Экологическая викторина «Знатоки природы»

Елена Николенко
Экологическая викторина «Знатоки природы»

Образовательная область: познавательное и речевое развитие.

Возрастная группа: старшая

Тема: «Знатоки природы»

Цель: формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста, активизировать и закреплять знания детей о природе, пробуждать добрые чувства детей по отношению к ней, формировать заботливое отношение к ее обитателям, совершенствовать память, внимание, словесно – логическое мышление.

Задачи:

1. Систематизировать знания по экологии.

2. Формировать целостное представление о живой и неживой природе.

3. Обучать дошкольников способам познания окружающего мира.

4. Воспитать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом, развивать чувство любви к объектам природы;

5. Воспитывать бережное отношение к природе, её ресурсам, животному и растительному миру;

6. Развивать познавательный интерес к миру природы;

7. Развивать связную речь и активный словарь.

8. Закрепить умение работать в команде.

Материалы и оборудование: эмблемы для участников команд, мультимедийная установка, иллюстрации с изображением перелетных и зимующих птиц, рыб,диких животных. Муз. центр аудиозапись «Звуки природы», «Голоса птиц», спокойная музыка.

Предварительная работа: наблюдения за растениями, птицами, беседы о жизни диких животных, о лесе, заучивание пословиц, стихов, песен, разгадывание загадок, чтение художественных произведений, беседа о правилах поведения в лесу, рассматривание иллюстраций о природе, знакомство с Красной книгой.

Слайд №1 (Изображение лесного озера). Звучит аудиозапись «Звуки природы».

Воспитатель. Ребята, сегодня у нас необычный день. Мы с вами отправляемся в небольшое путешествие. На территории нашей Родины очень много живописных уголков природы. Эти места не только красивы, но и богаты своеобразным растительным и животным миром. Вот об этом мы с вами и поговорим. Для начала давайте разделимся на две команды. Первую команду назовем «Фиалка», а вторую - «Ромашка».

Детям прикрепляются эмблемы «Команда «Ромашка» и «Команда «Фиалка».

Слайд №2 (Изображение черепахи Тартилы).

Воспитатель. К нам в гости пришла черепаха Тартила. Она просит, чтобы вы ребята ответили на ее вопросы, но для того, чтобы быстрее это сделать вы должны быть внимательными. За каждый правильный ответ команда получит цветок-жетон.

(Воспитатель вскрывает конверт с заданием №1.)

Где находится вода в природе? Отгадайте загадки.

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

Узкий кончик в родничке,

А широкий -в море. (Речка)

Стоит корыто.

Полно воды налито. (Пруд)

Он без рук, он без ног

Из земли пробиться смог.

Нас он летом в самый зной

Ледяной поит водой. (Родник)

Не вода, не суша-

На лодке не уплывешь

И ногами не пойдешь. (Болото)

Бегу я, как по лесенке,

По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Узнаете меня. (Ручеек)

Зеркало большое

Средь полей лежит,

Небо отражает,

Землю украшает. (Озеро)

Без крыльев- летят,

Без ног – бегут,

Без паруса - плывут. (Облака)

Пушистая вата

Плывет по небу куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе. (Тучи).

Воспитатель. Через нашу станицу протекает река. Как она называется? Ответы детей: наша река называется Челбас.

Воспитатель. Ни один человек не пройдет мимо реки, не остановившись и не полюбовавшись ее красотами. Ее протяженность 290 км. А кто-нибудь из вас задумался, откуда пошло такое название. В древности ее называли Чолбасы, что означает «ковш воды». Ребята, а каких рыб обитающих в наших водоемах вы знаете?

Ответы детей: карп, сазан, тарань, линь, щука, окунь, судак, красноперка.

Слайд №3 (Изображение кота Леопольда) .

Воспитатель. Любителей рыбной ловли река привлекает круглый год. Пошел кот Леопольд однажды на рыбалку и поймал золотую рыбку. Попросил он ее исполнить желание – наловить хорошей рыбы. «Отгадай Речворд,- сказала золотая рыбка. - Тогда и помогу тебе с уловом. Давайте, ребята, поможем коту Леопольду. Перед вами рыбка. На ее спине чешуйки с вопросами. Поочередно участник от каждой команды выбирает любую чешуйку и отвечает на вопрос. В случае правильного ответа чешуйка остается у команды.

Вопросы.

1. Под водой живет народ,

Ходит задом наперед. (Рак)

2. Опасней всех в реке она!

Хитра. прожорлива, сильна,

Притом такая злюка!

Конечно это… (Щука)

3. Назовите рыбу с красными плавниками? (Красноперка)

4. Колюч, да не еж.

Кто это? (Ёрш)

5. Что рыбы мечут весной? (Икру)

6. Растет по берегам водоемов.

Если его сорвать, можно порезаться.

Что это? (Камыш)

Воспитатель. Молодцы! Все команды справились с заданием. А сейчас я предлагаю вам поиграть.

Игра «Ловля рыб»

Игроки делятся на две группы. Они становятся друг против друга на расстоянии несколько шагов. Одна группа – «рыболовы» (их меньше, другая – «рыбы». В начале между ними происходит разговор:

- Что вы вяжете? – спрашивают рыбы.

- Невод, - отвечают рыболовы, выполняя имитирующие движения.

- Что вы будете ловить?

- Рыбу.

- Какую?

- Щуку.

- Ловите!

- Рыбы поворачиваются и бегут до установленной черты. Каждый рыболов старается поймать хоть одну рыбу. Игра повторяется, но называется другая рыба. Ловить рыб можно только в границах озера. Рыба считается пойманной, когда рыболов касается ее рукой.

Воспитатель. А нас встречает следующий сказочный персонаж. Это старичок – Лесовичок.

Слайд №4 (На мультимедиа появляется изображение старичка- Лесовичка на фоне леса) .

Лес, ребята, помогает сохранить в почве влагу, без него пересохли бы реки и озера. Вы знаете, что из древесины изготавливают множество необходимых вещей? Давайте назовем, что делают из дерева?

Ответы детей: мебель, бумагу, дома, ткани и спички.

Воспитатель: Конечно вы правы! Вот почему так важен для человека лес. Его нужно беречь и охранять. Надо помнить, что ни одно деревце нельзя срубить зря. Очень осторожно в лесу нужно обращаться с огнем. Пожар в лесу очень опасен. Ребята, а вы знаете, как правильно на природе нужно разводить костер?

Ответы детей: костер нужно разводить у водоема или среди камней, а уходя обязательно кострище залить водой или засыпать землей.

Воспитатель. Старичок - Лесовичок говорит, что у него в лесу растет очень много лекарственных растений, он предлагает командам вспомнить их названия. За каждый правильный ответ команда получает жетон.

Ответы детей: подорожник, ромашка, ландыш, пастушья сумка, мать- и мачеха, крапива, земляника, шиповник и т. д.

Воспитатель. Жизнь человека на Земле прочно связана с животным миром. Лес является домом для многих животных и птиц. Поэтому очень важно знать, любить изучать и беречь животных. Вот старичок- Лесовичок просит вас, ребята ответить на его вопросы о животных.

Вопросы:

1. Как называется звериное лицо? (Морда)

2. Другое название лесной свиньи. (Кабан)

3. Как называется предводитель стаи? (Вожак)

4. Какая лесная жительница сушит грибы на деревьях? (Белка)

5. Что растет на голове у некоторых животных? (Рога)

6. Назовите место спячки медведя. (Берлога)

Физминутка «Звери наших лесов»

Пойдем мягко, как лисята,

И как мишка косолапый,

И как заинька - трусишка,

И как серый волк - волчишка.

Спортом белочке не лень

Заниматься целый день,

С одной ветки прыгнув влево

На сучке она присела.

Вправо прыгнула потом,

Покружилась над дуплом.

Вот свернулся еж в клубок,

Потому, что он продрог.

Лучик ежика коснулся,

Ежик сладко потянулся.

Воспитатель: На территории нашей страны обитает много пернатых. Птицы- защитники лесов, полей и садов. Они охраняют урожай от вредных насекомых и грызунов. Ребята, некоторые птицы живут у нас всегда, а другие на зиму улетают в теплые края. А какие птицы прилетают к нам весной?

Ответы детей. Весной к нам возвращаются перелетные птицы: скворцы, жаворонки, ласточки, иволги, кукушки, трясогузки, грачи, соловьи.

Воспитатель. Какие птицы остаются у нас на зиму?

Ответы детей. С нами остаются зимующие птицы: синички, вороны, дятлы, воробьи, сороки, снегири, сойки.

Слайд №5 (На мультимедиа появляется изображение сидящей на дереве Совы из сказки про Винни-Пуха) .

Воспитатель. Вопросы о птицах вам ребята хочет загадать мудрая Сова.

Вопросы:

1. Эта птица изображена на гербе нашей страны. (Орёл)

2. Как называется перелетная птица, которая вьет гнезда под крышами и карнизами домов? (Ласточка)

3. Какую птицу называют «санитаром леса» (Дятла)

4. Какую птицу и за что называют лесной флейтой и лесной кошкой? (Иволгу, за ее пение)

5. Какая птица подбрасывает свое яйцо в чужие гнезда? (Кукушка)

6. Назовите любимое лакомство аистов. (Лягушки)

7. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст)

8. С прилетом каких птиц мы встречаем начало весны? (Жаворонков)

Воспитатель. Птицы ещё и украшают нашу жизнь. Вслушайтесь в их голоса.

(Звучит аудиозапись голосов птиц). Ребята охраняйте птиц, зимой подкармливайте их. И очень бы хотелось, чтобы вы поняли, что природа, которая дает нам все для жизни, требует от нас бережного отношения к ней. Поэтому хочется сказать: «Берегите землю!» Наш конкурс подошел к концу, давайте подведем итоги. (Подводятся итоги викторины. Команда победительница получает медали «Знатоки природы»).

Публикации по теме:

Календарные планы воспитателей первой младшей группы Календарные планы для воспитателей первой младшей группы. Основная воспитательно – образовательная деятельность воспитателя и воспитанников.

Педагогический проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы «Природу края береги» Представляю вашему вниманию педагогический проект по воспитанию экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста. Основная.

Библиотека изображений:
  • Цветы
  • Зима
  • Весна
Автор публикации:
Экологическая викторина «Знатоки природы»
Опубликовано: 4 января 2015 в 18:23
+92Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 90.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 октября. День каштана

Плоды каштана – главное богатство этого красивого дерева. Древние римляне специально выращивали каштановые деревья ради плодов, которые они, перемалывая в муку, употребляли для выпечки хлеба. По...

20 октября. Международный день повара

Кто такой повар? Это специалист, способный из набора даже самых обыкновенных продуктов создать вкусное блюдо. И делать это не от случая к случаю, а каждый день, и по нескольку раз в день. Людям, которые...

Конспект прогулки «Наблюдение за приметами осени»
Цель прогулки: Уточнить представление детей об осени по существенным признакам ( желтые листья на деревьях, опавшие листья, голые деревья и кусты,...
Осеннее развлечение «Происшествие в огороде у козы»
Дети входят в зал по музыку Ведущий: Здравствуйте, ребята! Мы очень рады, что вы пришли сегодня к нам на праздник Осени. За чудесным, озорным летом пришла...
Фотоотчет «День именинника»
Что такое День Рожденья? Это радость и веселье Это песни, шутки, смех День который лучше всех И не зря наш детский сад Праздник отмечает С Днем рождения...