Папки-передвижки

Экологические сказки как средство воспитания у детей экологической культуры в ДОУ

Анастасия Боровкова(Горчакова)
Экологические сказки как средство воспитания у детей экологической культуры в ДОУ

По-гречески «экос»«дом», «логос»«наука». Экология — наука о доме, о месте жительства. Наука о доме — для мыши и журавля, для червя и бабочки, для сосны и ландыша. Дом этот очень большой: вся Земля является домом для существ, на ней живущих.

В современном мире проблема взаимодействия человека с природой очень актуальна. Загрязнение окружающей среды, исчезновение растений и животных, занесенных в Красную книгу, заражение водных ресурсов – все это беды, которые человек неосознанно наносит природе. Чтобы сохранить все богатства природы, нам необходимо воспитывать экологическую культуру наших детей. Воспитание это начинается с раннего детства. Чтобы привить детям интерес к природе, научить их любить и беречь ее можно использовать множество разнообразных методов, но самый интересный и приемлемый для детей старшего дошкольного возраста, а значит и самый действенный - экологические сказки. Экологическая сказка даёт возможность детям, благодаря хорошо развитому у них воображению, понаблюдать с детьми за жизнью диких животных или отправиться в сказочное путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство. На основе знаний, которые получают дети через экологическую сказку, могут быть заложены начальные формы осознанного отношения к природе, интерес к ее познанию, сочувствие живому и готовность сохранить его, умение видеть красоту природы в разных ее формах, выражать свое эмоциональное отношение к ней. В экологических сказках ненавязчиво, в форме игры даются необходимые детям знания. Краткость, простота сюжета, необходимые знания и в конце сказки – вывод, а иногда – вопрос для поддержания диалога с маленькими слушателями – такова схема построения экологических сказок.

Публикация «Экологические сказки как средство воспитания у детей экологической культуры в ДОУ» размещена в разделах

Чему же учат экологические сказки?

- познавать окружающий мир;

- воспитывать чувство причастности к благополучию в природе;

- думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее богатства и красоты.

Главное в любой сказке – это мораль, сказка учит нравственности, доброте.

В сказках, точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений, описываются национальные культурные традиции. Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе; интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней. При создании экологических сказок, необходимо учитывать специфику детского возраста. В сказках растения, деревья, горы и животные разговаривают, совершают плохие и хорошие поступки, вызывающие у маленьких слушателей сочувствие, гнев, досаду, нежность и радость. Сказки должны быть доступны детям, а их изложение отличаться выразительностью, при котором могут быть использованы обычные сказочные приемы и известные персонажи. Через экологические сказки дети познают не только живой и не живой мир, но и активизируют словарный запас, развивают фантазию, мышление. При создании «экологических сказок» дети могут сами создавать книжки - малышки, рисовать иллюстрации к ним. Так же дети могут дома с родителями придумывать экологические сказки исходя из опыта общения родителей с природой. Маленький ребенок еще не различает добро и зло. И то и другое могут уживаться, соседствовать в его душе. Научиться ли малыш любить, беречь все живое – будет зависеть от нас, от умения преподнести ему в занимательной форме сложные явления природы.

Волшебный мир сказки знакомит детей с необыкновенными героями Капелька, Родничок, Еловое семечко и их удивительными приключениями «Путешествие капельки», «Родничок зовет на помощь», «Лес – полон сказок и чудес», «Путешествие в страну голубого неба». Он открывает неведомый для детей мир с его неожиданностями и тайнами. Простой сюжет, близкие и понятные герои – кузнечик, улитка, поросенок, дорога, в них можно играть, про них можно придумывать разные истории – это и будут те ступени, которые помогают нашим детям погрузиться в смысловую суть сказки.

В ненавязчивой форме, являясь как бы героем сказки, ребенок вместе с синичкой Зинькой узнает тайны животного и растительного мира, о сезонных явлениях природы, временах года, или как промокший кузнечик согревает своей песней сердце продрогшего на холодном ветру цветка, а цветок, раскрыв свой зонтик, прячет кузнечика от дождя. Сколько доброты и человечности в этой маленькой сказке.

Дети, кроме интересных, полезных знаний, могут получить яркие впечатления от глубины, красоты, мудрости, эмоциональной насыщенности экологических сказок. Использование их в работе, помогает воспитателю обогащать детей знаниями, учит глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы: Как возник мир; Как произошли люди и животные; Какие явления бывают зимой; Что делают разные животные в зимнее время?

Экологическая сказка проходит через различные виды деятельности ребенка. После чтения экологических сказок мы с ребятами строим зоопарки, фермы, домики для животных. Считаем вылупившихся птенцов, и помогаем Водяному очистить воду в озере. А на прогулке ищем интересные объекты, о которых можно придумать интересный сказочный сюжет, применив полученные знания. Во время этой деятельности дети так увлекаются, что обучение плавно переходит в самостоятельную игровую деятельность, сотворчество родителей и детей – придумывание сказок о животных, птицах, природных явлениях. Составляя экологические сказки вместе со своими детьми, родители по моим рекомендациям придерживаются основных принципов:

- содержательной основой сказки является познавательно-экологическая, а не развлекательная информация;

- в сказках действуют реальные вещи, предметы, объекты природы, которые наделяются несвойственными им человеческими способностями (речью, мыслями, поступками и пр.)

- главное - вызвать у детей любовь, интерес, положительное отношение к героям сказки, ведь если малышам будет симпатичен герой, то они легче и лучше усвоят все, что с ним будет связано.

Особенность экологических сказок заключается в том, что все проблемы, приключения героев связаны с познанием реальных предметов, явлений и закономерностей нашего большого мира.

В каждой отдельной истории сказочные персонажи :

- сталкиваются с кем-то или чем-то им неизвестным, и в процессе знакомства открывают для себя много нового;

- попадают в трудную ситуацию и, преодолевая ее, получают много новых сведений;

- встречается с очень интересным собеседником, который в своих рассказах передает новую информацию.

Сегодня я Вам предлагаю к прочтению экологическую сказку «Ослик и цветы» придуманную детьми старшего возраста.

Жил был на свете Ослик. И был у ослика маленький цветущий сад. Росли в том саду цветочки яркие как солнышко. Эти цветочки любили очень пчелки. И боялись вредные насекомые. Но вот однажды к Ослику в гости пришли друзья, им всем очень понравились цветочки ослика. И каждый захотел сорвать себе по цветочку. Но тогда Ослик посадил друзей за стол и рассказал почему нельзя рвать цветы:

1. Цветы нельзя рвать, и не потому что Ослику жалко, а потому что цветы являются источником пищи для бабочек и пчелок.

2. Нельзя бегать по газонам и клумбам цветы и травка от этого портятся, а это дом для некоторых насекомых.

3. А еще цветы нельзя рвать потому что, когда сорвёшь цветок, он семян уже не даст, новые цветы уже не вырастут.

Так же Ослик сказал своим друзьям, что если все будут рвать цветы, то на земле не останется не одного цветочка, и больше не будет красоты вокруг. Ослик показал друзьям свои клумбы, где посажены специальные «садовые» цветы, но добавил, что можно их рвать только на праздники.

Придумав сказку об Ослике, дети решили создать книжку – малышку для своих друзей, где они нарисовали не только иллюстрации к сказке, но и нарисовали правила обращения с цветами. Так же обыгрывая небольшие сказки или сюжеты, мои воспитанники в качестве гостей приглашают ребят из других групп. Ребята оттачивают свои актерские способности, стремятся проявить себя в образе какого-либо персонажа. Ребенку ближе образы экологических объектов, чем человеческие личности и кризис их отношений. Дети с удовольствием изображают цветы под солнцем, деревья на ветру, ведущих разговор птиц и т. д. Использование экологического сюжета сказок в театрализованной деятельности дошкольников, позволяет сделать этот процесс интересным для детей и потому результативным. Совместная деятельность, как с детьми, так и с родителями в этом направлении способствует тому, что дети моей группы, а также и я принимаем участие в экологических конкурсах. Проводимая мной работа доказывает, что на основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, закладываются начальные формы осознанно правильного отношения к природе; интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, учатся выражать свое эмоциональное отношение к ней. Данный подход является эффективным средством воспитания и обучения, способствующим экологическому развитию дошкольников.

Природа и человек неразделимы, они составляют единое целое. И оттого, что заложено в дошкольном детстве, будет зависеть отношение к окружающей природной среде подростка в школе и во взрослой жизни.

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Список литературы:

1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста (Текст) – СПБ. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2016.

2. Рыжова Н. А. Экологические сказки Для работы с детьми предшкольного возраста Москва Чистые пруды 2008 г.

3. Рыжова Н. А. Экологический проект «Мое дерево» М. : «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА»,ТЦ «СФЕРА» 2006 г, 256 стр., 8 л. ил.

4. www//maam.ru//

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Игра как основное средство формирования экологической культуры у дошкольника СЛАЙД № 1 В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек – часть природы: он не может жить вне ее,.

Экспериментальная деятельность как средство воспитания экологической культуры "Люди, научившиеся. наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь.

Якутские сказки как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников МБДОУ ЦРР д/с № 15 «Северные звездочки» Воспитатель подготовительной группы; Васильева А. И. Якутские сказки как средство духовно – нравственного.

Консультация «Лэпбук как средство формирования экологической культуры у дошкольников» Тема моей консультации: "Лэпбук, как средство формирования экологической культуры у дошкольников ". Детский сад является первым звеном.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры воспитанников» Цель–представление опыта педагогической деятельности по ознакомлению детей с элементарными экологическими представлениями через экологические.

Мини-музей «Юрта» в ДОУ как средство патриотического воспитания детей дошкольного возрастаМини-музей «Юрта» в ДОУ как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста Я слышу - и забываю. Я вижу - и вспоминаю. Я делаю - и постигаю. Это приписываемое Конфуцию изречение может служить своеобразным эпиграфом.

Мини музей в ДОУ как средство воспитания и Образования детей дошкольного возраста Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности дошкольного образования.

Статья «Современные здоровьесберегающие технологии как средство воспитания культуры здоровья дошкольников»Статья «Современные здоровьесберегающие технологии как средство воспитания культуры здоровья дошкольников» Статья «Современные здоровьесберегающие технологии как средство воспитания культуры здоровья дошкольников» Здоровье – это состояние физического.

Воспитание экологической культуры детей раннего возраста через экологические сказки Воспитание экологической культуры детей раннего возраста через экологические сказки. Воспитатель МДОУ№7 Котова М. Л. г. Тейково Ивановская.

Экологическая тропинка как средство формирования у дошкольников экологической культуры и любви к родному краю «Любовь к Родине начинается с любви к природе» (К. Паустовский). Именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологические сказки как средство воспитания у детей экологической культуры в ДОУ
Опубликовано: 22 декабря 2017 в 11:51
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД