Марина Мутева
Экологическая тропа на участке детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/сад №27 «Звоночек» муниципального образования город-курорт Анапа
на участке детского сада
«Человек был и всегда остается
сыном природы, и, то, что
роднит его с природой,
должно использоваться
для его приобщения к богатству
духовной культуры»
В. А. Сухомлинский.
Публикация «Экологическая тропа на участке детского сада» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Важное место в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребенка, так и для самой природы, в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития отводится созданию на территории детского сада экологической тропинки и организации на ней работы с детьми.
В качестве объектов экологической тропинки могут быть : различные виды пород деревьев, в том числе редких (аллеи, отдельно растущие редкие породы, сад, уголок леса; кустарники; различные по форме и подбору растений цветочные клумбы; альпинарии; небольшие водоемы (искусственные или природные); уголок луга; уголок нетронутой природы; муравейники; норки животных; гнездовья птиц; метеостанция; грядка с лекарственными растениями; огород, отдельные красивоцветущие растения и др.
Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с растениями и животными, местами их обитания, особенностями природных ландшафтов и т. д., дети и взрослые расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании.
Учитывая особенности возраста, а также специфику развивающей среды, при организации работы на экологической тропе можно использовать разнообразные формы: экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы, викторины, праздники. Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания.
Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Научить детей видеть красоту родной природы, воспитать интерес и бережное отношение к ней - одна из главных задач воспитателей и родителей. Чтобы оберегать и любить родную природу, ее надо знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому. Итак, любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и в детском саду
В нашем детском саду № 27 «Звоночек» пос. Суворов – Черкесский педагогами разработана и создана уникальная экологическая тропа.
Прежде, чем она появилась, воспитателями была проведена большая предварительная работа. Мы тщательно изучали литературные источники, общались с педагогами других учреждений, советовались с родителями воспитанников.
С чего мы начинали.
Этапы создания и оформления тропинки :
1) Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.
2) Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов: общая, которая будет находиться на стенде, который расположен в начале экологической тропы.
3) Выбор вместе с детьми хозяйки тропы – сказочного персонажа.
4) Составление паспорта всех точек тропы.
5) Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.
6) Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.
Использование экологической тропы детского сада :
– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.
– Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.
– Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.
– Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
– Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
– Проводить на тропинке наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.
Наша кукла Флора - хозяйка экологической тропы.
Кукла Флора предлагает пройти на определенную видовую точку.
- загадывает загадки, чтобы узнать: за чем именно будем наблюдать;
- задает вопросы, связанные с объектом наблюдения;
- знакомит детей с этими объектами;
- предлагает по схеме – плану найти объект, к которому приглашает детей;
- проводит игры такие как: «Узнай цветок», «Доскажи словечко», «Обобщающие слова», «Что лишнее?», «Когда это бывает?» и др.
-пишет письма детям, в которых предлагает ответить на вопросы – задания, пофантазировать на разные темы.
-знакомит детей со стихотворениями и пословицами о природе (животных, растениях, явлениях природы, временах года) и помогает их заучить наизусть.
- в непосредственно образовательной деятельности используется как сюрпризный момент, помогая педагогу настроить детей на продуктивную работу.
Дети в нашем детском саду с удовольствием проводят время на экологической тропе вместе с феей Флорой. Их привлекает внешний вид экологической тропы, напоминающий сказочное волшебство около каждой видовой точки. Также содержание, средства и методы работы для осуществления воспитательно-образовательного процесса. Нами разработаны серии занятий по «Экологической тропе», план-модель экологической недели, экскурсии-наблюдения, экскурсии-прогулки, экологические турнир, КВНы, утренники, паспорта видовых точек экологической тропы, картотеки опытов и экспериментов.
В этом году экологическая тропа пополнилась насекомыми, животными и птицами занесенными в красную книгу «Государственного заповедника «Утриш». «Государственный заповедник «Утриш» – уникальный реликтовый можжевелово-фисташковый лес на Черноморском побережье Краснодарского края. Имеет статус регионального заказника.
В нашем детском саду № 27 «Звоночек» ведется активная работа в этом направлении.
Основные задачи нашей работы :
1) расширение представлений детей о природе Утриша;
2) углубление знаний о растениях и животных Утриша;
3) привитие детям любви и бережного отношения к родной природе;
4) развитие умений узнавать представителей живого мира по их описанию, повадкам, месту обитания, сезонным изменениям, образу жизни;
5) формирование у детей природоориентированной картины мира.
Также ведется продуктивная работа по ознакомлению с необыкновенной флорой и фауной, привитию любви и бережного отношения к родной природе среди наших воспитанников. В прошлом году детьми подготовительной группы и педагогами был изготовлен макет заповедной зоны Утриша, который участвовал в конкурсе и занял призовое 3 место.
В этом году педагогами детского сада, воспитанниками,родителями был изготовлен дидактический коврик заповедной зоны Утриша. На котором изображен растительный и животный мир, занесенный в Красную книгу «Заказника Утриша».