Светлана Котлярова
Экологический проект «Птицы — наши друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Птицы — наши друзья
Развитие ребенка зависит от того, где и в каком окружении он растет, кто его воспитывает и как организовано воспитание. Окружающая среда, в которой живет ребенок, может быть монотонной, однообразной, бедной, стандартной, но может быть и другой – насыщенной, неординарной, меняющейся. Вокруг можно найти интересные природные объекты для наблюдения – деревья, травы, птицы, насекомые, цветы. Мы выбрали птиц, и наш выбор не случаен. Ведь птицы – друзья нашего детства. Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят на крыльях весну. Птицы – верные наши помощники, защитники лесов и полей, садов и огородов. Птицы – это красота и тайна. Птицы дороги нам, как часть чудесной природы нашей Родины. Я предлагаю экологический проект «Птицы – наши друзья».
Публикация «Экологический проект „Птицы — наши друзья“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель проекта : Обогащать и расширять знания и представления детей о птицах, особенностях образа их жизни, жизненных проявлениях, повадках птиц, о роли человека в жизни птиц.
Воспитывать у детей бережное отношение к природе через проявление заботы о птицах : подкармливание их поздней осенью и зимой, изготовление совместно с родителями кормушек, скворечников.
Активизировать и расширять словарь по теме, развивать связную речь детей.
Формировать экологическое сознание детей.
Задачи проекта.
Расширить, обогатить знания детей о жизни птиц.
Активизировать мышление в процессе разрешения проблемных ситуаций, учить устанавливать причинно-следственные связи, способность находить нестандартные решения проблемных ситуаций.
Совершенствовать уровень накопленных навыков.
Углубить знания детей о взаимосвязи, взаимодействии людей и птиц.
Привлечь детей к совместной деятельности с детьми и педагогами.
Воспитывать интерес к нашим соседям по планете – птицам, желание узнавать новые факты из их жизни.
Формировать экологическое сознание детей.
Участники проекта. Воспитатели, дети старшей группы и их родители.
Место проведения проекта МДОУ Д/с №6
Время проекта Сентябрь 2011 – Май 2012
Содержание проекта
1 этап – Выбор темы проекта, обсуждение ее с детьми и родителями
Учебные занятия – развитие речи, изо, ознакомление с окружающим, аппликация, ручной труд по теме проекта.
Чтение художественной литературы по теме проекта, просмотр иллюстраций, документальных фильмов из цикла «Живая природа».
Наблюдения за птицами на прогулках, экскурсиях.
Оформление впечатлений от общения с птицами (рисунки, природный материал, устные рассказы).
Выставка книг – подбор познавательного материала совместно с родителями.
2этап Сбор корма для птиц
Акция «Покормите птиц зимой»
Заполнение дневника наблюдений за птицами на территории ДОУ и около дома.
Выставки «Птицы вокруг нас», «Зимующие птицы».
Ход проекта
Работу по реализации проекта мы систематически проводим в течении года. Совместно с родителями подготовили выставку книг с целью формирования интереса к теме.
Родители не только приносят познавательную литературу, но и готовят с ребенком краткий пересказ прочитанного рассказа о птице, учат стихи, загадки.
Систематически проводим наблюдения за птицами. Наблюдения направлены на формирование у детей представлений о размерах птиц, их окраски, повадок. Наблюдаем за птицами во время прогулок, экскурсий по селу. В ходе экскурсий по селу наблюдаем за поведением птиц- ворон, воробьев, сорок, рассматриваем гнезда ворон на деревьях. Наблюдения и экскурсии сопровождаем практической деятельностью – сбор семян для подкормки птиц зимой, сбор природного материала для поделок птиц. Результаты наблюдений фиксируются в «Календаре наблюдений».
В установленном в группе дидактическом «Чудо-дереве» систематически предлагаем детям материал по теме проекта. («Зимующие птицы», «Перелетные птицы», «Птицы Красной книги», «Птичий зоопарк», «Птицы – герои сказок»).
Для обогащения знаний детей о птицах в группе созданы макеты - «Зимующие птицы», «Макет пруда»,
Работу по теме проекта ведем и во время учебных занятий. На занятиях по математике используем раздаточный материал по теме «Птицы».
Представления о птицах закрепляем на занятиях по рисованию, лепке, ручному труду.
Для обогащения и закрепления знаний детей используем различные дидактические игры: «Сложи картинку», «Дорисуй», лото «Птицы», «Зимующие-Перелетные», «Птичий двор».
Формировать у детей достоверные представления о птицах помогают просмотр видеофильмов и слушание аудиозаписей с голосами птиц.
Для развития мелкой моторики предлагаем детям трафареты и шаблоны с изображением птиц.
Разучиваем с детьми считалки, потешки, загадки о птицах, играем в подвижные игры, сюжет которых связан с темой «Птицы».
В ходе экологической акции «Подкормите птиц зимой» родители совместно с детьми изготовили кормушки из фанеры, коробок, пакетов из-под молока, затем развесили их на участке и во дворах жилых домов.
Дети познакомлены с правилами подкормки птиц :
-Подкармливать птиц каждый день.
-Наполнять кормушки кормом утром.
-Во время морозов корма насыпают больше.
-кормушку очищают от снега, сора.
-Никогда не кормят птиц черным хлебом и солеными семечками.
Наблюдения за прилетающими к кормушкам птицами доставляют детям большое удовольствие и радость. Результаты отмечаем в календаре наблюдений.
Работу по реализации проекта продолжим, но уже сейчас отмечаем, что работа по теме проекта позволяет нам организовывать наблюдения за птицами в любое время года, устанавливать взаимосвязь особенностей их поведения с сезонными изменениями в природе. Работе способствует большой выбор и доступность детской литературы о птицах, разнообразие видов птиц. Мы получаем возможность воспитания у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах.
В ходе работы по проекту дети учатся :
-Вести целенаправленные наблюдения, анализировать увиденное, делать выводы и умозаключения.
-Понимать, как птицы приспосабливаются к сезонным изменениям в природе.
-Замечать экологические проблемы в природном окружении и оказывать посильную помощь.
-Приобретают навыки исследовательской работы, осознавать неповторимость и своеобразие каждого живого существа.
Наши воспитанники получили массу новых впечатлений, мы дали детям возможность узнать новые факты из жизни птиц, вызвали интерес к нашим соседям по планете – птицам.
Экологическая акция
«Подкормите птиц зимой»
Проблема: Как помочь пернатым друзьям зимой?
Цель акции: Привлечение взрослых и детей к помощи пернатым друзьям в зимнее время, обогатить и расширить знания и представления детей о птицах, особенностях образа их жизни, повадках птиц, о роли человека в жизни зимующих птиц.
Задачи акции:
-Воспитание у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах : подкормка птиц зимой, изготовление кормушек.
-Активизировать и расширять словарь по теме, развивать связную речь детей, совершенствовать уровень накопленных знаний о взаимодействии людей и птиц в зимнее время.
-Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми и педагогом.
-Формирование экологически грамотного поведения детей по отношению к живому, чувство ответственности за их состояние и стремление помогать птицам в зимних условиях.
Участники акции: воспитатели, дети старшей группы и их родители.
Место проведения акции:МБДОУ детский сад №6
Время акции Декабрь 2011– Февраль 2012
Методическое обеспечение акции
-Литература
В. Бианки «Лесные домишки», «Синичкин календарь», А. Горький «Воробьишка», И. Поленов «Синичкины кладовки», Г. Скребицкий «Берегите птиц», Т. Шорыгина «Птицы. Какие они?», Энциклопедия «Азбука природы».
-Фотоаппарат
-Иллюстрации, фотографии
-Документальные фильмы из цикла «Живая природа».
-Различные материалы для изодеятельности
-Кормушки, корм для птиц.
-Дидактические игры
Содержание акции
1 этап
-Вхождение в проблему- обсуждение темы с детьми и родителями.
-Чтение художественной литературы по теме.
-Просмотр документальных фильмов из цикла «Живая природа».
-Наблюдения за птицами на прогулке, экскурсии по селу.
2 этап
-Конкурс «Птичья столовая» - изготовление кормушек совместно с родителями.
- Сбор корма для птиц.
-Ведение наблюдения за птицами на участке и отражение результатов – «Птичье дерево» ежедневно.
-Оформление впечатлений от общения с птицами (поделки, рисунки, устные рассказы и сказки).
3 этап
-Ежедневная подкормка птиц во время прогулки в детском саду и дома.
-Продолжение работы по теме – чтение художественной литературы,
-Благодарность участникам акции.
Итоги:
В ходе совместной работы дети получили навыки практической деятельности по изучению и охране зимующих птиц, более широкие и разнообразные, чем это возможно в рамках обычных предметных занятий. В ходе экологической акции совместно с детьми родители изготовили 20 кормушек из различных материалов, затем развесили их на участке детского сада и во дворах своих домов.
Дети и родители познакомлены с правилами подкормки птиц, необходимостью подкормки птиц в зимнее время.
Наблюдения за прилетающими к кормушкам птицами доставляют детям и взрослым большое удовольствие и радость.
Мы получаем возможность воспитания у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах.
Дети приобретают навыки исследовательской работы, осознают неповторимость и своеобразие каждого живого существа. Мы вместе с воспитанниками получили массу новых впечатлений, мы дали детям возможность узнать новые факты из жизни птиц, вызвали интерес к птицам.
Список используемой литературы:
-Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособия для практических работников ДОУ. Авт. – сост. Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. М., 2003 год.
Приложение к проекту.