Лучший педагог года

Эйдетика для детей дошкольного возраста: основные правила, методы, упражнения

Светлана Бушева
Эйдетика для детей дошкольного возраста: основные правила, методы, упражнения

Для того чтобы стать успешным, современному человеку необходимо запоминать очень большие объемы информации. Поэтому крайне важно развивать свою память с раннего возраста, используя для этого все возможные методы. Одним из таких методов является эйдетика, о специфике которой мы сегодня и поговорим.

Дети зачастую воспринимают и запоминают какую-либо информацию через мир образов. В первые 5-7 лет правое полушарие, которое отвечает за воображение, развивается у ребенка быстрее, чем левое, ответственное за аналитическое и логическое мышление. По этой причине яркие образы очень важны в жизни детей, они хорошо запоминают с их помощью необходимую им информацию.

Публикация «Эйдетика для детей дошкольного возраста: основные правила, методы, упражнения» размещена в разделах

Если воспользоваться этой возможностью и постоянно включать в занятия с ребенком игры на создание образов, то такой прием запоминания станет для него чем-то обыденным, а образы в голове будут возникать без напряжения. Использование приемов эйдетики позволяет поддерживать то, что дано ребенку природой, но при этом важно понимать, что если мы чем-то не пользуемся, то мы достаточно быстро это утрачиваем. Эйдетика направлена на развитие всех видов памяти в единстве с творческим мышлением и воображением.

Эйдетика – это специальная методика для развития памяти, воображения и мышления с помощью использования ярких образов. Она позволяет запоминать и быстро воспроизводить мельчайшие детали.

Эйдетизм среди обывателей известен как фотографическая память. Большинство ученых сходятся во мнении, что она заложена природой в каждом ребенке и развита сама по себе. К сожалению, если не развивать эти навыки, то со временем они утрачиваются, поэтому крайне важно использовать инструменты эйдетики для дошкольников.

В чем польза эйдетики?

Использование эйдетики позволяет развить память и внимание – это основное, что дает применение данной методики. Но это не единственное преимущество этого метода, который также оказывает следующие положительные действия:

• улучшение концентрации внимания;

• развитие образной памяти;

• развитие воображения у детей;

• регулярные занятия позволяют ребенку запоминать больше информации, чем при обычных способах, когда ребенку просто предлагается какая-то информация, которую нужно выучить;

• помогает запоминать труднопроизносимые термины, формулы и многозначные числа;

• это хорошая база для дальнейшего изучения иностранных языков;

• повышение работоспособности;

• развитие образного и ассоциативного мышления.

Эйдетика для детей стала все чаще использоваться в детских садах и школах. Это объясняется тем, что маленькие дети очень быстро теряют интерес к занятиям, их сложно организовать, чтобы они сидели и изучали что-то. А вот использование ярких наглядных образов делает занятия интересными для них, поэтому они лучше запоминают информацию.

Но эйдетика может использоваться не только в дошкольном или школьном возрасте. Эйдетические методы практикуются в старших классах, в студенческом возрасте, когда необходимо запомнить большой объем информации перед экзаменом. Это лишний раз подчеркивает ее эффективность.

Основные эйдетические методы

Упражнения по эйдетике для детей дошкольного возраста включают в себя целый комплекс занятий, направленных на развитие памяти, запоминание точной информации и т. д. Ниже мы рассмотрим основные из них.

Зрительная прорисовка

Эта методика используется для запоминания буквенных и цифровых обозначений. Детям раздаются листы с объемными контурами изучаемой цифры. Их задача заключается в том, чтобы увидеть в ней изображение какой-то вещи, животного и т. д. К примеру, ноль похож на зеркало, а двойка – на лебедя. Таких примеров очень много, поэтому дети достаточно быстро втягиваются в такую игру. В дальнейшем они будут мысленно вспоминать этот образ и называть то, что требует преподаватель.

Мысленная прорисовка

Данная методика используется для запоминания объемных стихотворений. Ее суть заключается в том, чтобы максимально погрузить ребенка в атмосферу того, что происходит в стихе. Для такого погружения используются различные способы: включение каких-то характерных шумов (шелест травы, шум прибоя, показ слайдов с соответствующими картинками и т. д.

Мнемотехника

Мнемотехника – это специальные методики запоминания определенных видов информации. Основным принципом этого метода является замена абстрактных объектов понятиями, которые имеют визуальное, аудиальное или другое чувственное представление, связывание объектов с уже имеющийся информацией для упрощения ее запоминания.

Суть ее заключается в следующем:

• информацию кодируют в определенный образ;

• далее запоминают эту связь и последовательность;

• мысленно повторяют информацию, чтобы мозг соединил ее с образом и сформировал логическую цепочку.

Одним из ярких примеров мнемотехники является подсказка для тех, кому сложно выучить названия и порядок падежей: «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленки» (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный).

Цепная реакция

Суть его заключается в том, что можно связать между собой логическими цепочками даже самые отдаленные друг от друга предметы.

К примеру, подбирается 10-15 совершенно разных слов (пуговица, автомобиль, рис и т. д.). Задание заключается в том, чтобы создать из них рассказ или просто логическую цепочку. При этом чем нелогичнее будет эта цепочка, тем ярче будут образы, поэтому ребенок лучше запомнит их и, как следствие этого, в его памяти отложатся несколько новых слов.

Аквовербальная техника

Учебный материал зашифровывается в стихотворения, песни, различные аббревиатуры и т. д. Плюс этого метода в его наглядности, при этом упражнение интересно и познавательно.

Вот несколько примеров:

«Чтоб запомнить дни недели,

Дятел лбом стучал по ели

И бубнил себе под нос:

Пон-втор-сред-чет-пят-суб-вос!»

«В океаньем полном списке:

Атлантический, Индийский,

Тихий и нам вверенный

Ледовитый Северный».

Основные правила использования эйдетики.

При использовании эйдетических методов важно придерживаться нескольких правил :

Каждое упражнение – это комплекс задач, которые выполняются с помощью игрушек, картинок, кубиков, тактильных карточек и других приспособлений.

Ребенку даются задачи в разных формах: в виде схем, моделей, письменных или устных инструкций.

• Задачи должны даваться ребенку от простого к сложному, т. е. важна последовательность.

• Большинство упражнений не ограничивается предложенными образами, т. е. дети могут проявлять фантазию, высказывать свои ассоциации и т. д.

• Все упражнения должны проводиться в непринужденной обстановке, любое принуждение категорически запрещено.

Эйдетика строит работу с детьми на основании целого ряда ассоциаций: свободных, цветовых, тактильных, вкусовых, звуковых, графических, обонятельных, предметных, а также ассоциаций, связанных с геометрическими фигурами. Приведем несколько примеров.

Свободные ассоциации.

Педагог спрашивает: «У меня есть кошка. О чем вы подумали?». Далее дети говорят то, что возникает у них в голове при слове «кошка».

Пример:

«Я подумал про молоко, потому что кошки очень любят его».

Цветовые ассоциации.

Детям показываются карточки с нарисованными пятнами разных цветов (но не цветные изображения явлений и предметов). Задача каждого ребенка заключается в том, чтобы выбрать среди картинок разных предметов то, что у него ассоциируется с заданным цветом. К примеру, педагог показывает синий цвет и спрашивает: «Вот синий цвет. О чем вы подумали?».

Пример:

«Я подумал о море, потому что оно синего цвета».

Упражнения на другие виды ассоциаций проводятся примерно по такой же схеме, только используется разный инструментарий: тактильные картинки, аудиозаписи различных шумов и т. д. Основной вопрос, который задает воспитатель: «О чем вы подумали?».

Заключение

Эйдетика – это очень эффективная методика для развития памяти, внимания, абстрактного мышления и воображения. Игровая составляющая упражнений сохраняет интерес у детей, поэтому занятия проводятся очень продуктивно. Приемы эйдетики можно использовать и в зрелом возрасте, поэтому эта методика по-настоящему универсальна.

Публикации по теме:

Методы артпедагогики в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Человечество не стоит на месте, а ищет новые пути развития, совершенства. Детский сад является зеркалом общества, и поэтому появляются все.

Консультация «Основные правила техники безопасности на качелях для детей 2–3 лет»Консультация «Основные правила техники безопасности на качелях для детей 2–3 лет» «Основные правила техники безопасности на детских качелях». Крылатые качели - дарят чувство полета, от которого замирает дух: и страшно,.

«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные,.

Краткосрочная проектная деятельность «Методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Краткосрочная проектная деятельность «Методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Мелкая моторика – это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий.

Информационный материал для родителей «Велосипед — основные правила безопасности»Информационный материал для родителей «Велосипед — основные правила безопасности» С установлением теплых и солнечных дней увеличивается количество детей, подростков и взрослых, использующих двухколесные транспортные.

Как укрепить иммунитет ребенка осенью. Основные правила. Консультация для родителей.Как укрепить иммунитет ребенка осенью. Основные правила. Консультация для родителей. Как укрепить иммунитет ребенка осенью. Основные правила. Консультация для родителей. Когда иммунная система ребенка плохо работает, это.

Консультация для родителей «Основные правила семейного воспитания»Консультация для родителей «Основные правила семейного воспитания» Все родители мечтают о том, чтобы их дети выросли добрыми, честными, отзывчивыми, ответственными, достойными людьми нашего общества. Мы.

Основные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возрастаОсновные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста Согласно системной походу (Витакер К., Пэпп П., Ричардсон Р., Сатир В., Черников А. В., Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. И., Варга А. Я.) в понимании.

Основные задачи в области экономического воспитания детей дошкольного возраста Каждый человек, находясь в обществе, руководствуется моральными нормами, которые отражают общий тип поведения, регулирующий отношение человека.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эйдетика для детей дошкольного возраста: основные правила, методы, упражнения
Опубликовано: 23 августа 2023 в 14:54
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД