Экологический исследовательско-творческий проект по изучению свойств соли «В воде родится, а воды боится»

Ольга Николаевна Гребенщикова
Экологический исследовательско-творческий проект по изучению свойств соли «В воде родится, а воды боится»

Участники проекта:

• Дети

Родители

• Воспитатель.

Тип проекта:

• По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, творческий.

• По содержанию: познавательно - информационный

• По числу участников проекта: групповой (10- 14 человек, все желающие).

• По времени проведения: краткосрочный (1 месяц).

• По характеру контактов: ребенок и семья, в рамках ДОУ.

• По профилю знаний: многопредметный.

• По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

Состав проектной группы:

Руководитель проекта – воспитатель.

Участники - дети и родители

Цель проекта:

• Показать, что соль - не только продукт, необходимый для жизни, но

и интересный материал для творчества и проведения опытов.

Задачи проекта:

• Расширять знания детей о соли.

• Определить свойства соли посредством экспериментирования.

• Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, умение

делать выводы.

• Узнать, что соль бывает разная, где ее добывают.

• Узнать, зачем нужна соль и можно ли обойтись без нее.

• Формировать у детей исследовательские навыки.

• Развивать познавательный интерес к исследовательской

деятельности, желание познать новое.

• Развивать познавательные способности детей: умение

самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации.

• Развивать умение участвовать в опытно - экспериментальной

деятельности.

Основные принципы реализации:

• Принцип развивающего обучения, основанный на детской

активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении разнообразных способов получения информации (у взрослых, из книг и Интернета);

• Принцип «спирали», когда дети возвращаются к изучаемой

проблеме несколько раз: в ходе наблюдений, в игровой и творческой деятельности;

• Принцип интеграции, которая позволяет формировать у ребёнка

целостное представление о мире;

• Принцип рационального сочетания разных видов детской

деятельности;

• Принцип сотрудничества между детьми, педагогами, родителями;

• Принцип прочности - закрепляет усвоение знаний.

Актуальность проблемы:

Дошкольное детство не только начальный этап становления человеческой личности, в период которого закладываются основы личностной культуры, но и очень любознательный возраст. Доказательством тому служат нескончаемые вопросы: «Что такое соль? Откуда она берется? Как ее добывают? Или готовят? Почему море соленое?»

Интересно… Почему соль? Чем смогла заинтересовать детей обычная соль? Что в ней необычного? Почему не сахар или другой продукт?

А все очень просто. Все началось с просмотра и обсуждения мультфильма «Золотое перышко», где избалованная принцесса подсыпает в кушанья бедной старушки соль и перец, но старушка оказывается волшебницей, которая решает проучить негодницу и наслать на нее проклятие. А когда принцесса, превратившись в легкое перышко унеслась в волшебный замок, ей старушка давала еду без соли, и еда была для принцессы невкусной… Так почему же несоленая еда – невкусна? Нужна ли вообще соль человеку и окружающей природе? Вредна или полезна соль? Вот такие вопросы и возникли у детей!

Ребенок по своей натуре – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисковой деятельности. И одним из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – это метод проектирования. И главное достоинство метода проектирования (это проявилось и в реализации детьми проекта «В воде родится, а воды боится» о соли) заключается в том, что детям предоставляется возможность самостоятельно или с небольшой помощью взрослых:

- принять и освоить цель, актуальную для них;

- выявить, установить реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта;

- решать творческие споры, достигать договоренности;

- оказывать помощь участникам деятельности, делиться собственным опытом со сверстниками;

- обсуждать результаты деятельности каждого члена творческой группы, не воспринимая чужие успехи как поражения.

Интересна и увлекательна практика «В воде родится, а воды боится» соли) в детском саду.

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

Воспитатель: организует образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей

Дети: участвуют в образовательной и игровой деятельности.

Родители: закрепляют полученные детьми знания на практике.

Продукт проектной деятельности: изготовление картотеки «Опыты с солью» для детского сада, коллекция творческих работ с применением соли: рисование солью различными способами, лепка из солёного теста.

Обеспечение проектной деятельности

Материально – техническое обеспечение:

- Переносная мини-лаборатория для исследовательской работы (лупы,

трубочки, тарелочки, лед, пипетки и т. д.)

- Яйцо, чайная заварка, ниточка шерстяная, вода.

- Набор разной соли.

- Ёмкости для проведения опытов

- Литература с произведениями о соли (загадки, поговорки, пословицы, сказки, народные приметы)

- Набор открыток, иллюстраций, фотографий, презентаций.

- Бумага для рисования.

Форма проведения: НОД, самостоятельная деятельность (сюжетно – ролевые игры, совместная опытно - исследовательская деятельность.

Проект включает в себя 3 этапа: подготовительный, основной, заключительный.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап

Определение темы проекта.

Формулировка цели и определение задач.

Подбор материалов по теме проекта, создание презентаций.

Составление плана основного этапа проекта.

Основной этап

1. Беседа: «Что такое соль?» Просмотр презентации «Какая бывает

соль».

2. Опытно - экспериментальная деятельность на тему «Ах, какая соль!».

Изучение свойств и качеств соли.

3. Просмотр мультфильма «Как казаки соль добывали». Презентация

«Добыча соли или солевые залежи». Демонстрация фото слайдов мест добычи соли.

4. Опытно – экспериментальная деятельность «Выращивание кристаллов

соли»

5. Чтение словацкой сказки для детей «Соль дороже золота» Беседа о

значении соли в жизни человека.

6. Просмотр презентации «Соль и человек» Беседа об использовании

соли в медицине. Организация Сюжетно – ролевой игры «Больница».

7. Опытно – экспериментальная деятельность «Окрашивание соли».

8. Художественно – эстетическое развитие. Рисование по замыслу

цветной солью.

9. Просмотр презентации «Нужна ли соль животным?», «Соль и

растения». Пополнить словарь новым словом «Солончаки».

10. Опытно - экспериментальная деятельность «Как соль влияет на рост

растений» Подвести детей к пониманию неблагоприятного влияния соли на рост растений в природе.

11. Художественно – эстетическое развитие. Лепка из соленого теста.

12. Игра – путешествие «Найдем ли соль мы в нашем крае?» Знакомство с

пословицами, загадками и поговорками, в которых говорится о соли.

13. Художественно – эстетическое развитие. Декорирование баночки

разноцветной солью.

Заключительный этап

1. Изготовление и пополнение картотеки «Опыты с солью».

2. Создание презентации фотоотчета проекта.

3. Создание паспорта проекта «В воде родится, а воды боится».

Отчет подготовительного этапа проекта

Первый этап проектирования – подготовительный, за период данного этапа: Данный этап реализовывался в течение трех дней.

Определение темы проекта.

Формулировка цели и определение задач.

Подбор материалов по теме проекта.

Составление плана основного этапа проекта.

Отчет основного этапа проекта

Данный этап реализовывался в течение 1 месяца, за истекший срок организовали: (список выполненных мероприятий).

В ходе реализации проекта дети пришли к следующим выводам:

- Соль — единственное минеральное вещество, которое человек ест в чистом виде, и которое ничем нельзя заменить. Более того, все млекопитающие на нашей планете в том или ином виде потребляют соль. Соль полезна, но в большом количестве – вредна.

- Соль неблагоприятно влияет на рост и развитие растений.

- Соль – полезное ископаемое, которое используется человеком в быту и на производстве.

- Соль добывают в России, в том числе в Алтайском крае, на Урале, Астраханской области.

В ходе исследовательской работы дети выяснили, что такое поваренная соль и каким образом она попадает на наш стол. Узнали много нового об особенностях соли, ее свойствах и качествах. Самостоятельно провели много интересных опытов с солью. Каждый раз они превращались в маленьких исследователей: научились анализировать полученные результаты, отвечать на вопросы, устанавливать причинно-следственные связи. Существенно повысился их познавательный интерес на занятиях. И что немаловажно, интересная совместная работа сплотила детей, они стали более терпимы друг к другу. А также убедились, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными!

Отчет заключительного этапа проекта.

Оформление материала в уголке экспериментов (картотека «Опыты с солью»). Составление паспорта проекта.

Оформление выставки детских работ с использованием соли.

Заключение:

Результатом работы над проектом стало повышение качественного уровня познавательного развития детей.

Как показала практика, дети с большим удовольствием откликаются на все новое и необычное, ведь проект – это «игра всерьез» и результаты ее значимы для детей и взрослых. У ребят наблюдается ярко выраженный интерес к новому, желание узнавать больше об окружающем их мире, появилась уверенность в своих силах и доброжелательность отношения не только к миру но и друг к другу, ведь в сотворчестве с другими детьми ярче проявляется индивидуальность каждого ребенка.

Экологический исследовательско-творческий проект по изучению свойств соли «В воде родится, а воды боится»
Публикации по теме:

Занятие по изучению свойств воды «Растворимость веществ в воде»Занятие по изучению свойств воды «Растворимость веществ в воде» Цель. Помочь детям выделить свойство воды: она растворяет некоторые вещества. Закреплять умение самостоятельно осуществлять практические.

Исследовательско-творческий проект «Юные Экологи» Проект «Юные Экологи» Меттик Светлана Сергеевна Актуальность: Вся нравственная направленность ребёнка должна быть ориентирована на развитие.

Исследовательско-творческий проект «Волшебная осень» группа № 2 «Звездочки Воспитатель: Шушлебина Е. А Тихонова Л. В. Вид проекта: Исследовательско-творческий. Возраст детей:.

Исследовательско-творческий проект «Бумажная Фея» Исследовательско- творческий проект По теме: «Формирование у детей представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к.

Исследовательско-творческий проект «Царица Водица» Актуальность проекта: Необходимость расширения знаний и представлений у детей младшего дошкольного возраста о свойствах и значении воды.

Исследовательско-творческий проект «Кукла — оберег» Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад «Солнышко» Исследовательско- творческий проект «Кукла.

Исследовательско-творческий проект «Мир воды» ПРОЕКТ «МИР ВОДЫ» Тип проекта: исследовательско-творческий Вид проекта: долгосрочный, групповой Возраст детей: 5-7 лет Участники проекта:.

Исследовательско-творческий проект «Волшебница Осень» Проект в группе дошкольного возраста от 4 до 5 лет «Волшебница – Осень» Вид проекта: Исследовательско-творческий. Возраст детей: дошкольный.

Исследовательско-творческий проект «Волшебница вода» Паспорт проекта Введение 1. Вид проекта, тема: исследовательско – творческий, «Волшебница вода». 2. Продолжительность: краткосрочной длительности.

Исследовательско-творческий проект по ознакомлению со свойствами воды «Голубая капелька» для младших дошкольников Водичка водичка Умой мое личико Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб кусался зубок Улыбался ротик ВИД ПРОЕКТА:. среднесрочный,.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Экологический исследовательско-творческий проект по изучению свойств соли «В воде родится, а воды боится»
Опубликовано: 12 марта 2018 в 14:06
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 октября. Международный день хлеба

Хлеб – наш самый важный продукт. Его можно кушать по нескольку раз в день, и он никогда не надоест! Хлеб присутствует в традиционных национальных кухнях всех народов мира. О его значимости говорит то, что...

16 октября. День колоса на МААМ

«Зерно в землю пало — колосом стало» – такой путь каждый раз проходит маленькое зернышко, чтобы стать колосом. У всех народов хлебные колосья считаются символом плодородия и достатка. Колос, полный спелых...

Фотоотчёт о проведении выставки совместного творчества «Дары Осени» в старшей группе
Фотоотчет о проведении выставки совместного творчества «Дары Осени». Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Сейчас во всех дошкольных учреждениях...
Фотоочерк с выставки «Мир женщины»
Уважаемые коллеги! В летнее время каждый год в Краснодарском краевом выставочном зале проходит выставка "Мир женщины". Я всегда с нетерпением жду эту...
Коллективная работа детей старшей разновозрастной группы. Стенгазета «Дымковская...
Чолич Олеся Игоревна ГБОУ Школа 1454 "Тимирязевская ДОП "Астрадамская" Коллективная работа детей старшей разновозрастной группы Стенгазета "Дымковская...