Гульнара Гараева
Экологический паспорт МБДОУ №22
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический паспорт МБДОУ №22
компенсирующего вида для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата «Почемучка» г. Воркута
Общее количество детей, посещающих детский сад – 27. Общее количество персонала – 23 человек. Количество групп – 3, из них одна группа кратковременного пребывания.
Кадровый состав МБДОУ заведующая, воспитатели – 6, младшие воспитатели – 3, музыкальный руководитель, инструктор лечебной физкультуры, преподаватель физкультуры, медработники 3 человека, инструктор по плаванию, логопед, психолог, дефектолог.
Публикация «Экологический паспорт МБДОУ №22» размещена в разделах
В детском саду нет ставки эколога. С педагогическим коллективом проводятся семинары и методические объединения по экологическому образованию, занятия по экологии проводят сами воспитатели.
1. Экологическая ситуация района
1.1. Общая характеристика района
Местонахождение дошкольного учреждения: г. Воркута, центральная часть города, улица Московская, д. 8 «Б».
Вся центральная часть города характеризуется как зона с неблагоприятной экологической обстановкой. Это объясняется близким расположением ТЭЦ-1, Воркутинского механического завода, угледобывающих предприятий, аэропорта.
Электромагнитная обстановка в районе нормальная. Уровень рационального загрязнения – в пределах допустимой нормы. В воздухе наблюдается превышением предельно допустимых концентраций угольной пыли, висмута и свинца.
Зеленые массивы
В непосредственной близости от детского сада расположен Городской парк.
1.2. Характеристика непосредственного окружения детского сада
Недалеко от детского сада находится несколько предприятий, являющихся источником экологической опасности.
В непосредственной близости от ДОУ расположен Городской парк, представляющий интерес с точки зрения экологического образования.
Здесь имеются следующие интересные объекты: вольер с северными оленями, пруд, клумбы с декоративными цветами, ивовые аллеи и др.
2. Характеристика территории детского сада
2.1. Общие данные:
Год строительства – 1979 г.
Общая площадь земельного участка – 3248 м
Общая площадь здания – 883,7 м.
Территория детского сада ровная, здание находится в центре на небольшом возвышении.
На территории имеется игровая площадка, а так же отдельные песочницы; резиновые протекторы, использующиеся как игровой инвентарь; крытые веранды, позволяющие детям гулять на свежем воздухе во время дождя. Кроме того, есть макеты автомобилей, асфальтовые дорожки с разметкой (пешеходные переходы, разделительная полоса и др.) для закрепления правил дорожного движения.
Территория детского сада огорожена забором высотой 2 метра и в темное время освещается фонарями дневного света.
2.2. Растительный и животный мир, почвенный покров
Растительный мир
На территории детского сада представлены различные жизненные формы растений: деревья, кустарники, травянистые растения, мхи, лишайники, что дает воспитателям возможность проводить разнообразные занятия по ознакомлению детей с природой.
Вдоль ограждения по всему периметру растут зеленые насаждения.
Видовой состав растений: карликовая береза, арктическая ива.
Газоны занимают 12% территории. Большая часть газонов покрыта дерном, засеяна одуванчиком лекарственным, иван-чаем и клевером луговым. Встречается также тысячелистник обыкновенный, мышиный горошек и др. Влажные места выделяются присутствием мхов и лишайников.
Животный мир
На территории детского сада встречаются: вороны, сороки, воробьи, голуби, трясогузки, различные виды насекомых (бабочек, жуков, мухи, комары, шмели) и пауки.
Почва
На территории детского сада преобладает искусственный грунт со щебнем и другими строительными остатками. На игровых площадках преобладает песчаник. Вытоптанность газонов небольшая.
2.3. Загрязнение территории
Запыленность территории средняя, так как автодорога отделена от нее несколькими рядами домов и кустарником. Решетчатый забор пропускает пыль, снег, шум.
Ветровой режим благоприятный, так как участок со всех сторон окружен достаточно высокими зданиями, смягчающими порывы ветра.
Шумовой фон неудовлетворительный. Основным источником шума являются автомобили и самолеты.
Территория регулярно посещается посторонними: вход на участок свободный, через него осуществляется транзитный проход (по главной асфальтовой дороге). На территории часто гуляют подростки, что осложняет оформление участка.
Территория посещается легковыми машинами и грузовиками, привозящими продукты. В результате асфальт загрязняется бензиновыми пятнами.
Участок в целом чистый, регулярно убирается штатным дворником. На территории детского сада имеется мусоросборник.
3. Оформление помещения
3.1. Характеристика здания и помещений
Здание шлакоблочное.
Этажность здания – 1.
Помещения для занятий: групповые комнаты, кабинет логопеда, кабинет психолога, музыкальный зал, бассейн.
В помещениях групп существует разделение на зоны: выделены зона игр, учебная зона, зона сна, зона живого уголка.
В оформлении групповых помещений и коридоров используется самоклейка «под дерево», живые и искусственные растения, картины, панно.
При оформлении внутренних помещений использованы в основном синтетические материалы: пластик, моющиеся обои, синтетические ковры.
3.2. Зоны живых уголков
Наиболее распространены растения, которые находятся в помещениях групп: хлорофитум, традесканция, бальзамин, жасмин, лимон, герань, бегония, чайная роза, венерин волос, папоротник, фиалки.
Оборудование и учебные материалы: ракушки, семена, кора, листья различных деревьев, дидактические пособия.
В уголках природы оформлены календари погоды.
4. Влияние ДОУ на окружающую среду
Отходы: за день выбрасывается примерно 20 кг. отходов (в основном пищевых).
Отопление центральное. На зиму проводится утепление окон и дверей во всех помещениях.
Используются химические вещества: хлорамин - используется для дезинфекции. Хранится в отдельном помещении, раствор готовится медсестрой. Также используются стиральные и чистящие порошки, сода, горчица. Вся дезинфекция, дезинсекция и дератизация проводится городской СЭС.
5. Программы и методики
Рыжова Н. А. «Наш дом – природа», Николаева С. Н. «Юный эколог», Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Внраксы.
5.1. Используемая методическая литература:
1. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой» Н. Ф. Виноградова.
2. «Мир природы и ребенок» Л. В. Маневцова.
3. «Экологическое воспитание младших дошкольников» С. Н. Николаева (опыт в млад. гр.).
4. «Уголок природы в детском саду» М. М. Марковская.
5. «Что можно сделать из природного материала»
6. «Экологическое образование в детском саду» Н. А. Рыжова.
7. «Мир растений» А. Смирнов.
8. «Из чего сделаны предметы» О. В. Дыбина.
9. «Что было до …» О. В. Дыбина.
10. «Неизвестное рядом» О. В. Дыбина.
11. «Волшебница вода» Н. А. Рыжова.
12. «Большая книга животных» Е. Неволина.
14. «Азбука маленького воркутинца» г. Воркута.
15. «Коллекция увлечений» Приложение к «Обручу»
16. «Лекарственные растения севера»
17. «Экологическое воспитание в детском саду» Н. А. Рыжова.
18. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» (2-я мл. гр.) Н. В. Алешина.
19. «Люби и знай родной свой край» Земскова-Названова Л.
20. Азбука тундры ГУ «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО ИЗУЧЕНИЮ И ОХРАНЕ ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКИХ ТУНДР» МУК «ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА». Воркута, 2008.
21. Коми – край далё кий и близкий: Серия «Моя Россия». – М. : АО «МАСС ИНФОРМ МЕДИА»; Сыктывкар: Коми книжное издательство, 2001. – 288с.
5.2. Дидактические материалы:
Экологические игры :
- «Чей малыш?»
- «Что сначала, что потом?»
- «Веселый пасьянс»
- «Мир вокруг нас»
- «Что перепутал художник?»
- «Здоровый малыш»
- «Времена года»
- «Флора и фауна тундры»
- «Хитрые картинки»
- «Четвёртый лишний»
- «Когда это бывает?» и др.
5.3. Основные направления работы
В течение года в детском саду проходят экологические праздники и театральные экологические представления. С детьми проводятся занятия по экологии на территории детского сада и в находящемся рядом Городском парке, а также походы в тундру в теплое время года. В подготовке праздников, походов и экскурсий активное участие принимают родители.
6. Дополнительные сведения
Заболеваемость детей
Выводы и рекомендации
6.1. Благоустройство и использование территории ДОУ
Для привлечения на участок птиц следует увеличить количество кормушек, развесив их на разных деревьях. Кормушки рекомендуется сделать из использованных пакетов из-под молочных продуктов или подобного материала.
Заменить песок в песочницах.
6.2. Оформление помещений
Внутреннее оформление детского сада производит благоприятное впечатление. В помещениях есть необходимые условия и оборудование для экологического образования детей. Однако сильно увлечение искусственными материалами. Поэтому рекомендуется применять при оформлении помещений как можно больше природных материалов. По возможности не использовать обои с полимерным покрытием, так как обои с пленочным покрытием не впитывают влагу и не пропускают воздух, что может привести к нарушению воздушно-влажностного режима помещений. Также стараться не использовать и ковры из полимерных материалов, недостатком которых является образование на их поверхности электростатических разрядов. Это приводит к притягиванию пыли к ковру и существенно ухудшает гигиенические условия в помещении. Кроме того, при хождении по таким коврам происходит механическое истирание и разрушение синтетического волокна и образование мельчайших ворсинок, которые поступают в воздух комнаты и могут попадать в верхние дыхательные пути. Следует учесть, что организм ребенка гораздо чувствителен к неблагоприятным воздействиям, чем организм взрослого человека.
Составить списки имеющихся комнатных растений и животных с рекомендациями и использованию в целях экологического образования.
Добавить вьющиеся формы растений и кактусы.
6.3. Влияние на окружающую среду
Нужно отметить, что работниками детского сада совершенно не учитывается использование ресурсов. Необходимо провести более детальный анализ использования воды и электроэнергии и, по возможности, сократить их потребление. Также необходимо проанализировать состав отходов с целью сокращения их объема.
6.4. Профессиональная и методическая база
Посвятить ряд родительских собраний экологическим вопросам; привлечь внимание родителей к оздоровлению детей. Заинтересовать их в проведении работ по благоустройству территории детского сада.
В живом уголке можно повесить карту, на которой флажками отмечать страны – родину растений, животных, находящихся в живом уголке.