Папки-передвижки

Экологическое воспитание: задачи, принципы работы

Ирина Богданчикова
Экологическое воспитание: задачи, принципы работы

«Экологическое воспитание»

Подготовила: заместитель директора, воспитатель

Богданчикова И. Г.

Государственное казенное общеобразовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья

городского округа Чапаевск (ГКОУ для детей-сирот г. о. Чапаевск)

Природа – это богатейшая кладовая,

неоценимое богатство для интеллектуального,

нравственного и речевого развития ребёнка.

В. А. Сухомлинский

Публикация «Экологическое воспитание: задачи, принципы работы» размещена в разделах

Что мы знаем об экологии?

В настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области ни специализировался педагог. Экология – не только наука – это мировоззрение современного человека, осознающего свою ответственность за будущее общего для всех нас Дома – планеты Земля, такой красивой, такой большой и такой хрупкой.

Одна из целей экологического воспитания — формирование начал экологической культуры, в том числе правильного отношения к природе, к себе и другим людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения.

Экологическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, которое в последнее время стало одним из приоритетных в воспитательно-образовательной деятельности дошкольных учреждений. Это не просто дань «модному» направлению, а необходимость, диктуемая временем. Причина тому – произошедшие в последние десятилетия изменения экологических условий на планете, повлекшие за собой многочисленные социально-экологические проблемы, одна из которых – воспитание экологически грамотного человека.

Это сложная, но решаемая задача. Ведь экологическое образование, начальной ступенью которого является дошкольное детство, предполагает непрерывный процесс обучения, воспитания, развития личности на протяжении всей жизни.

В детском учреждении закладываются основы экологической культуры. Дети впервые попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее их отношение к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ее ценность, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, облагораживать природную среду.

Для экологического воспитания детей нужно решить 3 задачи :

доказать детям, что в природе все взаимосвязано;

помочь понять, для чего человек должен знать природные связи и не нарушать их, ибо нарушение связей влечет за собой необратимые последствия для природы и человека;

Помочь научиться строить свое поведение в природе на основе знаний и взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков.

Экологически грамотное, бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности, в частности, обучения. Наши дети большую часть жизни проводят на улице. Наблюдения показывают, что дети не всегда умеют вести себя на природе. Они ломают деревья, уничтожают зеленую растительность, забирают домой птенцов. Иногда дети являются виновниками лесных пожаров.

Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти чувства с самого раннего детства, когда интерес к окружающему миру велик.

Цель нашей деятельности заключается в становлении у детей научно-

познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.

Задачи, стоящие перед воспитателями, имеют несколько направлений:

оздоровительные:

– охранять и укреплять здоровье детей;

– учить их правильно взаимодействовать с природой;

– формировать умение рационально использовать природные ресурсы для

гармоничного развития личности.

образовательные:

– формировать и развивать элементарные экологические знания;

– систематизировать знания о живой и неживой природе;

– учить понимать причинно-следственные связи внутри природного

комплекса;

– развивать воображение.

воспитательные :

– формировать эмоционально-доброжелательное отношение к живой

природе;

воспитывать отзывчивость, уважение к традициям своего народа;

– формировать представление об экологических проблемах своего края;

– формировать представление о себе, как жителе Земли.

развивающие:

– развитие трудовых умений и навыков;

– развитие эстетических представлений.

Основными направлениями работы групп дошкольного образования по экологическому воспитанию являются :

• познавательно-развлекательное;

• практическое;

• исследовательское;

• природоохранное.

Основополагающими принципами работы воспитателей нашего детского учреждения по экологическому воспитанию являются :

Принцип сознательности и активности (этот принцип предполагает использование в непосредственно- образовательной деятельности (НОД) поисковой, творческой деятельности при знакомстве с миром природы.

Принцип наглядности (в НОД используется наглядный и раздаточный материал – как для всей группы, так и для подгруппы, а так же индивидуально каждому ребенку).

Принцип регионального компонента – изучение природы родного края.

Принцип «спирали»дети возвращаются из года в год к одним и тем же темам по восходящей: от простого к сложному, т. е углубляя и расширяя свои представления об окружающем мире.

Принцип развивающего и воспитывающего характера о природе - отбор знаний о природе производиться с учетом цели и задач экологического образования дошкольников, их возрастных возможностей.

Принцип индивидуализации – в НОД должны иметь место индивидуальные занятия с учетом уровня знаний, умений и навыков детей.

Принцип систематизации и последовательности – занятия проводятся систематически по разработанному плану, с использованием всех видов деятельности, в конце года проводится итоговое занятие.

Принцип безопасности – формирование знаний, умений и навыков, связанных с жизнью человека в обществе; выработки несколько моделей поведения в той или иной ситуации, формирование активной жизненной позиции, ориентирующей детей на самостоятельное принятие решений.

Принцип интеграции – решение поставленных задач через различные виды деятельности.

Таким образом, крупица за крупицей в детские сердца закладывается гуманное отношение к природе.

И закончить хочу словами:

Еще о том веду я речь,

Что мы наш дом должны сберечь,

Давай докажем что не зря

На нас надеется Земля!

Р. Рождественского

Публикации по теме:

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста (из опыта работы) В настоящее время, анализируя особенности взаимодействия человеческого общества и природы, ученый пришли к выводу о том, что в современных.

Цель, задачи, принципы хореографического кружка в ДОУ Хореография – в первую очередь, это искусство, которое позволяет приобрести уверенность в себе. Его отличие от других направлений заключается.

Опыт работы на тему «Экологическое воспитание дошкольников» Экологическим проблемам всегда уделяли внимание. Однако, лишь процесс перестройки и гласности на современном этапе развития нашего общества.

Опыт кружковой работы «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности»Опыт кружковой работы «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности» Составитель: Воспитатель 1 квалификационной категории Шокурова Любовь Юрьевна. 1. ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ.

План работы по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой» в средней группеПлан работы по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой» в средней группе 2018-2019 учебный год. Цель: Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в работу новые методы.

Презентация-анализ «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы) «Природа для нас - кладовая Солнца с великими сокровищами. И охранять природу - значит охранять Родину»       М. М. Пришвин. Экологическое.

Принципы, цели и задачи организации методической работы в ДОУ Принципы, цели и задачи организации методической работыПо мнению Лизинского В. М., методическая работа – деятельность, направленная на успешную.

Задачи и принципы музыкального воспитания Средства музыкального воспитания. Комплексный подход в музыкальном воспитании заключается в следующем: 1. Музыкальное воспитание должно.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста»Опыт работы «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста» Воспитание экологической культуры – одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Ребенок должен понять, что человек.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста (из опыта работы) Экологическое воспитание детей дошкольного возраста (из опыта работы) Тема экологического воспитания детей дошкольного возраста всегда была.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание: задачи, принципы работы
Опубликовано: 9 октября 2019 в 11:42
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД