Ольга Митина
Экологический образовательный проект «Вода пресная — бесценная и всем необходимая»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический образовательный проект «Вода пресная – бесценная и всем необходимая»
Информационная карта проекта :
1. Участники проекта : воспитатели групп «Веселая семейка» детского сада компенсирующего вида №372 г. Москвы, дети, их родители.
2. Вид проекта : познавательно-исследовательский, творческий.
Публикация «Экологический образовательный проект „Вода пресная — бесценная и всем необходимая“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
3. Направление деятельности проекта : познавательно-экспериментальная деятельность, экологическое образование.
4. Сроки проведения: март-апрель 2014
5. Возраст детей: 5-6 лет.
6. Формы реализации проекта : исследовательская, экспериментальная деятельность, наблюдения, творческие задания, дискуссии-обсуждения, чтение художественной литературы.
Цель: экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Образовательные задачи – формирование у детей основы экологической культуры, экологически грамотного как для окружающей среды, так и для самого ребенка поведения, первых навыков ресурсосбережения, элементарных природоохранных навыков, воспитание бережного отношения к воде.
Содержание проекта :
При организации и создании условий для экологического воспитания и образования необходимо, учитывая возраст детей, обеспечивать одновременно и доступность, и увлекательность познавательно-исследовательской деятельности, а значит и столь важную мотивацию к проводимой работе. Детям особенно интересно заниматься чем-либо, когда они сами непосредственно совершают активные действия, исследуют, проводят опыты, организуют эксперименты, то есть «действуют» самостоятельно, хотя и под внимательным наблюдением и руководством педагога. Такие действия являются и доступными, и увлекательными для дошкольника.
Данный проект основывается на проведении многочисленных занимательных экспериментов и опытов, организации интересных наблюдений, чтении художественной литературы, рассматривании книг. Вопрос, побуждающий к познавательно-исследовательской и экспериментальной работе, подается в форме проблемной ситуации. Главная задача, которая таким образом «возникает» перед исследователями – понять, прояснить, почему взрослые настаивают на том, что воду следует беречь, расходовать экономно, не тратить зря – ведь ее так много, и в кране она льется, столько хочешь, и особенно на море ее видимо-невидимо. Детям кажется, что количество воды не ограничено. То есть основой проекта является вопрос-проблема:
"Почему взрослые говорят, что нужно беречь (экономить) воду, если ее так много повсюду - в кране она бежит и не кончается, а в море ее столько, что даже берегов не видно?"
Перед началом проекта проводится предварительная работа:
1. изучаем свойства воды,
2. знакомимся с агрегатными состояниями воды,
Формы проведения: опыты с сахаром, кофе, ложкой, мелкими цветными предметами, со льдом и паром; зарисовки к ним
3. получаем первые представления о круговороте воды в природе.
Формы проведения: наблюдения, игры "Превращение капелек", чтение сказок из цикла Т. Шорыгиной "Приключения Кап и Ли"
Выводы по свойствам воды: чистая вода прозрачная, бесцветная, не имеет запаха, растворяет вещества (но не все).
1 этап проекта
1. Обсуждение-беседа (актуализация знаний и представлений) :
1) вопрос: Где мы можем наблюдать воду?
"В реке, в кране, в бутылках, в банке, в море, в чайнике, в аквариуме, в бассейне, в кастрюле, в луже, в небе. "
2) вопрос: А где и для чего используется вода?
- «Для приготовления супов, отваривания макарон и т. п.»
- «Для изготовления хлеба»
- «Для мытья посуды, полов»
- "Для того чтобы путешествовать по морю, перевозить груз"
А также: «Для питья, стирки, полива растений, умывания; вода нужна птицам, рыбам и пр.»
Вывод: «Вода окружает нас повсюду, но и нужна она всегда и везде!»
2. Зарисовки (схемы) : «Кому необходима вода», «Для чего нужна вода»
2 этап проекта
Вопрос: Всю ли воду можно использовать для этого? (названных, перечисленных ранее нужд)
1. Какая вода бывает в природе?
Привлечение личного опыта (например, путешествие на море, отдых на речке, изучение специальной литературы (энциклопедий) :
Вывод: «В морях и океанах вода соленая, в реках, озерах – пресная (несоленая)»
2. Соотношение пресной и соленой воды в природе
Рассматривание иллюстраций (атласы, карты, создание и демонстрация наглядных моделей (пятилитровая банка на половину стакана воды – наглядное «изображение» соотношения соленой и пресной воды на планете Земля; апельсин или яблоко в качестве модели)
Вывод: "Пресной воды намного меньше! Соленой вода много, пресной – мало!"
3. Изображаем наглядно (закрепление новых знаний о соотношении пресной и соленой воды)
А) Пластилинография «Круг как плоскостная модель» Земли: суша и водное пространство, голубым цветом – пресная вода (реки, озера, синим – соленая (моря, океаны)
Б) Рисунки «Планета Земля из космоса»
4. «Пригодна ли соленая вода для? – экспериментируем.
А) Пробуем пить:
Вывод: «Соленая вода непригодна для питья!»
Б) Эксперимент: поливаем лук соленой и пресной водой
Вывод: "Лук, поливаемый соленой водой, не растет!"
В) Опыт со стаканчиками и соленой водой: Можно ли стирать, мыться соленой водой?
Вывод: "Нет! Остается соляной налет, осадок, кристаллы соли"
Обобщающий вывод: «На Земле много соленой воды, а для питья, полива растений, стирки, мытья и множества других нужд нужна вода ПРЕСНАЯ! А ее запасы на Земле ограничены, пресной воды мало, поэтому ее нужно беречь!»
3 этап проекта
Вопрос: Каким же образом можно "беречь" пресную воду?
1. Не загрязнять воду в водоемах
А) наглядная образная демонстрация «загрязнения» с помощью различного «мусора», имеющегося под рукой (фантики из-под конфет, игрушечные баночки, картонные коробочки из-под сока, остатки еды) и муляжей рыбок; Б) игры-перевоплощения,
В) рисунки «Наша речка», «На озере».
2. Не выливать в реки, озера маслянистые жидкости
Опыт с растительным маслом
3. Не открывать кран слишком сильно, включать воду тонкой струйкой
Практические действия с обсуждением
4. Плотно закрывать кран – иначе за несколько часов набирается целое ведро воды
Опыт с неплотно прикрытым краном: «Капля за каплей бесцельно, зря тратится вода»!
5. Стараться не пачкать одежду – иначе приходится чаще стирать, дополнительно расходовать воду!
Практические действия с замером воды
Кроме того (дополнительно) : На очистке воды трудятся большое количество людей, их труд надо тоже беречь!
Эксперимент с фильтром, зарисовки
4 этап проекта
Подведение итогов, презентация:
Создание плаката с многочисленными фотографиями, фиксирующими все этапы (их (их последовательность) и отдельные эксперименты, опыты, наблюдения и прочее, комментариями к ним, выставка всех творческих работ и схематических зарисовок.