Елена Милушова
Экологический проект «Охранять природу — значит охранять Родину!»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. Человечество сейчас борется за то, чтобы каждое последующее поколение относилось к природе заботливее, чем предыдущее.
Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощены, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной, охранной и созидающей. Это необходимо воспитывать с ранних лет.
Публикация «Экологический проект „Охранять природу — значит охранять Родину!“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Заботливое отношение к животному и растительному миру прививает у детей для развития более сложных нравственных чувств гуманизма, добросердечности, сочувствия. Поведение ребенка противоречиво. Положительно относясь к природе, дети совершают отрицательные поступки – рвут цветы и тут же бросают их, мучают животных.
Необходимо руководство взрослых, чтобы внешне эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно –эстетическое чувство, предполагало активную, действенную позицию ребенка.
У детей недостаточно развито инициативное, самостоятельное отношение к объектам природы. Ребенок может не обидеть одинокого котенка, но и не поможет ему; не будет ломать ветки дерева, но и не подвяжет сломанные.
Наш детский сад постоянно работает по проблеме оздоровления и обеспечения экологической безопасности детей. Коллектив ДОУ стремиться к созданию нового культурного образа дошкольного учреждения, ориентированного на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства.
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств может быть экологический проект : «Охранять природу – значит охранять Родину», который разработан и осуществлён с учётом реализуемой в детском саду комплексной программы «Детство» авт. Т. И. Бабаевой и парциальной программы экологического направления «Мы» Н. Н. Кондратьевой.
По экологическим параметрам в начале года был проведен мониторинг уровня экологических знание и навыков воспитанников.
Мониторинг уровня экологических знаний и навыков дошкольников.
По результатам мониторинга был сделан вывод, что экологическое представление детей сформировано недостаточно: дети не умеют наблюдать, логически мыслить; имеют слабое представление о растениях ближайшего окружения (деревья, кустарники, травы, цветы); с трудом понимают красоту и многообразие природы в литературных произведениях. Все вышеприведенные данные позволили сформировать цель проекта и его задачи.
Цель проекта : формировать у детей основы экологической культуры, созидательного отношения к природе через виды детской деятельности:
• познавательно – исследовательскую;
• чтение (восприятие) художественной литературы;
• музыкально – художественную;
• продуктивную;
• коммуникативную;
• игровую.
Задачи проекта :
• Развить познавательные умения детей при овладении исследовательскими методами познания природы;
• воспитывать у детей действенное отношение к окружающему миру, развивать навыки ухода за животными и растениями, согласовывать усилие и единство требований детского сада и семьи;
• изменить уровневое соотношение в таблице параметров о представлениях детей об экологической культуре человека посредством реализации мероприятий в рамках экологического проекта.
Тип проекта – познавательно - творческий.
Продолжительность проекта – среднесрочный.
Участники проекта : воспитатели, дети старшей группы, родители.
Этапы реализации проекта.
Проект включает три этапа – организационный, практический и итоговый.
этап.
Организационный этап.
• Изучение методической литературы по экологическому воспитанию, подготовка диагностического инструментария, подбор необходимых материалов.
• Создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме.
• Разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования через проведение экскурсий в парк, прогулок по территории МБДОУ и т. д.
• Составление плана реализации проекта.
• Изготовление дидактических игр и пособий экологического содержания.
этап.
Практический этап.
1. Непосредственно образовательная деятельность и совместная деятельность с детьми воспитателей.
2. Игры с детьми (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные с элементами имитации и т. д.)
3. Чтение экологических рассказов и сказок.
4. Викторины «Мир природы», «Лес и его обитатели», «О растениях и животных» и т. д.
5. Конкурсы («В мире прекрасного», «Удивительное рядом», «Природа и фантазия», «Поляна чудес», «Руки мамы, руки папы и мои ручонки», конкурс «Юных исследователей природы», «Мой родной поселок и др.»)
6. КВН «Звездный час», «Поле чудес».
7. Вечера, праздники, инсценировки («Птицы – наши друзья», «Тайны леса», «Правила поведения на природе», «Земля – наш дом родной», «Весна пришла и сказку принесла», «Удивительное рядом» и др.»
10. Экскурсии в парк, лес, поле («Что мы знаем о растениях нашего поселка?»
11. Рисование экологических знаков : «Не сорите», «Не топчите», «Не рвите», «Не ломайте ветки» (развешивание их на территории ДОУ).
12. Труд в природе (уход за растениями на участке)
13. Акции «Чистая планета», «Каждой пичужке по кормушке», «Елочка -живая иголочка», «Жизнь в капле воды».
этап.
Итоговый этап
Создание:
а) -«Красной книги России»;
б)-«Экологического паспорта детского сада»;
в)-альбомов «Домашние и дикие животные», «Деревья и кустарники», «Насекомые», «Цветы», «Овощи и фрукты», «Ягоды», «Птицы», «Грибы» совместно с родителями;
-совместная деятельность педагогов, родителей и детей старшей группы праздника по формированию экологической культуры у детей «Охранять природу - значит охранять Родину»;
-мониторинг уровня экологических знаний и навыков воспитанников.
Ожидаемые результаты проекта :
• Повышение уровня познавательных знаний и умений через организацию исследовательской деятельности с детьми;
• Воспитание у детей внимательного, разумного, бережного отношения к окружающей природе своего края.
• Изменение уровневого соотношения в таблице параметров о представлениях детей 5-6 лет об экологической культуре человека.
Литература:
1. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.
2. СанПиН 2.4.1.2660-10;
3. ФГТ от
4. Программа экологического образования детей «Мы»
Н. Н. Кондратьева и др., С-Петербург: Детство-пресс, 2001г.
5.»Мир природы и ребенок» Л. М. Маневцова, П. Г. Саморукова и др.
С-Петербург, детство-пресс, 2003г.
6.«Экологическое образование в детском саду». А. Н. Рыжова.
Москва, Издательский дом, 2001г.
7. «В союзе с природой» Л. И. Грехова.
Москва-Ставрополь, «ЦГЛ», «Сервис-школа», 2003г.
8. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7лет»
Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. Издательство «Учитель», 2009.
9.«Система экологического воспитания в ДОУ». О. Ф. Горбатенко.
Волгоград, Издательство «Учитель», 2007.
10. «Неизведанное рядом». О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина.
Москва, «ТЦ Сфера», 2002г.
11. «Методика ознакомления детей с природой в детском саду». С. Н. Николаева.
Москва, «Просвещение», 2002г.
12. «Методика экологического воспитания в детском саду». С. Н. Николаева.
Москва, «Просвещение», 2000г.
13. «Учите детей наблюдать природу». А. И. Васильева.
Москва, 2002г.
11. «Наглядные пособия в экологическом воспитании». О. Йозов
«Дошкольное воспитание», 2005г.
12. «В дружбе с людьми и природой». А. П. Букин,
Москва, «Просвещение», 2004г.