Папки-передвижки

Экологическая игровая образовательная ситуация «Времена года» в старшей группе

Любовь Валентиновна Кужелева
Экологическая игровая образовательная ситуация «Времена года» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Экологическая игровая образовательная ситуация «Времена года»

участники – воспитанники старшей группы, родители, воспитатели

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №45 «Ручеек» (МБДОУ № 45 «Ручеек», Азовский район, с. Кагальник

Цели и задачи экологической игровой образовательной ситуации

Публикация «Экологическая игровая образовательная ситуация „Времена года“ в старшей группе» размещена в разделах

Игровая образовательная ситуация (ИОС) — специальные формы сюжетно — ролевой игры, насыщенные экологическим содержанием. Они специально создаются педагогом для решения конкретной задачи на экологических занятиях, экскурсиях, прогулках. В отличие от отдельных игровых приемов и игр, игровая обучающая ситуация тесно связана с ходом экологического занятия. Благодаря ей решаются основные воспитательно-образовательные задачи, повышается активность детей в процессе обучения, снижается утомляемость, формируется интерес к познавательной деятельности, развивается эмоциональная отзывчивость. Игровое обучение помогает ребенку почувствовать собственные возможности, обрести уверенность в себе, обеспечивает максимальный развивающий эффект.

В ДОУ можно использовать три типа игровых обучающих ситуаций, использование которых обладает различными дидактическими возможностями: ИОС с игрушками-аналогами, ИОС с литературными персонажами, ИОС-путешествия.

Все ИОС требуют от воспитателя определенной методической, организационной и психологической подготовки т. к. необходимо обдумать сюжет, создать воображаемую ситуацию для ролевого взаимодействия детей, подготовить атрибутику. Очень важно, чтобы сам воспитатель легко входил в игру — в ряде случаев он исполняет одновременно две роли : ведет диалог от имени персонажа и при этом остается воспитателем, который проводит занятие с детьми.

Актуальность

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной образовательной работы по формированию экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается ценностно-нравственное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям

Отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, формировании эмоционального отношения к миру природы и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, знании взаимосвязи и взаимозависимости существования живых организмов от факторов внешней среды. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Старшие дошкольники могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе со взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных. Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать свои чувства, желания, знания в деятельности, прежде всего в игровой.

Человек не научится плавать, если будет только лишь наблюдать за тем, как плавает его тренер. Поэтому, учитывая низкую эффективность объяснительно-иллюстративного способа обучения, необходимо развивать личность ребенка на основе освоения способов деятельности. Деятельностный подход придает педагогическому процессу целостность, управляемость и обеспечивает максимальную эффективность реализации задач ФГОС ДО. В детском саду суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре стоит не просто деятельность, а совместная активная, значимая и общественно-полезная деятельность детей и взрослых в реализации совместно выработанных целей и задач. Педагог не подает готовые образцы нравственной, духовной, экологической культуры, а создает, вырабатывает их вместе с детьми в процессе деятельности.

Игровой деятельности в экологическом воспитании детей дошкольного возраста придается большое значение. Имеется её явное эффективное воздействие на интеллект, на формирование экологической культуры подрастающего ребенка, что подтверждает опыт многолетней педагогической практики работы с детьми.

Экологическая игра способствует обогащению чувственного опыта ребенка; более чуткому отношению к природе, развивая при этом его умственные способности; получению новых знаний, их обобщению и закреплению; развитию познавательных способностей; уточнению, закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных.

Новизна. И. П. Подласый считает, что новизна в педагогических инновациях не может быть «абсолютной», поскольку инновационные процессы в современном образовании в той или иной мере всегда опираются на старые, многократно проверенные идеи, подходы, принципы, концепции, технологии, обеспечивая тем самым преемственность в развитии образовательных систем. В частности, среди наиболее продуктивных нововведений он выделяет инновации, основанные на «не новой, но постоянно актуальной и далеко не исчерпавшей себя общей идее и практической технологии оптимизации учебно-воспитательного процесса», что отвечает требованиям ФГОС ДО (п. 3.2.3).

Данная работа направлена на оказание методической помощи начинающим воспитателям в освоении и организации игровой деятельности.

Предполагаются следующие результаты:

Для воспитателей – формирование профессиональных компетенций при реализации игровых технологий в соответствии с требованиями, закрепленными в профессиональном стандарте «Педагог», оптимизация игровой деятельности на занятиях по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Для воспитанников - закрепление осознанно-правильного отношения к природе и ко всему живому, формирование модели поведения в природе. «Для ребенка на этой ступени психического развития, — отмечает А. Н. Леонтьев, — еще не существует отвлеченной теоретической деятельности, отвлеченного созерцательного познания, поэтому осознание выступает у него прежде всего в форме действия. Ребенок, осваивающий окружающий мир — это ребенок, стремящийся действовать в этом мире».

Конспект ИОС «Времена года»

Цель: формирование экологической культуры посредством игровой образовательной ситуации

Задачи:

Социально коммуникативное развитие

Содействовать умению выражать свое эмоционально-нравственное отношение в природе родной страны.

Развивать ответственное отношение, чувство принадлежности к родному краю, Воспитывать позицию активного защитника природы

Познавательное развитие

Продолжать знакомить с природными явлениями (сезоны, их смена, признаки и особенности,

Расширять представление о взаимосвязях живой и неживой природы

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. делать обобщения, применять знания в решении экологических ситуаций

Воспитывать стойкий интерес к явлениям природы, желание беречь и защищать ее.

Речевое развитие

Пополнять литературный багаж стихотворениями о природе,

Формирование активного речевого словаря, связной речи.

Развитие средства выразительности : образные слова, выражения, эпитеты. сравнения

Воспитание чувств к красоте и выразительности родного языка, чуткости к поэтическому слову

Художественно-эстетическое развитие

Содействовать активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании.

Развивать эстетическое суждение.

Воспитывать эстетическое отношение к явлениям окружающего мира

Физическое развитие

Продолжать формировать умение координировать двигательные навыки.

Развивать пространственно-временные отношения.

Воспитывать ответственное отношение к здоровью.

Форма совместной деятельности: подгрупповая.

Планируемый результат:

формирование осознанного и действенного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы в игровой и продуктивной деятельности

Подготовительная работа:

тематическая прогулка на участке детского сада, в парк

посещение детской библиотеки им. В. В. Олефиренко беседа «Природа родного села», чтение стихов донских поэтов, просмотр энциклопедии «Живой мир донского края», выставка декоративно-прикладного искусства «Золотая Осень»

Оборудование: проектор, ноутбук, экран,

Методы и приемы: игровые, словесные, практические, исследовательские, наглядные, ИКТ

Активизация словаря: использование литературного художественного слова для описания красоты родной природы в разное время года

Этап образовательной деятельности Деятельность взрослого Деятельность детей Психолого-педагогические условия/ задачи

Вводная часть (организационный момент) В. Я очень рада вас видеть. Какие вы сегодня красивые и нарядные.

А я сегодня шла на работу в детский сад и все меня радовало- деревья в золотых платьях, разноцветные осенние цветы, волшебный шорох листьев под ногами, яблочной аромат осени и вдруг на одной из улиц я обнаружила грустные, пустые дома. А так как я иду в наш нарядный, веселый детский сад я пригласила их к нам в гости. И пока мы добирались до детского сада они рассказали о своей беде – они потерялись в сезонах, запутались сейчас весна, лето или осень? Дети

включаются в совместную деятельность

Создание условий для  психологического комфорта в группе :

обеспечение интереса и эмоциональности детей

Вводная часть (мотивационный момент) Дидактическая игра «Когда это бывает»

Дети выполняют игровые задания :

определяют количество, наименование сезонов;

перечисляют основные признаки сезонов Условия для развития самостоятельности и инициативы

Основная часть

Домам мы помогли и они решили пригласить нас в путешествие в волшебную сказку «Времена года»

Но непростыми наблюдателями, а художниками, которые будут рисовать родную природу в разное время года

Воспитатель

Может фея подарила

Сон волшебный с чудесами.

Может так оно и было

Наяву, судите сами.

Перед вами белый лист бумаги представьте то, что вы услышите в стихотворении и оживите этот белый лист бумаги

Воспитатель читает стихи, звучит музыка

1 блок стихов Зима

Белый лист бумаги- волшебница зима

прищла, рассыпалась клоками.

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами,

Среди полей, вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою,

Сравняла пухлой пеленою.

Блеснул мороз, и рады мы!

Проказам матушки- зимы.

Изменяется характер музыки.

Воспитатель: о каком сезоне они рассказывают

2 блок стихов сезое Весна

И вдруг дорога стало важной.

И валенки воды полны,

И ветер нежный и протяжный.

Повеял с южной стороны.

И солнышко улыбнулось земле.

Еще веет зимним холодом,

И половодье не отыгралось,

И где-то на согреве в затишке

Прямо по среди полянке, появились зеленые проталинки.

Почему зеленый листик,

Вверх стремится там и тут?

Почему на ветках птицы

Звонко песенки поют?

Почему в лесу зверятам

Стало нынче не до сна?

Потому что к нам ребята,

В гости к нам пришла ВЕСНА!

Воспитатель: изобразите этот сезон

Воспитатель

Психогимнастика «Солнечный зайчик»

3 блок стихов сезон Лето

Воспитатель

Запестрел июнь цветами,

Зарябило вдруг в глазах,

Как укрытая коврами, вся земля вокруг в цветах.

Возьмите то, чем бы вы хотели украсить полянку. И наша полянка расцвела.

А один росточек, хотел увидеть что же там вдалеке, изо всех сил тянулся все выше и выше к солнышку. И даже поднял к нему свои ручки. А что же это за росток, чудесный, как его зовут?

Загадка:

В белом сарафане, на цветной поляне,

Летели синицы, сели на косицы.

Ее узнаешь по примете,

Нет дерева милей на свете.

Воспитатель

Давайте наш росток, сделаем настоящей белой березкой. И стал росток деревцем.

Звучит «Осенняя» музыка

4 блок стихов сезон Осень

Воспитатель

Осень Лето провожало,

По лесной тропинке,

Листопадом разбросало

Листья из корзинки.

Налетел проказник- ветер,

Веточки качая.

И шуршат листочки

Песню лета вспоминая.

Наша березка еще не видела такой красоты, и полянка радовала ее своими осенними красками.

5 блок стихов сезон Зима

Воспитатель

И вдруг

Мир окутан темнотою,

Клочья пыли носит ветер,

Даже солнышко с луною,

Из-за темных туч не светит.

Небо горы и равнины,

Будто в серой паутине,

Неуютно и пустынно,

Ярких красок нет в помине.

Ну где же эти краски?

Высоко в краю небесном,

В тишине закрывши глазки,

В замке спят они чудесном.

Страшно стало нашей березоньке, закрыла она тонкими веточками глазки, затрепетала на ветру и тут появилась волшебница зима.

И принялась, за свою работу.

Тихо снег кружится

В воздухе ночном,

И в лесу ложится, голубым ковром.

Модница – березка выпрямила стан.

И надела снежный, белый сарафан.

Зимние метели, тропы замели.

Спят лесные звери, видят свои сны.

Целую ночь в лесу шел снег, а утром, когда звери проснулись, было белым- бело, словно кто-то расстелил чистый лист бумаги.

Береза, на которой оставалось несколько листочков, покрыта снегом и кажется очень красивой.

Вдалеке играют в снегу звери, которых очень трудно разглядеть, они напоминаю точки и черточки.

Дети

осознают цель совместной деятельности

Дети внимательно слушают стихи

Дети представляют

(можно разрешить закрыть глаза)

Дети выполняют творческую работу

рисунок сезона Зима

Дети отвечают на вопрос

Дети рисуют

Дети выполняют психогимнастику

Дети отгадывают загадку

Дети рисуют сезон Лето

Дети выполняют дыхательную гимнастику «Одуванчик»

Дети рисуют сезон Осень

Дети выполняют Хороводная игра «Есть у нас огород»

Дети рисуют сезон Зима

Условия для развития познавательной деятельности экологического содержания

Условия для развития воображения

Условия для развития экологического сознания и творчества

Условия для поддержания интереса

Условия для развития экологического сознания и творчества

Санитарно-гигиенические условия

Условия для развития экологического сознания и творчества

Условия для ЗОЖ

Рефлексия: Воспитатель задает вопросы:

С какими временами года мы встретились в нашей сказке.

какие признаки Весны вам запомнились

что происходит жизни животных Весной

какие краски Осени вам запомнились

что происходит в жизни птиц Осенью

какие особенности Лета вам запомнились

что происходит в жизни растений Весной

А почему вы ждете Зиму

что происходит в жизни животных с приходом Зимы

что происходит с природой при смене времени года

вы сегодня были художниками так какие времена года вы изобразили

кто из вас запомнил и прочитает волшебные строчки стихов

Воспитатель

День за днем проходит год,

Словно пестрый хоровод,

То он черный, то он белый,

Бесшабашный он и смелый.

То он хмурый, то он ясный,

То зеленый он, то красный,

Но всегда такой чудесный,

Необычный, интересный!

Мы зимой его встречаем,

И зимою провожаем!

Воспитатель: наше путешествие окончилось

Ответы детей по алгоритму составления описательного рассказа

Дети создают выставку «Времена года»

Условия для развития экологического сознания, речевой активности,

нравственных чувств

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Условия для развития, и стимулирования речевой активности.

Использование методики ИОС для повышения профессионализма молодых воспитателей.

Проведение консультации в Школе молодого воспитателя

Теоретическая часть консультации

Методы и приемы организации игровой деятельности детей в ДОУ.

Развитие игровой деятельности на примере организации и проведения ИОС.

Практическая работа

Методика ИОС на примере экологической игровой образовательной ситуации «Времена года»

Теоретическая часть консультации

Практическая работа

Результаты ИОС.

Во время проведения ИОС с детьми воспитатель создал условия для формирования осознанно-правильного отношения к природе и ко всему живому, модели поведения в природе; выражения детьми своих чувств, мыслей, использовал приемы развития самостоятельности и инициативы, воображения и художественного творчества с помощью игровой деятельности.

Во время проведения консультации воспитатель мотивировала начинающих педагогов к поиску методов и приемов организации игровой деятельности и передавала опыт организации работы с детьми.

Выводы. Таким образом, при реализации игровых образовательных ситуаций в образовательном процессе ДОУ, осуществляется деятельностный подход в образовании. Он придает педагогическому процессу целостность, управляемость и обеспечивает максимальную эффективность реализации задач ФГОС ДО. В центре стоит не просто деятельность, а совместная активная, значимая и общественно-полезная деятельность детей и взрослых. Педагог, профессионально развиваясь, не подает готовые образцы нравственной, духовной, экологической культуры, а создает, вырабатывает их вместе с детьми в процессе игровой деятельности.

Заключение.

Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

Птицы учат пению.

Паучок терпению.

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду.

И к тому же в их труде

Все по справедливости.

Отражение в воде

Учит нас правдивости.

Учит снег нас чистоте.

Солнце учит доброте:

Каждый день, зимой и летом,

Дарит нас теплом и светом.

И взамен ни у кого

Не попросит ничего!

У природы круглый год

Обучаться нужно.

Нас деревья всех пород,

Весь большой лесной народ

Учат крепкой дружбе.

(В. Орлов)

Булатова Т. Ю. Применение информационных и коммуникационных технологий, используемых в проектной деятельности учащихся // Наука и перспективы. — 2015. — № 1 [Электронный ресурс]. URL :nip.esrae.ru/6–18 (дата обращения : 26.06.2016). Гринько М. Н., Михеева Е. В., Самсоненко Л. С., Шавшаева Л. Ю. Готовность педагогов дошкольного образования к формированию экологической культуры дошкольников // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 3. [Электронный ресурс] URL : https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19964 (дата обращения : 26.06.2016). Николаева С. Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005г.

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:

Кустова Е. А. Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 93-96. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/41/1284/ (дата обращения : 16.10.2018).

Список литературы

Бейли А. Образование в Новом веке. – М. : Амрита-Русь, 2013. – 192с.

Бычков, А. В. Инновационная культура // Профильная школа. – 2005. – № 6. – с. 33.

Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. – 2005. – № 3. – с. 5.

Еньшина Н. А. Инновационные процессы в образовании // г. Барнаул, Барнаульский государственный педуниверситет [электронный ресурс] — Режим доступа. https://aeli.altai.ru/nauka/sbornik/1999/enshina.html

Иванченко В. Н. Инновации в образовании. Общее и дополнительное образование детей. – М. : Феникс, 2011. – 352с.

Матяш Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение. – М. : Академия, 2012. – 160с.

Орлова, А. И. Возрождение образования или его реформа? // Преподавание истории в школе. – 2006. – № 1. – с. 55.

Орлов А. И., Орлова Л. А. Современные подходы к управлению инновациями и инвестициями. — Журнал «Экономика XXI века». 2002. № 12. С. 3—26.

Пидкасистый П. И. Педагогика. – М. : Академия, 2010. – 512с.

Профессионализация в условиях современной системы инновационного образования/Под ред. В. Делия. – М. : Де-По, 2011. – 292с.

Пугачёва, Н. Б. Источники инноваций общеобразовательного учреждения// Завуч. – 2005. – № 3. – с. 29.

Пугачёва, Н. Б. Психолого-педагогическое обеспечение инновационной деятельности общеобразовательного учреждения // Завуч. –2005 – № 3. – с. 122.

Российское образование. Тенденции и вызовы/Сост. В. Мау, Т. Клячко, А. Климов, М. Носкова. – М. : Дело АНХ, 2009. – 400с.

Сидоров С. В. Инновации в сельской школе: теория и практика управления: Монография / Под ред. С. А. Репина. – Шадринск: Изд-во ПО «Исеть», 2006. – 266 с.

Сластёнин, В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика. – М. : Школа-Пресс, 2011. – 608с.

Пальчиковая игра «Осенний лес»

Публикации по теме:

Игровая образовательная ситуация «Вышла курочка гулять» в первой младшей группеИгровая образовательная ситуация «Вышла курочка гулять» в первой младшей группе Игровая образовательная ситуация «Вышла курочка гулять» Составила и провела: воспитатель Васильева О. А. Задачи: Развивать звукоподражание,.

«Экологический квест». Игровая ситуация в образовательной области «Познание» для детей старшей группы«Экологический квест». Игровая ситуация в образовательной области «Познание» для детей старшей группы Воспитатель: Сегодня нам пришло письмо от животных, которые попали в «Красную книгу Краснодарского края». Вот послушайте, что они вам пишут:.

Игровая ситуация по сказке Андерсена «Дюймовочка» для старшей группыИгровая ситуация по сказке Андерсена «Дюймовочка» для старшей группы 1. Ориентировка во времени. Игровое упражнение «Цветок». Демонстрационный материал: картинки с изображением роста цветка. 1 – семя сажают.

Игровая ситуация в младшей группе «Музыкальный сундучок»Игровая ситуация в младшей группе «Музыкальный сундучок» Игровая ситуация в младшей группе «Музыкальный сундучок» Цель: активизация внимания, повышение мотивации детей к закреплению пройденного.

Игровая ситуация в старшей группе «Снеговик и волшебные шляпы»Игровая ситуация в старшей группе «Снеговик и волшебные шляпы» Игровая ситуация в старшей группе «Снеговик и волшебные шляпы» Цель: создание позитивной мотивации для закрепления музыкального материала.

Интегрированная игровая ситуация в старшей группе «Кубань-кормилица»Интегрированная игровая ситуация в старшей группе «Кубань-кормилица» Интегрированная игровая ситуация в старшей группе «Кубань – кормилица»Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное.

Интегрированная игровая ситуация в старшей группе «Подводное царство»Интегрированная игровая ситуация в старшей группе «Подводное царство» Интегрированная игровая ситуация в старшей группе «Подводное царство»Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное.

Образовательная ситуация по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Волшебные мерки» Конспект образовательной ситуации по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Волшебные мерки» Направление:.

Образовательная ситуация по рисованию в старшей группе «Моя мама — самая красивая» (фотоотчет)Образовательная ситуация по рисованию в старшей группе «Моя мама — самая красивая» (фотоотчет) "Бог не мог быть всюду, Поэтому он создал матерей"(Еврейская пословица) Самое замечательное слово на земле -мама. Это первое слово, которое.

Образовательная ситуация «Правила безопасного поведения на льду водоемов» в старшей группеОбразовательная ситуация «Правила безопасного поведения на льду водоемов» в старшей группе Задачи: научить детей элементарным правилам безопасности на льду. Дать понятие о спасении человека, который провалился под лед. Воспитывать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическая игровая образовательная ситуация «Времена года» в старшей группе
Опубликовано: 21 ноября 2021 в 18:51
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическая игровая образовательная ситуация «Времена года» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Валентиновна Кужелева (УИ 276477) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД