МААМ-картинки

Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста «Мусор Земле не к лицу»

Вера Молькова
Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста «Мусор Земле не к лицу»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Тополёк»

Экологический проект

«Мусор Земле не к лицу

(для детей 6 - 7 лет)

Автор: Молькова Вера Геннадьевна – педагог дополнительного образования

р. п. Сосновское 2014 г.

Тип проекта : информационно – исследовательский.

Участники проекта : дети (6 -7 лет) – педагоги – родители.

Публикация «Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста „Мусор Земле не к лицу“» размещена в разделах

По продолжительности реализации проекта : август – октябрь 2014 (среднесрочный)

Проблема: охрана природы, попытка решить «мусорную проблему».

Актуальность проблемы

На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы и человека выросли в глобальную экологическую проблему. Конец 20 и начало 21 века стали переломными для жителей планеты Земля : катастрофы природные и техногенные, появление новых болезней, исчезновение лесов, засыхание рек и морей. Всё это привело к тому, что проблема не только экологической безопасности, но и экологической грамотности встало на первое место.

Начальным звеном непрерывной системы экологического образования по праву необходимо рассматривать дошкольное экологическое образование. Ведь именно дошкольное детство является базовым, исходным этапом формирования личности. Дошкольный возраст – это период, когда ребенок делает первые шаги «по пути постижения мира природы». Поэтому в нашем детском саду уделяется большое внимание формированию экологической культуры детей. Для этого мы используем всё новые и новые формы и методы работы с детьми. На вооружение мы взяли проектный метод и стали активно его внедрять.

Используя проектный метод в деятельности нашего ДОУ, в качестве объекта исследований мы выбрали «мусор», так как проблема отходов сейчас остро стоит во многих странах. И решать ее нужно комплексно: не только путем поиска новых технологий переработки мусора, но и с помощью экологического воспитания. Причем чем раньше мы начнем это делать, тем больше шансов сформировать поколение с новой культурой поведения. Однако для этого недостаточно просто призывать детей не сорить, не обрывать на клумбах цветы, не разводить костры и т. д. поведение даже маленького человека должно быть осознанным, мотивированным. И к выводам о том, что мусору не место в лесу, на поляне, улицах посёлка, он должен прийти самостоятельно, хотя и под чутким руководством взрослого.

Для решения данной проблемы был задуман и реализован в нашем детском саду экологический проект «Умный взгляд на мусор».

Цель проекта : Формирование у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы.

Задачи проекта :

- расширять знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека;

- формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;

- стимулировать интерес к исследовательской деятельности, опытным путём выявить, какие отходы разлагаются быстрее, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы;

- учить выражать свое отношение к поступкам детей и взрослых с позиции общепринятых норм и адекватно воспринимать оценку своего поведения;

- развивать воображение, умение реализовывать свои впечатления в художественно – творческой деятельности.

Предполагаемый результат:

понимание детьми, что скопление мусора – это большая проблема, которую нужно решать всем людям;

умение сортировать мусор из разного материала;

применение полученных знаний и умений в повседневной жизни.

На первом этапе был составлен план работы по данной теме, запланирована индивидуальная и подгрупповая работа с детьми, подобрано дидактическое и методическое оснащение проекта. Так же на данном этапе проводилось анкетирование родителей с целью выявления их отношения к теме проекта.

Перспективный план реализации экологических занятий

“Умный взгляд на мусор ”

№ Мероприятия Дата Исполнители

1. Беседа «Планета Земля в опасности Август Педагог дополнительного образования, дети

2. Прогулка по экологической

тропинке в лесопарк.

(Приложение 1) Август Педагог дополнительного образования, воспитатель, дети

3. Экологическая акция «Мы порядок наведем и планету сбережём»

Трудовой десант «Береги природу»

(Приложение 2) Сентябрь Воспитатель,

Педагог доп. образования,

дети

4. Исследовательский подпроект «Такой разный мусор»

- Откуда берется мусор?

- Каким бывает мусор?

- Сортируем мусор из мусорной корзины нашей группы

- Как можно использовать предметы, которые попали в мусорную корзину?

- Самый опасный мусор

- Экологические знаки на упаковках

(Приложение 3) Август

Педагог доп. образования, дети

5. Экспериментальная деятельность

Закапывание разного вида мусора :

а) упаковочные материалы;

б) пищевые продукты;

в) опавшие листья;

для дальнейшего наблюдения

за ними.

(Приложение 4) Сентябрь Педагог доп. образования, дети

6. Посещение выставки

«Новая жизнь старым вещам» в ДХШ (художественная школа)

(Приложение 5) Октябрь Педагог доп. образования, воспитатель, дети

7. Опыт.

Сделаем из макулатуры ноновую бумагу

(Приложение 6) Октябрь Педагог доп. образования, дети

8. ИЗО «Как люди речку обидели»

Рисование «Такой разный

Мусор»

Рисование экологических

знаков «Береги природу»,

«Чистый двор», «Не сори»

и др.

(Приложение 7) Октябрь

Сентябрь Педагог доп. образования, дети

9. Просмотр мультипликационных

фильмов, видеосюжетов, телепередач;

Чтение художественной

литературы;

Разучивание стихов, песен по теме проекта.

(Приложение 8) На протяжении

всего

проекта Воспитатель, дети,

родители

10. Выставка «Мусорное рукоделие» (поделки из бросового материала) (Приложение 9) Октябрь Родители, дети, воспитатели

11. «Мусорные фантазии»

работа в

творческой мастерской,

изготовление поделок из

бросового материала

(Приложение 10) Сентябрь-Октябрь Педагог доп. образования, дети

12. Конкурс плакатов на тему «Чтоб радость завтрашнего дня сумел ты ощутить, должна быть чистою земля, и воздух чистым быть»

(Приложение 11) Октябрь Воспитатель, дети, родители

13. Акция «Добрая зима для птиц» (изготовление кормушек для птиц из бросового материала)

(Приложение 12) Сентябрь-Октябрь Воспитатели, дети,

Родители, педагог доп.

образования

14. Итоговое занятие «Мусор земле не к лицу»

(приложение 13) Октябрь Педагог доп. образования, дети

Второй этап предполагал непосредственную работу над проектом. Реализация проекта началась с экскурсии по экологической тропе, которая располагается рядом с детским садом, в лесопарке. И очень часто, гуляя по лесу, дети не только любовались красотой природы (цветами, слушали пение птиц, собирали грибы и красивые листья, но и наблюдали не очень приятные картины – свалку мусора, загрязнение берегов прудов, сломанные деревья. В зоне отдыха – сломанные скамейки, выжженную костром лужайку, разбитые бутылки и много другого мусора. Во время прогулок, экскурсий и повседневных наблюдений участники проекта изучали и анализировали экологическое состояние объектов ближайшего окружения (участка детского сада, двора, парка и т. д., делали соответствующие выводы. И очень часто дети, отвечая на вопрос: «Что мы можем сделать, чтобы наш посёлок, улица, двор были чистыми и ухоженными?», высказывали свои предположения. Наблюдения, проведенные во время этих экскурсий, послужили основанием для бесед: «Что вы видели хорошее, а что не очень», «Что вам понравилось, а что нет?». Были смоделированы проблемные ситуации «Кто здесь отдыхал?», «Как бы ты поступил?» и другие.

Ребята активно участвовали в природоохранных акциях.

В один из дней был запланирован и проведен экологический десант «Береги природу». Вооружившись подготовленным оборудованием, все отправились на борьбу с мусором. Собирая мусор на экологической тропе, взрослые строго следили за безопасностью детей, все пользовались резиновыми перчатками. Дети брали только относительно чистые банки и бутылки, не трогали аэрозольные баллончики, упаковки от химических веществ, лекарств. Весь собранный мусор сложили в пакет и отнесли в мусорный контейнер. Вот тогда и было решено узнать всё о мусоре. В рамках проекта был разработан и проведен исследовательский мини – проект на тему «Такой разный мусор». Данный проект очень заинтересовал ребят. В ходе его реализации дети узнали много нового и интересного: откуда берется мусор? Каким он бывает? Какой вид мусора самый опасный? Как можно использовать предметы, которые попали в мусорную корзину? Свалка – это хорошо или плохо? Для чего нужно сортировать мусор? О чём говорят экологические знаки на упаковках и многое другое.

На протяжении всего проекта мы с ребятами смотрели видеофильмы о самых загрязненных местах нашей планеты, о перерабатывающих заводах, о правилах поведения в природе. Обсуждали просмотренные мультфильмы по теме проекта («Чебурашка и Крокодил Гена», отдельные сюжеты телепередачи «Спокойной ночи малыши», «Загадочная планета» и др.). Читали много познавательной литературы. Свои впечатления дети отражали в рисунках. Кроме того, ребята узнали, как можно использовать ненужные старые вещи, посетив выставку в художественной школе «Новая жизнь старым вещам».

В ходе проекта проводились различные эксперименты с мусором. Совместно с детьми мы провели эксперимент по созданию новой бумаги из макулатуры, а также попробовали из бросового материала сделать интересные полезные вещи.

Следует также отметить активное включение в проектную деятельность и родительской общественности. Ребята совместно с родителями проявили фантазию и творчество и дали мусору вторую жизнь, приняв участие в выставке «Мусорные фантазии», в изготовлении кормушек для птиц, а также в выставке экологических плакатов на тему «Чтоб радость завтрашнего дня сумел ты ощутить, должна быть чистою Земля, и воздух чистым быть»

Заключительный этап был посвящен обобщению полученных знаний. Для детей было проведено итоговое мероприятие, с последующей презентацией проделанной работы на районном семинаре – практикуме для педагогов «Формирование экологической культуры у дошкольников через проектную деятельность», который состоялся на базе нашего ДОУ.

В заключении хочется отметить, что использование проектного метода в экологическом воспитании дошкольников обеспечивает формирование у детей норм и правил экологического поведения, которые становятся убеждениями, дают возможность развить у детей устойчивую позицию в отношении к природной среде как к родному дому, за который мы несем ответственность, который должен быть чистым и уютным.

Публикации по теме:

Лучший детский сад — нашЛучший детский сад — наш В Республике Марий Эл подведены итоги республиканского конкурса «Детский сад 2012 года». Экспертная группа проверила содержание представленных.

«Волшебница-ёлочка» (аппликация)«Волшебница-ёлочка» (аппликация) Волшебница - ёлочка Выполнила: Рольгейзер Анастасия 5 лет Техника: Аппликации из кусочков рваной бумаги + рисование цветными карандашами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста «Мусор Земле не к лицу»
Опубликовано: 26 ноября 2014 в 09:46
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД