Получи документы

Экологический проект «Мусор и его вторая жизнь»

Елена Викторовна Капустина
Экологический проект «Мусор и его вторая жизнь»

Проект «Мусор и «вторая жизнь» ненужных вещей»

Тип проекта : исследовательско - творческий

Продолжительность проекта : март - июнь

Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников.

Пояснительная записка

Новизна

Известно, что двадцать первый век был объявлен международной организацией ЮНЕСКО как информационно-экологический. В настоящее время модно говорить об экологии, о новых способах использования мусора для общего блага, поскольку многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной детской поделки или увлекательной игрушки, может быть использовано для дома. Новизна заключается в том, что ребёнок узнаёт, что некоторые использованные вещи, материалы можно использовать в новом качестве, не совсем обычном и очень интересном для ребенка.

Публикация «Экологический проект „Мусор и его вторая жизнь“» размещена в разделах

Актуальность проекта

Мы уже привыкли к разговорам о том, что мир стоит на грани экологической катастрофы, что ежедневно на Земле исчезают все новые виды растений и животных. Мы физически страдаем от загрязнения воздуха воды, почвы. Мы хорошо владеем культурой поведения в обществе, но далеко не всегда умеем правильно вести себя по отношению к природе. Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время огромное количество разного мусора стало неотъемлемой частью нашей жизни. Мы используем продукцию, а упаковки и отходы, не задумываясь, выбрасываем. Разбросанный мусор можно видеть возле заборов и домов, на газонах.. Особенно это заметно весной, когда тает снег и открывается земля. Практически каждый день мы выбрасываем стеклянные и пластиковые бутылки, одноразовую посуду, упаковки от продуктов, всевозможные коробки, трубочки, старые фломастеры, газеты, бутылочные пробки и т. д. и т. п. И вряд ли задумываемся о том, сколько уходит времени, чтобы эти отходы сгнили. А проблема утилизации мусора является одной из самых актуальных, потому что без решения этой проблемы наш мир превратится в большую свалку. Мусор в виде свалки, влияет на наше здоровье. Возникает необходимость сформировать поколение с новой культурой поведения, которое должно стать осознанным и мотивированным по отношению к окружающей среде.

Но недостаточно просто призывать детей не сорить. На наш взгляд, запретами делу не поможешь, хотя во многих учреждениях выстраивают природоохранную работу именно на лозунгах: "Нельзя", "Не делай", "Не бросай". Но поведение даже маленького человечка должно быть осознанным, мотивированным. И к выводам о том, что мусору не место в городе, он должен прийти самостоятельно, хотя и под чутким руководством взрослого. Самое важное - научить детей переживать чувство радости от самостоятельно выполненного труда, приучить их преодолевать трудности и повысить ответственное отношение к экологической обстановке в городе.

Цель проекта :

Создание условий для привлечения внимания дошкольников и их родителей к проблеме загрязнения окружающей среды мусором, поддержание новой традиции – эффективно вторично использовать отходы, ненужные вещи.

Задачи проекта :

1. Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.

2. Формировать у детей представления о переработке мусора и уменьшении его количества путём вторичного использования ненужных вещей.

3. Развивать умения работать с различными материалами, знакомить с их свойствами, развивать трудовые навыки и умения.

4. Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений.

5. Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.

Принципы, которые учитывались при отборе содержания проекта :

• Научность и доступность – дошкольники получают научно обоснованные современные знания из области основных направлений. Экологическое образование по данной теме осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его форме возрасту.

• Системность - реализуется в организации работы в дошкольном учреждении.

• Целостность – целостное восприятие дошкольниками окружающего мира учитывается в акцентировании внимания ребенка на его личную заботу о природных ресурсах родного края, рациональном использовании отходов.

• Регионализм – содержание работы с детьми конкретизируется с учётом региональных условий.

• Гумманистичность – содержание проекта направлено на формирование ребенка – дошкольника с новой системой ценностей, эмоционально положительного отношения к окружающей среде. В проекте данный принцип предполагает личностно-ориентированный подход.

• Деятельность - каждая образовательная и продуктивная деятельность включает систему знаний и умений, направленных на творческую реализацию данного принципа.

• Принцип переосмысления – под чутким руководством взрослого поведение детей должно стать осознанным, мотивированным в природе, соблюдаться правила поведения в природе и желание не засорять окружающую среду.

• Принцип переиспользования – научить старые, ненужные вещи использовать по новому (повторно, многократно).

• Принцип переработки – ненужные вещи станут кому-то полезны (сбор, утилизация, переработка отходов, разработка тем, связанных с “волшебным” превращением различных ненужных отходов.

В нашем проекте нашли отражения следующие области устойчивого развития:

• Рассматривание не только экологических проблем, но и некоторых социальных (отсутствие заинтересованности детей и взрослых в решении вопросов обращения с твердыми бытовыми отходами, решение проблем окружающей среды, совместно с семьей)

• Экономические проблемы – проблемы сбора и сортировки мусора, экономии сырья и материальных ресурсов за счет вторичного использования отходов.

• Соблюдение прав ребенка (в том числе и права на здоровую окружающую среду создание предпосылок для улучшения здоровья и работоспособности детей в будущем).

Ожидаемые результаты:

Должны знать:

• Проблемы загрязнения окружающей среды мусором.

• Как рационально использовать и минимизировать накопление отходов.

• Как эффективно вторично использовать отходы.

• Иметь простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья.

Должны уметь:

Соблюдать правила осознанного и мотивированного поведения в природе: почему и как нужно убирать мусор в городе, в лесу, на реке.

• Работать с различными материалами, знакомиться с их свойствами, разнообразной структурой, приобретать трудовые навыки и умения мыслить.

• Создавать разнообразные поделки с помощью бросового материала и инструментов.

Механизм реализации проекта :

1-й этап: Поисковый

(Изучение и уточнение знаний и представлений детей и родителей о проблемах загрязнения окружающей среды мусором и бытовыми отходами. Выявление потребности принимать личное участие в сохранности окружающей среды. Вовлечение дошкольников и их родителей в решение проблемы.)

В ходе беседы с детьми выяснилось, что многие дети не знают о проблемах загрязнения окружающей среды мусором и бытовыми отходами, которые ведут к нарушению экологического равновесия всей планеты, слабо развиты потребности принимать личное участие в сохранности окружающей среды, не сформированы понятия о разнообразии отходов человеческой деятельности и умения утилизировать бытовой мусор.

В беседах с родителями выяснили, что многие не задумываются о проблеме утилизации мусора и уменьшении его количества. Некоторые считают, что ещё рано приобщать детей к проблеме уборки мусора.

2-й этап: Планирующий

Изучив интересы детей, мы обогатили развивающую среду в группе различными книгами, энциклопедиями, фотографиями и иллюстрациями.

Перспективная разработка проекта

№ п/п Мероприятия Сроки Участники Ответственные

1 1. «Мусору нет

Наблюдение за тем, как ежедневно выбрасывают мусор и куда он девается? март Дети, родители Педагоги

2. Беседа с детьми: «Какой вред природе наносит мусор «Что такое экология, «Откуда берётся мусор, «Кто делает наш город чище?»

Проблемные ситуации «Что будет, если бросать мусор в неположенном месте?» «Что мы можем сделать, чтобы наш город стал чище?» Дети, родители, педагоги Педагоги

Сбор литературных источников, подбор литературы, предварительное чтение сказки, загадок, пословиц

Подбор наглядных материалов: фото и видеосюжеты, тематических иллюстраций, настольно-дидактических игр по теме, плакатов.

Дети, педагоги Педагоги

Насыщение предметно-развивающей среды. Подбор фоно-видео-аудиотеки, открыток. Дети, родители, педагоги Педагоги

2 Размещение информации в родительском уголке. Апрель Дети, родители Педагоги

Просмотр мультфильмов «Мальчик и Земля», «Мультик про Экологическую корову» отрывка из мультфильма «Валли».

Просмотр видеоролика «Куда девают мусор в разных странах

Видеоролик для родителей «Пусть бьётся всегда зелёное сердце природы!»

Педагоги,

дети, родители Педагоги

Экскурсии по близлежащей к саду территории.

Помощь родителей в оформлении альбома «Правила, которые помогут уменьшить количество мусора в городе» Дети, родители, педагоги Педагоги

Разработка папок - передвижек для родителей «Что можно сделать со старой бумагой?», «Что делать с ненужным стеклом?», «Как перерабатывают пластмассовые отходы?», «Как перерабатывают металл?», «Что и как можно компостировать?», «Экологическая маркировка» Апрель,

май Дети, родители, педагоги Педагоги

Ознакомление со знаками на упаковках товаров, указывающими на экологичность продукта или услуги. Апрель Родители, педагоги Педагоги

Сбор и подготовка материалов для организации образовательной деятельности, для атрибутов сюжетно-ролевых игр, игровых уголков, атрибутов для работы на участке и т. д. Апрель Дети, родители, педагоги Педагоги

3-й этап: Практический (реализация намеченных планов) :

Проблема: Что мы можем предложить, чтобы отходов стало меньше? (Чтобы отходов стало меньше, нужно придумать варианты повторного использования отслуживших свой срок вещей).

Мероприятия Сроки Участники Ответственные

Беседа с детьми на тему: «Воскресный отдых в лесу, на реке». Составление правил поведения на природе.

Проблемный вопрос: Как сделать так, чтобы мусора было меньше? Май Дети, родители, педагоги Педагоги

Просмотр видеоролика: Переработка и утилизация производственных и бытовых отходов” Май Дети, родители, педагоги Педагоги

Экскурсия по близлежащей к детскому саду территории. Май Дети, педагоги Педагоги

ООД «Мы защитники родной природы» Май Дети, педагоги Педагоги

ООД «Волшебное превращение ненужных вещей»

Май Дети, педагоги Педагоги

Знакомство детей с экологической маркировкой. Дети, педагоги Педагоги

Зеленый патруль «Чистый уголок детского сада» Создание наглядной агитации для родителей, коллег.

Раздача детьми и педагогами листовок с лозунгами о сохранении чистоты в городе в пределах территории детского сада. Май Дети, родители, педагоги Педагоги

Экологическая акция по уборке и благоустройству территории детского сада «Сделаем наш садик краше!» Май Дети, родители, педагоги Педагоги

Детские рисунки

«Чистый двор – чистый город – чистая планета!»,

«Мусор городу – не к лицу, «Любимый город – зелёный и чистый!»

Май-июнь Дети, родители, педагоги Педагоги

Акция «Подари отслужившую тебе вещь нуждающемуся!» Май Дети, родители, педагоги Педагоги

Творческая мастерская “Затейники” Апрель - июнь Дети, родители, педагоги Педагоги

Изготовление скворечников на участок детского сада. Апрель Дети, родители, педагоги Педагоги

Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры: «Космос», “Парикмахерская”, “Больница” и т. д. Апрель Дети, родители, педагоги Педагоги

Изготовление нетрадиционных пособий для физкультурного уголка. Май -июнь Дети, родители, педагоги Педагоги

Изготовление поделок для оформления группы. Март -

июнь Дети, родители, педагоги Педагоги

«Волшебный декупаж» (из ненужных баночек делаем нужные вещи, карандашницы, вазочки). Июнь Дети, родители, педагоги Педагоги

Изготовление макета по ПДД из бросового материала. Апрель Дети, родители, педагоги Педагоги

Дидактическая игра «Сортируем мусор правильно». Март Дети, родители, педагоги Педагоги

Чтение и обсуждение сказки Н. А. Рыжовой «Серая шапочка и красный волк». Март Дети, родители, педагоги Педагоги

Изготовление из пластмассовых бутылок емкостей для посадки огорода (на окне). Апрель - май Дети, родители, педагоги Педагоги

Изготовление декоративного оформления для участка (из пластиковых бутылок). Май - июнь Дети, родители, педагоги Педагоги

Труд и наблюдение (собрать и правильно рассортировать все собранное). Март – июнь Дети, родители, педагоги Педагоги

Природоохранительная акция «День Земли»

Апрель Дети, родители, педагоги Педагоги

Опытно-экспериментальная деятельность:

«Рассортируем мусор».

«Как переработать мусор».

«Если закопать в землю мусор, что произойдет?» Май Дети, родители, педагоги Педагоги

Выпуск экологической газеты : “Меньше мусора – больше здоровья”

Март- апрель Дети, родители, педагоги Педагоги

Изготовление атрибутов для театрализованных игр. Апрель - июнь Дети, родители, педагоги Педагоги

Работа с родителями. Изготовление поделок и атрибутов для игр и оформление детского сада и участка. Привлечение родителей к экологическим акциям.

Март, апрель, май Дети, родители, педагоги Педагоги

Сбор с родителями коллекции предметов, на которых есть экологические знаки (пакеты, одноразовая посуда, виды бумаги, (переработка этих материалов). Март - май Дети, родители, педагоги Педагоги

Организация похода семьей на природу (с природоохранными знаками собственного изготовления). Май - июнь Дети, родители, педагоги Педагоги

4-й этап: Заключительный.

№ п/п Мероприятия Сроки Участники Ответственные

1 Оформление выставки "Чудесные превращения ненужных вещей".

Показ кукольного театра для детей младших групп "Курочка Ряба".

Экскурсии для детей детского сада на выставку.

Май Дети, родители, педагоги Педагоги

2 Презентация проекта на родительском собрании. Май Дети, родители, педагоги Педагоги

Результативность проекта

Результаты проделанной работы показывают эффективность выбранного нами направления в работе по формированию представлений у дошкольников о проблеме загрязнения окружающей среды мусором.

Проект помог постепенно и последовательно решить дошкольникам новые задачи, показать знакомые представления под новым углом знаний, осознанно и мотивированно систематизировать и закрепить представления по данному направлению.

Дети:

• знают, как рационально использовать и минимизировать накопление отходов;

• имеют представление, как эффективно вторично использовать отходы;

• имеют простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья;

• умеют работать с различными материалами, знают их свойства, структуру, приобрели трудовые навыки;

• создают разнообразные поделки с помощью бросового материала и инструментов.

Стеклянные бутылки, пробки от бутылок, пластмассовые колпачки, старые ручки, стаканчики из-под йогурта и пакеты из-под сока и даже старые капроновые колготы - замечательный материал для всевозможных поделок. А чего только не придумаешь из пластиковых бутылок: они могут быть и брызгалками, и вазочками, и кеглями, и мишенями для городков. Из них можно сделать лопату и формочки для песка, кораблики и даже цветы.

Работа с такими материалами способствует развитию конструкторской деятельности детей. С помощью различных инструментов они учатся обрабатывать и соединять детали из различных материалов, узнают их свойства, что содействует развитию их воображения, техническим навыков. Работа с разного рода материалами расширяет круг знаний детей об окружающем мире. Эта тема неисчерпаема. И на наш взгляд, является актуальной на современном этапе развития экологического воспитания дошкольников.

Дети убедились, что отслужившие вещи подлежат вторичному использованию. Мы считаем, что вторичная переработка различных видов отходов – это лучший вариант охраны окружающей среды от мусора в нашем городе. При вторичной переработке отходов не происходит загрязнения.

Таким образом, чтобы сохранить наш дом и окружающую среду чистыми и красивыми, необходимо правильно распоряжаться тем, что становится ненужным. Иногда таким вещам можно найти применение. В чём мы и убедились!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Интегрированное занятие для подготовительной группы «Вторая жизнь бумаги». Итоговое занятие проекта «Вторая жизнь бумаги»Интегрированное занятие для подготовительной группы «Вторая жизнь бумаги». Итоговое занятие проекта «Вторая жизнь бумаги» 1. Воспитатель обращает внимание детей на предметы, стоящие у него на столе. - Назовите предметы, которые стоят у меня на столе. (ложка,.

Вторая жизнь раскрасокВторая жизнь раскрасок Добрый день. уважаемые коллеги и гости моей странички! Не секрет, что все дети любят рисовать раскрашивать: и маленькие, и большие.

Детско-родительский экологический проект «Вторая жизнь ненужных вещей»Детско-родительский экологический проект «Вторая жизнь ненужных вещей» Актуальность Посмотрите какой прекрасный, удивительный мир окружает нас: леса, поля, реки, моря, горы, небо, солнце… Это природа. Наша.

Детско — взрослый проект «Вторая жизнь ненужной вещи»Детско — взрослый проект «Вторая жизнь ненужной вещи» Актуальность проекта: В настоящее время очень остро стоит проблема накопления огромного количества отходов, так как практически каждый.

Творческий проект «Чудо-мусор» с использованием бросового материала в практической работе с детьмиТворческий проект «Чудо-мусор» с использованием бросового материала в практической работе с детьми Цель: Научить детей через практическую деятельность находить полезное применение бросовому мусору. Задачи: Способствовать познанию свойств.

Социально значимый экологический проект «Подари дереву жизнь» в ранней разновозрастной группеСоциально значимый экологический проект «Подари дереву жизнь» в ранней разновозрастной группе Проект подготовили и провели воспитатели Ревина Марина Ивановна и Зубенко Надежда Александровна. МБДОУ ДС № 10 «Дюймовочка» ст. Брюховецкая,.

Фотоотчет «Вторая жизнь бумаги»Фотоотчет «Вторая жизнь бумаги» Ежегодно 15 ноября отмечается всемирный день рециклинга (вторичной переработки отходов) для привлечения внимания к проблемам ограниченности.

Вторая жизнь сломанной куклыВторая жизнь сломанной куклы Приближается самый замечательный праздник, который любят и взрослые, и дети - Новый год. Новогодняя тема как никогда актуальна. Сколько.

Экологический мастер-класс «Подарим пластиковой бутылке вторую жизнь»Экологический мастер-класс «Подарим пластиковой бутылке вторую жизнь» ЦЕЛЬ: научить использовать пластиковые бутылки для создания полезных вещей и украшения интерьера. Задачи: - совершенствование художественных.

Экологический проект «Вода — это жизнь! Берегите воду!» для детей среднего возрастаЭкологический проект «Вода — это жизнь! Берегите воду!» для детей среднего возраста Экологический проект «вода-это жизнь! Берегите воду» Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологический проект «Мусор и его вторая жизнь»
Опубликовано: 18 ноября 2022 в 19:36
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД