Надежда Суфиева
Экологический проект «Аптека на окне»
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально – ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно – экологических позиций личности. В традиционном дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. А напряженная экологическая обстановка, в свою очередь, предполагает несколько иные подходы к образованию в области окружающей среды. ДОУ необходимо стремиться к созданию нового культурного образа дошкольного учреждения, ориентированного на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого–образовательного пространства. Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств может быть экологический проект.
Публикация «Экологический проект „Аптека на окне“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Наш проект «Аптека на окне» осуществлялся в рамках долгосрочного проекта «Флора как источник здоровья» с октября 2009г по апрель 2010г. В данной работе мы остановили свое внимание на наиболее популярных и распространенных комнатных растениях-лекарях: алоэ, цикламен, герань, золотой ус, каланхоэ, лук репчатый.
Перспективный план развития проекта «Флора как источник здоровья»: октябрь 2009г-апрель 2010г «Аптека на окне»; май 2010г- сентябрь 2010г «Лекарственные травы нашего края»; октябрь 2010г-май 2011г «Мое дерево».
Цель: Сформировать у детей представление о необходимости ЗОЖ, о значении и роли растений в природе, жизни человека через различные виды деятельности: познавательную, ценностно-ориентированную, творческую, коммуникативную.
Задачи:
• Воспитать любовь детей к природе и окружающему миру, а так же бережное отношение к здоровью.
• Расширить у детей знания и представления о комнатных растениях, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья.
• Выработать ценные практические умения и навыки, сформировать реалистические представления о природе.
• Обогатить словарный запас, развивать связную речь детей.
• Активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление.
• Научить детей сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.
Объектом исследования являются аспекты формирования ЗОЖ и здоровья людей.
Предметом исследования является выявление воздействия растений на здоровье человека.
Основная проблема работы состоит в ответе на вопрос: могут ли комнатные растения-лекари благотворно влиять на здоровье человека и формирование ЗОЖ?
Гипотеза проекта: если дети будут знать и понимать значение лекарственных растений, то это будет способствовать в будущем формированию у них ЗОЖ и бережного отношения к природе.
Практическая значимость: дети смогут узнавать и выделять среди других растений лекарственные; будут иметь представление о применении лекарственных растений при выходе на природу в случае отсутствия аптечки; расширение кругозора у участников проекта.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
1.1. Свойства лекарственных растений.
Комнатные растения – это не только уют. Комнатные декоративные растения по праву могут называться «домашней аптекой» или «аптекой на подоконнике». Кто-то выбирает растения неприхотливые, не требующие особого ухода, но даже самые нетребовательные горшковые обитатели могут стать для каждого из нас дополнительным источником положительной энергии, а в зимние холода поднять настроение. Сочная зелень растений, когда за окном снежные пейзажи способна не только порадовать глаз, но и укрепить ослабленный в осенне-зимний период иммунитет. Домашние растения обладают такими же целебными свойствами, как и другие их зеленые собратья. Выращивая на окне растения- лекари, мы получаем выращенное собственными руками лекарство от многих заболеваний. Комнатные растения – это друзья и помощники в трудных ситуациях.
1.2. Оборудование для ухода за комнатными растениями.
В комплект оборудования, приспособлений и инвентаря для выращивания комнатных растений в комнате входят: небольшой совок или саперная лопаточка, сита для просеивания почвы и удобрений, детские грабли с короткой ручкой, вилка для рыхления почвы, маленькая мотыжка и лейка с ситечком, вместимостью не более 5 л.
Непременным оборудованием для «аптеки на окне» является ручной опрыскиватель или пульверизатор, с помощью которых можно увлажнять воздух и осуществлять защиту растений от вредителей и болезней.
Для составления смесей из удобрений необходимы небольшие весы и разновесы к ним и стеклянную посуду, в которой будут находиться приготовленные удобрения. Кроме того, при выращивании комнатных растений нужен секатор, садовый нож и пластилин для замазывания ранок на растении при подрезках.
Издавна считалось, что подоконник - это наилучшее место для размещения комнатных растений. И действительно, растения на нем получают больше всего света, воздуха, а часто и тепла. Наиболее полно световой и тепловой режимы можно создать в оконных мини-теплицах, которые выпускаются и продаются в специализированных магазинах.
1.3. Освещение комнатных растений.
Свет дает растению ту энергию, с помощью которой оно усваивает, образно говоря - переваривает минеральные соли. Без достаточного освещения удобрительные поливы и опрыскивания не только не принесут пользы, но даже могут пойти и во вред растению.
1.4. Доктор на подоконнике: Алоэ.
Древовидное алоэ Aloe arborescens - наиболее широко распространено у нас в стране, лекарственное растение. Родина - мыс Доброй Надежды, Южная Африка. В комнатных условиях в умеренном климате это растение цветет крайне редко и именно с этой особенностью связано его народное название - столетник, как бы цветущий раз в сто лет, однако при хорошем уходе может цвести каждый год. В горшке алоэ древовидное дает многочисленные боковые побеги и хорошо разрастается в высоту и ширину. В алоэ содержится замечательное вещество «алоин», имеющее целебные свойства. Для внутреннего употребления годится только тот вид, который растет кустиком, а не деревом. У него почти круглые, очень сочные листья длиной до 30 см и более, с очень маленькими колючками, а главное отличие в том, что они покрыты множеством мелких светлых пятнышек.
Древовидное алоэ в народе называют «ранник», он вполне оправдывает свое название. Этот вид незаменим для заживления ран, ожогов, нарывов, язв, при воспалении костного мозга (остеомиелит) с открытым гнойным очагом, при флегмонах (мази.
1.5. Доктор на подоконнике: Цикламен.
Цикламен — очень красивое растение с заостренными листочками и нежными цветками всевозможных расцветок. В народе его почему-то называют «свиной хлеб». Хотя вряд ли свиньи когда-нибудь могли вдоволь полакомиться этим красивым декоративным цветком. Издавна широко известны и целебные свойства цикломена. При лечении различных заболеваний используются свежеотжатый сок клубней цикламена (он достаточно ядовит, водный настой листьев, настойка на спирту. Для этой цели подойдут любые клубни — как свежие, так и засушенные. Пропорции приготовления настоя различны в зависимости от болезни. Но общие рекомендации — клубни нельзя кипятить, их следует довести до кипения и сразу же выключить.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Когда ребенок познает мир, важно, чтобы в сферу его деятельности входили и объекты природы. Осуществить эту задачу можно, создав развивающую среду, где воспитанники самостоятельно будут познавать окружающий мир, выделять связи и зависимости, существующие в природе, наблюдать за объектами и явлениями природы, и активно взаимодействуя со взрослыми.
И именно совместный проект дает возможность достичь вышеуказанного результата.
План реализации проекта:
Первый этап проекта заключался в подборе литературы о комнатных растениях лекарях и влиянии их на здоровье человека. Данную работу осуществляли родители в сотрудничестве с воспитателями и работниками библиотеки.
После этого дети на занятиях на протяжении определенного возраста знакомились с комнатными растениями лекарями, научились узнавать их и называть, познакомились с особенностями их выращивания. В группе детского сада совместно с родителями оборудовали «аптеку на окне» из таких растений как алоэ, каланхоэ, золотой ус, лук, герань, цикламен. Участникам проекта была дана возможность самостоятельно ухаживать за растениями: дети поливали, удобряли, пересаживали растения, рыхлили землю, опрыскивали.
Параллельно с этим на занятиях, в форме игр, викторин дети узнавали о полезных свойствах этих растений и применении, о влиянии их на здоровье человека и формирование ЗОЖ. Также в доступной форме дети усвоили суть термина «здоровье», значимость и необходимость ведения ЗОЖ.
В ходе работы над проектом дети не только наблюдали, ухаживали за растениями и делали зарисовки, но и под руководством воспитателей научились находить нужную информацию в энциклопедиях и справочниках, которая в дальнейшем была использована для изготовления буклетов и памяток, что несомненно пополнило эколого-развивающую среду ДОУ. Кроме того участие в данном проекте способствовало формированию у воспитанников ценных практических умений и навыков, расширению кругозора, дети стали более бережно относиться к природе и окружающей среде в целом, включая и друг друга. Безусловно все это находит отражение при расстановки приоритетов в выборе образа жизни, и у участников проекта доминирующим становится ЗОЖ, что проявляется в их поведении, суждениях и поступках.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
При работе над проектом в активное эколого-образовательное пространство детского сада успешно были вовлечены все субъекты образовательного процесса: дети, родители, педагоги. Участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей. Дети осознали многостороннее значение природы и ЗОЖ. Участники проекта получили не только новые знания, но и приобрели практические навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру и здоровью. Совместная проектная деятельность помогла родителям освоить некоторые педагогические приемы, необходимые в семейном воспитании; объективно оценивать возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами.
Поставленная цель перед началом проекта достигнута: участие в проекте способствовало формированию у детей представления о необходимости ЗОЖ, о значении и роли растений в природе, жизни человека через различные виды деятельности.