Луговец Людмила
Экологический, исследовательский, творческий проект «Мусор Земле не к лицу!»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение Затишский детский сад «Ёлочка» Клинцовского района.
Экологический, исследовательский, творческий проект
Горы мусора, бутылок,
чашек, ложек, ведер, вилок.
Целлофаны и бумажки,
недоеденные кашки.
От картошки все обрезки
и протухшие нарезки.
Стулья, шкаф, столы, диваны,
холодильники и ванны.
Публикация «Экологический, исследовательский, творческий проект „Мусор Земле не к лицу!“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Мусор. Защитим природу от мусора
- Мусор. Проекты, проектная деятельность
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Мы бросаем в мусор тоже.
И однажды, ЗЕМЛЯ может,
Нам сказать: "Ну, все уж, хватит,
Человек за все заплатит!"
Выполнили воспитанники разновозрастной группы:
Громов Александр,
Кузьменок Елизавета,
Рудник Снежана,
Лапикова Дарья,
Гречаник Екатерина.
Руководитель: Луговец Людмила Анатольевна
2020 год.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА.
Продолжительность реализации проекта : краткосрочный
По составу участников: групповой
Тип проекта : информационно - исследовательский, творческий,
практико – ориентированный,
Участники проекта : дети, педагог, родители
Содержание: дети и охрана природы
Актуальность.
«Мусор – это не вещество,
а искусство – искусство смешивать
вместе разные полезные вещи и предметы,
тем самым определяя им место на свалке»
Пол Коннетт.
Проблема мусора – одна из самых актуальных проблем современности. Она касается любого из нас. Свалки и другие скопления мусора являются серьёзным источником экологической опасности. С каждым годом увеличивается количество новых синтетических материалов, из которых производятся новая упаковка и новые товары. По российской статистике, за последние десятилетия жители страны стали потреблять намного больше товаров и выбрасывать гораздо больше количество упаковок. При этом у нас слабо развита система переработки мусора, практически не внедрён раздельный сбор бытовых отходов, который способствует вторичному использованию материалов. Проблема экологической безопасности – всемирная проблема. Причём эта проблема в последние годы достаточно остро стоит в нашем поселке. В её решении большую роль играет формирование экологического грамотного поведения у наших воспитанников – дошкольников, в том числе и их родителей. Мы часто проводим с детьми прогулки, экскурсии по родному поселку Затишье. Во время движения по улицам посёлка обращаем внимание на состояние улицы, чистоту и ухоженность территории, наличие мест для сбора мусора (урны вдоль подъездов домов).
Каждый житель поселка ежедневно выбрасывает бытовые отходы. Результат этого заметен невооруженным глазом: обилие мусора возле мусорных контейнеров, а также на улицах поселка.
Откуда же берется мусор? Как он влияет на окружающую природу? Как можно использовать его, чтобы не увеличивать количество отходов? В результате возникла идея создания проекта под названием «Мусор Земле не к лицу».
Определить цель совместной деятельности взрослых и детей по реализации проекта – значит выяснить, зачем мы его проводим. Мы задали себе такие вопросы: «Куда девать мусор? Что с ним делать? Куда вывозят мусор? Что происходит с ним в дальнейшем?»
Мусор в нашей группе появляется каждый день, представьте себе сколько его на территории сада? А дома? А во всем поселке? Ищем ответ на вопрос «Что делать с мусором, который появляется в нашей группе?»
Гипотеза: Если бытовые отходы сортировать на группы, то каждую из них можно перерабатывать для повторного использования без вреда для окружающей среды. А что еще можно сделать с мусором?
Цель проекта :
В процессе углубления и расширения знаний у детей о бытовых отходах и их свойствах формировать экологическую культуру и бережное отношение к природе.
Задачи проекта :
Дать детям представление о некоторых видах бытовых отходов, их свойствах, способах производства и переработки упаковок продуктов, сортировке отходов и сроках их разложения в природе.
Формировать представления детей об основных источниках загрязнения земли, воды, воздуха, его последствиях, способах предотвращения загрязнения.
Найти способы использования бросового материала.
Развивать экологическую культуру.
Методы исследования :
- наглядные (целевые прогулки, рассматривание книжных иллюстраций, репродукций);
- словесные (чтение литературных произведений, пословиц и поговорок, беседы, обобщающие рассказы воспитателя, отгадывание загадок);
- игровые (подвижные игры, сюжетно-ролевые, дидактические);
- практические (проведение опытов, организация продуктивной деятельности детей, анкета, анализ полученных данных, обобщение);
- изучение Интернет- ресурсов.
МУСОР : ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
МУСОР - твердые отбросы растительного, животного и минерального происхождения, накапливающиеся в домашнем и коммунальном хозяйстве, торговле и промышленности. Причины его появления различны, но главным его источником является деятельность человека.
Мусор разделяют :
- по физическому состоянию на твердый, жидкий или газообразный.
- по источнику происхождения мусор бывает бытовым (отходы, которые скапливаются у нас дома) и промышленным (отходы деятельности заводов и фабрик).
Наиболее распространенный вид мусора – это твердые бытовые отходы, которые в наших условиях отсутствия сортировки мусора обычно содержат в себе практически все, что угодно: остатки продуктов питания, деревянных и металлических, стеклянных и пластмассовых, текстильных и других предметов.
Ребятам было предложено дома вместе с родителями ответить на вопросы анкеты «Утилизация отходов».
Проанализировав результаты анкеты, мы увидели, что в наших мусорных ведрах не оказалось бумаги (мы участвуем в акции по сбору макулатуры). Пищевых отходов там тоже почти нет – они идут на корм домашним животным: козам, курам, собакам. В основном в мусор идут пластиковые бутылки от молока, кефира, йогурта, минеральной воды, средств бытовой химии, пластиковые стаканчики из-под сметаны и йогурта.
Отходы, так ещё называют мусор, загрязняют воздух, воду и почву, представляют серьёзную угрозу для окружающей среды. Отходы портят пейзаж, могут стать источником различных заболеваний.
Каждая группа бытовых отходов имеет свой срок разложения. Это зависит от материала, из которого она сделана.
Опытным путём мы решили определить время разложения некоторых групп отходов.
Для этого нам понадобились три банки с крышками, образцы мусора (кожура картофеля, апельсина, остатки моркови, кусочек газеты, кусочек пластиковой бутылки, земля). Образцы мусора мы поместили в отдельные банки с землёй, перемешали и закрыли крышками. На протяжении месяца мы следили за тем, что происходит с образцами мусора.
Меньше всего понадобилось времени для разложения в земле газетной бумаге. Пищевые отходы разлагаются тоже быстро, но издают при этом неприятный запах. А вот пластик во время опыта остался без повреждений. Если он и разложится, то на это понадобится очень много времени.
Люди производят так много отходов, что уже не в состоянии ими управлять. Если всё будет оставаться по-прежнему, то человечество скоро просто утонет в мусоре.
Более половины бытовых отходов может быть переработано и использовано повторно. Отходы становятся не просто мусором, а вторичным сырьём.
Вторичное сырьё – это материалы и изделия, которые после полного использования (износа) могут применяться повторно в производстве как исходное сырье.
Одним из самых распространённых и опасных загрязнителей нашей планеты является пластик. Многие люди придумывают весьма оригинальные способы использования пластиковых бутылок в хозяйстве. Из бутылок делают скворечники, мышеловки, воронки и горшочки для рассады.
Из разговоров с ребятами мы узнали, что:
- Мама Кати пластиковые стаканчики и бутылки не выбрасывает, а использует их повторно для высаживания рассады помидоров;
- бабушка и дедушка Саши на своем приусадебном участке из пластиковых бутылок сделали пальму;
- мама Даши в пластиковых баночках хранит мелкие вещи;
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
Этапы Мероприятия
1. Подготовительно-проектировочный этап - Составление перспективного плана работы по реализации проекта.
- Подбор наглядно –демонстрационного материала.
- Сбор и анализ литературных источников по теме.
- Подготовка родителей к работе над проектом.
- Разработка консультации для родителей.
- Разработка анкет для родителей.
2. Практический этап Форма работы с родителями:
- Анкетирование, проведение опроса родителей с целью выявления их экологической компетентности.
-Беседы, консультации и сообщения экологической направленности.
- Участие в выставках совместно с детьми.
Форма работы с детьми:
-Познакомить детей с проблемой загрязнения окружающей среды бытовым мусором.
- Провести блок детской деятельности экологической направленности по изучению свойств и качеств материалов: пластик, металл, бумага, резина, стекло.
- Наблюдения и целевые прогулки по улицам поселка.
- Чтение художественной литературы.
- Экологические, подвижные, дидактические игры.
-Экологическая акция.
-Экспериментальная деятельность.
-Речевая деятельность (вопросы, сообщения, участия в беседе, диалоге).
3. Обобщающе - результативный этап Обобщение результатов работы, анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.
4. Презентация проекта Оформление выставки поделок из бросового материала: «Вторая жизнь мусора».
Перспективный план реализации проекта
№ Мероприятия Сроки исполнения Исполнители
1 Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта. Подбор методической литературы для реализации проекта. 1 февраля Воспитатель.
2 Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; дидактических игр, разработка бесед. Разработка рекомендаций для родителей. 5 февраля Воспитатель.
3 Беседа: «Поможем природе».
Целевая прогулка по улицам поселка по теме.
Чтение стихотворения : Н. Анишина: «На городском субботнике».
Д/ и: «Что я видел?».
Сбор фотографий, материала по теме.
Анкетирование родителей: «Утилизация отходов». 11 февраля Воспитатель,
дети,
родители.
4 Показ презентации: «Откуда берётся и куда девается мусор».
Беседа: «Растения просят помощи».
Опыт №1 «Мусор в земле».
Д/ и: «Сортируем мусор правильно». 13 февраля Воспитатель,
дети.
5 НОД: «Бумажные секреты».
Презентация к НОД: «Бумажные секреты».
Опыт №2 Изготовление новой бумаги.
Чтение стихотворения : Т. Шашева: «Костёр». 15 февраля Воспитатель,
дети.
6 НОД: «В мире металлических предметов».
Опыт №3 «Влияние воды на батарейку».
Д/ и: «Что лишнее?» 18 февраля Воспитатель,
дети.
7 Наблюдение на прогулке: «Есть ли мусор на участках детского сада».
Отгадывание загадок про мусор.
Чтение стихотворения : С. Михалков: «Мусорная фантазия».
Д/ и: «Расскажи о предмете». 20 февраля Воспитатель,
дети.
8 НОД: «Свойства стекла, резины и пластмассы».
Д/ и: «Отгадай материал».
Сбор песен про мусор.
Презентация: «Урок чистоты». 22 февраля Воспитатель,
дети.
9 Беседа: «Лучше мусорить сейчас, отвыкайте дети!»
Рисование: «Природоохранные знаки».
Д/ и: «Что из чего».
Чтение стихотворения : М. Крюков «Не надо мусорить в лесу».
Сбор иллюстраций: «Спасите планету от мусора». 25 февраля Родители,
дети.
10 Акция, поделки (кормушки из вторичного сырья) : «Покормим птиц».
Зеленый патруль: «Чистота в посёлке».
Сбор пословиц и поговорок про мусор.
Д/ и: «Найди друзей». 4 марта Воспитатель,
родители,
дети.
11 Чтение стихотворения : «Давайте вместе Землю украшать».
Коллективная работа: Выпуск плаката «Береги природу!»
П/ и: «Кто быстрее соберет мусор».
Д/ и: «Хорошо – плохо». 11 марта
Воспитатель,
дети.
12 Оформление выставки поделок из бросового материала: «Вторая жизнь мусора». 12 марта Воспитатель, дети,
родители.
Предполагаемый результат:
- у детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.
-дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.
- повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.
- пополнится развивающая среда в группе.
-понимание детьми, что скопление мусора – это большая проблема, которую нужно решать всем людям; умение сортировать мусор из разного материала; применение полученных знаний и умений в повседневной жизни.
- дети научаться вторично, использовать бытовой отход в разных видах деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении хочется сказать, что семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Проект помог детям и родителям понять, что нельзя мусорить бездумно. Надо бережно относиться к вещам, беречь их, делать из предметов на выброс оригинальные поделки. Гипотеза, выдвигаемая в начале работы, подтвердилась: мусор может принести пользу.
Таким образом, проведя исследовательскую работу, мы можем сделать следующие выводы:
• Быстрее всего разлагаются пищевые отходы, и значит, они наносят наименьший ущерб природе. Но их нельзя выбрасывать бездумно, потому что их гниение приведёт к размножению бактерий и микробов.
• Совсем не разлагаются отходы из пластика. Значит, они наносят большой вред окружающей среде.
• Проблему мусора нужно решать сейчас и начинать надо, прежде всего, с себя, со своей квартиры, двора.
По итогам нашей проектной деятельности нами был сделан общий вывод: «Каждый из нас хочет жить на чистой планете, дышать чистым воздухом, купаться в чистой реке и любоваться природой, а не мусором. Добиться этого мы сможем все вместе. За нами будущее, чистое будущее!»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Голицына Н. С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. – М. :Мозаика-Синтез, 2006.
2. Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы: Игры – занятия для дошкольников. -2-е изд., испр. -М. :ТЦ Сфера, 2014.
3. Дыбина О. В. Рукотворный мир : Сценарии игр-занятий для дошкольников. - М. :ТЦ Сфера, 2000.
4. Журнал дошкольное воспитание №1/2017
5. Занимательная книга знаний в вопросах и ответах / пер. с анг. М.
Беньковская и другие. – М. : МАХАОН, 2012.- 160 Иллюстрированная
энциклопедия почемучек / пер. с анг. Кабановой. – М. : АСТ:Астрель, 2008.
6. Иванова А. И. Живая экология : Программа экологического образованиядошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
7. Камерилова Г. С. Экология города. – М. : Дрофа, 2010.
8. Кондратьева Н. Н. и др. «Мы». Программа экологического образованиядетей / – СПб. : Детство-Пресс, 2003
9. Рыжова Н. А. Как воспитать Эйнштейна (лаборатория в ДОУ). Обруч № 5,2004.
10. Рыжова Н. А. Не просто сказки….Экологические рассказы,сказки и праздники. М. : Линка-Пресс, 2002 г.
11. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М. : Линка-Пресс, 2004.
12. Рыжова Н. А. Экологическое воспитание и развивающая предметная средадетского сада. Экологическое образование : в школе, до школы, вне школы №2, 1999.
14. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. М. : Карапуз,
2000.
СПИСОК ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСОВ.
1. Зелёный ветер [Электронный ресурс] / Центр экологического туризма. – Режим доступа: https://www.zel-veter.ru/article/view/158/ Занимательны факты … о мусоре. – Дата доступа: 04.02.2016.
2. Еcology.md [Электронный ресурс] / Интересные факты. - Режим доступа: https://ecology.md/page/5-neobychnyh-tvorenij-iz-musora-ili-plas/ 5 необычных творений из мусора. – Дата доступа: 03.02.2016.
3. Полезное и нужное [Электронный ресурс] / Символы и знаки на продуктах, товарах, этикетках, упаковке и их расшифровка. - Режим доступа: https://www.pininfo.ru/2014/07/blog-post_985.html / Знаки на упаковке и таре. – Дата доступа 01.02.2016.
4. Стихи. ру [Электронный ресурс] / Татьяна Дементьева. - Режим доступа: https://stihi.ru/2011/07/20/219 / Мусор. – Дата доступа: 05.02.2016.