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Дети всегда в той или иной форме соприкасаются с природой. Зелёные леса и луга, цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя - всё это привлекает внимание детей, радует их, даёт богатую пищу для их развития.
Пение птиц журчание ручья, плеск воды, шелест травы, шуршание сухих листьев, скрип снега под ногами - всё это позволяет детям чувствовать природу и может служить богатым материалом для развития у них эстетического чувства, сенсорного воспитания. Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов.
Ознакомление дошкольников с природой - это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанном на её чувственном опыте. Эти знания необходимы для формирования материалистического миропонимания. Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, нередко приводит к образованию у них различных предрассудков. Для того чтобы дети правильно отображали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. В процессе воспитания в детском саду осуществляется всестороннее развитие детей в различных видах деятельности. Основу содержания любой деятельности ребёнка составляют те знания, которые образуются при ознакомлении с окружающим, в частности с природой. Ознакомление дошкольников с природой - одно из главных средств их развития.
Ознакомление дошкольников с природой передает объём знаний о предметах, явлениях неживой и живой природы, воспитание интереса и любви к ней.
Формами организации деятельности детей при ознакомлении их с природой являются занятия, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы, работа на земельном участке.
Занятия - проводятся в определенные часы, по заранее разработанному плану, согласованному с программой. На занятиях воспитатель не только сообщает детям новые знания, но и уточняет, и закрепляет их. Главное в занятии - это усвоение детьми программного материала. Для этого используются разнообразные методы - наблюдение натуральных объектов, труда взрослых, дидактические игры, работа с картинами, чтение художественной литературы, рассказы, беседы.
Пребывание на свежем воздухе в лесу или на лугу среди душистых цветов, движения и радостные переживания, обычно с этим связанные, благотворно сказываются и на физическом развитии детей.
Прогулки - ежедневные прогулки широко используются для ознакомления детей всех возрастных групп с природой. Они могут носить характер небольших экскурсий, во время которых воспитатель проводит осмотры участка, организует наблюдение за погодой, сезонными изменениями в жизни растений, животных. На прогулках дети знакомятся с природой по намеченному плану, заранее составленному на основе программы и с учётом местных условий. Программное содержание плана осуществляется на ряде прогулок в то время, когда появляются те или иные явления природы. На прогулках воспитатель организует игры с использованием естественного материала - песка, снега, воды, листьев. Во время повседневных прогулок дети участвуют в трудовых процессах: сгребают опавшие листья, очищают дорожки от снега, поливают растения.
Работа в уголке природы - работа в уголке природы проводится в часы, отведённые для труда. Дети наблюдают за растениями и животными, привыкают к бережному отношению к ним, приучаются к совместному труду с взрослыми, друг с другом, а затем и самостоятельно.
Особое значение по ознакомлению детей с природой придается наблюдениям на прогулке. Дети любят собирать опавшие разноцветные листья разной формы. Для того чтобы развить наблюдательность и расширить кругозор детей необходимо использовать листья в игре. Позднее, осенью, когда под деревьями оставались только сухие листья, можно слушать как они шуршат под ногами.
Много внимания, необходимо уделить знакомству детей с неживой природой : землёй, водой, воздухом и. т. д. Дети знакомятся со звуками ветра, причинами и условиями его возникновения.
Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте.
В. А. Сухомлинский говорил о ней так: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости».
Дидактические игры: «Где чей домик?»; «Назови, кто я?»; «Времена года»; «С какого дерева листик»; «Оденем куклу на прогулку» мне очень помогают в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы.
Словесные игры: «Узнайте по описанию»; «Хорошо - плохо»; «Что лишнее?»; «Волшебная палочка»; «Узнай по голосу»; «Кто как кричит?»; «Это кто к нам пришел?» развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.
С помощью игрушек и картинок можно знакомить детей с домашними и дикими животными, воспитывать интерес к ним и их детенышам.
Природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное и нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание. Взрослые, вспоминая своё детство, невольно думают о речке, в которой купались, о лесе, где впервые услышали пение птиц, о полянке, на которой собирали землянику.
В данной статье рассматриваются различные аспекты взаимоотношения современных детей с природой, анализируются некоторые факторы, влияющие на развитие современного ребенка : окружающая среда, природа, семья, ценности общества. Затрагивается актуальная проблема отчуждения ребенка от природы и последствия этого явления. Отмечаются ограничения в общении современных детей с природой и пути изменения ситуации, в частности роль дошкольных учреждений в создании среды для общения с природой
Ребенок и природа : что изменилось?
Проблема взаимоотношения современных детей с природой имеет множество аспектов. За последние столетие в значительной степени изменился и сам ребенок, и природа, и их взаимоотношения. Для того чтобы понять, что именно произошло, и какие проблемы следует решать, необходимо ответить на ряд вопросов: «Что анализировать?», «Как анализировать?» и «Для чего анализировать?»Мы можем провести опросы современных детей, но не можем сравнить их ответы с ответами детей прошлого столетия, поскольку таковых не существует. Значит, мы должны искать косвенные показатели, и, прежде всего, факторы, которые в наибольшей степени влияют на формирование личности ребенка, его развитие. На наш взгляд, к таким факторам можно отнести природу, окружающую среду, семью, ценности общества. Не менее важeн анализ программ и методик дошкольного образования, детской литературы, характера деятельности ребенка. Проанализируем эти факторы.
Природа и окружающая среда
Природа за последние десятилетия изменяется быстрыми темпами. Она все больше подвергается отрицательному влиянию человека. Современные дети, живущие в городах, особенно в больших мегаполисах, как Санкт-Петербург, Москва, намного реже общаются с природой, чем их сверстники середины прошлого столетия. Это связано с интенсивной урбанизацией, уменьшением количества зеленых насаждений, с изменением облика городов, более стремительным темпом жизни. В крупных городах детей окружают монотонные серые здания с геометрическими рисунками огромных стеклянных окон. Психологами доказано, что такое окружение способствует развитию психических заболеваний, стрессовых состояний, агрессивности детей и взрослых. Ближайшее окружение нередко негативно воспринимается как детьми, так и взрослыми. Происходит отчуждение ребенка от природы. На заре своей юности человек был частью природы. Он и сейчас ею остается, хотя и живет преимущественно в искусственной среде. Однако даже современный человек, окруженный современной техникой, стремится к природе и ищет ей замену. С рекламных щитов на нас смотрят тигры, орлы, пантеры и собаки, — использование объектов природы для рекламных целей довольно распространено, так как этим привлекается внимание горожан, особенно на фоне серых, монотонных построек. Дети окружены искусственными материалами, похожими на природные : столики в кафе сделаны из пластика под гранит, искусственные растения украшают магазины, улицы, детские игротеки. Весь искусственный материал практически одинаков с точки зрения тактильных ощущений, запаха. Известно, что в лесу, на лугу человек воспринимает природу комплексно : видит, слышит, чувствует запахи. Только такое восприятие эффективно. При просмотре же видеофильма мы только пассивно смотрим. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, побегать босиком по траве, обнять дерево, самостоятельно открыть тайны природы. Общение с природой имеет не только познавательное, но и оздоровительное, релаксационное значение. Для развития органов чувств современный ребенок, как и его сверстники прошлых эпох, нуждается в контакте с природными материалами, которые дают ему разнообразные тактильные и другие ощущения. Поэтому в детском саду должны быть не только искусственные, но и разнообразные природные материалы : шишки, плоды и семена растений, камни, ракушки, песок, глина. Задача педагогов – создавать в детском саду, и, в первую очередь, на его территории, условия для общения с природой, чтобы компенсировать негативное влияние урбанизированной городской среды на здоровье и развитие ребенка.
Общение с животными
Современные дети городов гораздо меньше общаются с животными, чем их сверстники в середине прошлого века. Это объясняется тем, что они стали гораздо меньше гулять в парках, дворах домов. Во дворах уменьшилось количество растений и животных, увеличилось количество автомобилей. В окрестностях крупных городов резко уменьшилось количество диких животных. Сегодня родители гораздо реже решаются содержать дома морскую свинку или декоративных птиц, а ведь общение с животными очень важно для развития эмоциональной сферы ребенка.
Студенческие работы
Современные дети меньше общаются и с домашними животными. Если в середине прошлого века они нередко ездили на каникулы в деревню к родственникам, где знакомились с коровой, курами и т. п., то сегодня знакомство с этими животными происходит в основном, благодаря книгам, рисункам, картинам. Показательны такие примеры. Девочка 4 года, увидев впервые курицу, спрашивает, почему у нее так мало ног. По ее мнению, их должно быть больше. Оказывается, в семье всегда покупали в магазине 4 куриных ноги, и у ребенка создалось впечатление, что у птицы должно быть именно столько ног. Еще пример: ребенок, увидев впервые петуха, удивляется, почему тот такой маленький, ведь на рисунках, по которым его знакомили с этой домашней птицей в детском саду, петух и корова были одинакового размера. Многие современные дети вообще боятся общаться с природой, они чувствуют при этом себя некомфортно.
Природа реальная и виртуальная
Сегодня нередко знакомство детей с природой осуществляется через информационного посредника: телевизор, видеофильм, компьютер и даже через картинки на мобильном телефоне. В этом нет ничего плохого, но только тогда, когда виртуальное общение уравновешивается общением с реальной природой. На наш вопрос «Где ты видел животных?» большинство дошкольников старшего возраста ответили: «По телевизору». Достаточно вспомнить разнообразные электронные игрушки, которые воспитывают у детей равнодушное отношение к природе. Ведь электронного зверька можно забыть покормить, напоить, можно даже его убить и заменить новым. Свои представления о виртуальных животных дети нередко переносят на реальный мир. В одном из детских садов дети средней группы, увидев на занятии морскую свинку, попросили ее «включить». Они не сразу поверили, что она живая.
Семья, природа, ребенок
Семейные ценности оказывают огромное влияние на формирование отношения ребенка к природе. Изменилась структура семьи. В прошлые времена большую роль в воспитании детей играли бабушки и дедушки, которые нередко жили вместе с молодой семьей. Многие из них работали на земле и считали важной задачей воспитания, приобщения внуков к сельскохозяйственному труду, уходу за огородными растениями. Дети вместе со взрослыми (и не только с бабушками и дедушками, но и с родителями) сажали овощи, ягодные культуры, ухаживали за ними, собирали урожай. Большинство современных родителей крупных городов не включают такой труд в перечень своих ценностей. Зато важной составляющей их системы ценностей стал отдых на природе и путешествия, как по своей стране, так и в другие страны. Такая мобильность способствует формированию у ребенка представлений о разнообразии природы планеты, закладывает основы глобального мышления, формирует представление о том, что место, где он живет, – всего лишь часть общего мира. С другой стороны, многие дети знают природу других стран лучше, чем природу своего ближайшего окружения.
Поэтому одна из задач детского сада – научить дошкольников видеть необычное в обычном, развивать их познавательный интерес, эмоциональное отношение к природе ближайшего окружения. К сожалению, многие дошкольные учреждения крайне мало внимания уделяют общению ребенка с природой на территории детского сада, акцентируя внимание на усиленной подготовке к школе. Такая точка зрения поддерживается и многими родителями. В этом возрасте дети должны познавать мир через собственные действия, в том числе наблюдения, опыты, игры в природе. В любом парке и даже лесу можно найти интересные поводы для счета, сравнения, описания. Таким же образом можно использовать и прогулку в детском саду.
Деятельность ребенка
Изменилась ведущая деятельность ребенка – игра. В частности, стало меньше игр с природным материалом, которые всегда сопровождали развитие человека (камешками, семенами, растениями и т. п.). В то же время в дошкольном образовании появилось новое направление - экологическое образование, в основе которого лежит детская деятельность и интеграция. В дошкольных учреждениях создается специальная развивающая среда для разнообразных видов детской деятельности (детские лаборатории, уголки природы, мини-музеи, изостудии, метеоплощадки и многие другие). С другой стороны, в сегодняшних детских садах все еще мало внимания уделяют самостоятельной деятельности ребенка, проявлению его инициативы. Далеко не всегда дошкольники имеют возможность самостоятельно найти ответы на свои вопросы о природе. Ребенок прошлого столетия имел больше возможностей проводить эксперименты, строить, играть с песком, камнями, водой. Современные родители и педагоги нередко ограничивают естественные стремления ребенка исследовать окружающую среду – лужу, песочницу, камни, опавшие листья в парке. Ведь запретить детские инициативы гораздо проще, чем поддержать. Все это приводит к угасанию у детей любознательности и познавательной деятельности. Задача детского сада – создавать условия для самостоятельной деятельности, в первую очередь исследовательской.
В заключение следует отметить, что главные проблемы, которые следует обсуждать и решать, в связи с произошедшими с природой и детьми изменениями, - это формирование новой системы ценности у педагогов, родителей и детей и создание условий для общения детей с природой.