Марина Бурлакова
Экологическое воспитание детей 3–7 лет в совместной образовательной деятельности «Байкальские почемучки»
▼ Скачать + Заказать документы
Удивительный мир природы. Он встречает ребёнка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать.
«Природа для нас - кладовая солнца с великими сокровищами. И охранять природу - значит охранять Родину» (М. М Пришвин).
Будем же изучать родную природу и сами будем у неё учиться!
У подрастающего поколения должно быть сформировано новое экологическое сознание, позиция биоцентризма: человек - особое, разумное, но все, же только часть природы, а экология - это не просто наука, это мировоззрение. Кем бы ни стал ребенок в будущем, он должен хорошо понимать свою роль в окружающем мире, осознавать последствие своих действий, иметь представление о законах природы.
Публикация «Экологическое воспитание детей 3–7 лет в совместной образовательной деятельности „Байкальские почемучки“» размещена в разделах
- Байкал, озеро
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Акцент должен быть сделан на развитие у детей элементарных, но вполне научных представлений о существующих в природе взаимосвязей, так как экология - это, прежде всего, наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и окружающей средой. Дети научатся понимать, насколько тесны природные компоненты, связанные между собой и как живые организмы зависят от среды обитания - для детей эти связи называются «невидимыми ниточками природы».
Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру, на этом этапе ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.
Еще одним важным направлением экологического воспитания является формирование у детей первоначальных представлений о цикличности природных явлений, о том, что в природе ничто не исчезает бесследно.
Вот уже на протяжении пяти лет проводиться мною совместная образовательная деятельность в ходе режимных моментов по экологическому воспитанию.
Экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены ценностных ориентиров. Сегодня все больше стран, в том числе и наша, присоединяется к реализации концепции устойчивого развития. Согласно этой концепции люди должны соблюдать законы природы и изменить свое потребительское отношение к ней на признание ее ценности.
Я убеждена, что перед педагогами детского сада, стоит задача - познакомить детей с живой и не живой природой, сезонными изменениями, домашними и дикими животными, особенностями внешнего строения живых организмов, научить бережно, относиться к природе, так как впечатления о родной природе, полученные в детстве запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека не только к природе, но и к другим людям, к родине в целом.
Актуальность
Педагогическая технология ориентирована на подведение детей к элементарному пониманию проблемы взаимодействия человека с окружающей средой и последствиями деятельности человека.
Специально организованная деятельность позволит познакомить детей не только с биологической экологией и охраной природы, но и с элементами социальной и прикладной экологии, экологической безопасностью, что является одной из проблем воспитания детей дошкольного возраста.
Новизна
В авторской разработке впервые взят принцип многообразного предъявления одного и того же объекта ребенку: новое знание основано на взаимодействии зрительных, осязательных, обонятельных, вкусовых и слуховых ощущений.
Цель
Формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Задачи
1. Познакомить детей с понятиями «живая», «неживая» природа, научить устанавливать причинно-следственные взаимосвязи между объектами и субъектами живой и неживой природы, сформировать представление о живом организме, как целостном образовании и его существенных свойствах.
2. Воспитывать эмоционально положительное отношение к окружающему миру, понимание его неповторимости и красоты.
3. Формировать у воспитанников навыки бережного отношения к природе.
Условия
Успех реализации авторской разработки по экологии обеспечивается обязательными условиями:
1. готовность педагога к осуществлению экологического образования детей
2. личностно - ориентированным взаимодействием взрослого и ребёнка в процессе освоения материала
3. постоянным общением детей с природой ближайшего окружения
4. наличием экологически развивающей среды в дошкольном учреждении.
Структура
Авторская разработка состоит из 4 разделов, соответствующих 4 периодам развития дошкольного детства (от 3 до 4 лет, от 4 до 5 лет, от 5 до 6 лет, от 6 до 7 лет). В ней выделены два типа задач:
• Первый тип - воспитательные задачи, направленные на чуткое отношение детей ко всему живому.
• Второй тип - образовательные задачи, которые направлены на развитие личности ребенка в целом (речь, память, мышление, творческие способности и т. д.)
Авторская разработка из трех этапов.
Первый этап - первоначальная диагностика детей, которая направлена на выявление актуального уровня знаний, умений, отношений.
Методы проведения диагностики - это диагностические карты, дидактические игры, рассматривание картин, а так же наблюдение за детьми во время экскурсии, индивидуальных поручений, дежурств в уголке природы, участие в экспериментальной работе при рассматривании экспериментального объекта и субъекта.
Второй этап - обучение экологическим знаниям согласно каждому из четырех периодов развития дошкольного детства. Данный этап состоит из трё х блоков:
• Первый блок посвящён знакомству детей 4– 5 лет с понятиями живой и неживой природы: дети узнают о диких и домашних животных, знакомятся с комнатными растениями и способа ухода за ними. Узнают о сезонных изменениях и взаимосвязях между ними. Детям дошкольного возраста свойственно наглядно-образное мышление, они легко запоминают то, что видят, поэтому для работы по экологическому воспитанию применяю методы и формы работы: наблюдения, экскурсии, целевые прогулки, элементарные опыты, беседы, экологические игры, моделирование, чтение литературы, прослушивание музыкальных произведений, групповые практические занятия, индивидуальная работа, поручения. Предпочтение отдаётся нетрадиционным формам работы - познавательная деятельность в форме игры с сюрпризными моментами, где дети имеют возможность закрепить полученные знания в своих творческих работах.
• Второй блок посвящён расширению и обобщению знаний детей 5-6 лет об объектах живой и неживой природы. Методы и формы работы расширяются, эвристические, словесные игры, беседы, эксперименты, моделирование, экологические рассказы, элементы подвижных игр, «экологическая тропа».
• Третий блок уточняет и систематизирует знания детей 6-7 лет об объектах живой и неживой природы.
Третий этап отслеживает динамику знаний, умений, отношений детей, он составляется по карте развития по группе в целом.
Материал
Предлагаемый детям материал для усвоения, располагается «по спирали», от простого к сложному, благодаря чему удается сочетать последовательность и цикличность его изучения, сохранять достаточно высокий уровень активности детей и постигать сущность изучаемых явлений, сложных по своей природе. Построение содержания программы, таким образом, позволяет, не теряя из поля зрения исходную тему, постепенно расширять и углублять круг связанных с ней знаний детей.
Организация и формы совместной образовательной деятельности по экологии в ходе режимных моментов.
Образовательная деятельность по экологии проводятся один раз в неделю во второй половине дня: индивидуально по каждой возрастной группе от 15 до 30 минут.
Структура образовательной деятельности зависит от цели. Формы проведения различны: группа, подгруппа, индивидуально.
• теоретические (чтение, рассматривание сюжетных картин, иллюстраций, беседы, наблюдения, просмотр видеоматериалов, дидактические игры, подвижные игры и т. д.)
• практические (опыты, поручения, индивидуальная работа, эксперименты, труд в уголке природы, уход за животными и рыбками, экскурсии в лес, Байкал, речку, работа на огороде, клумбе и др.)
Методы и приемы
При реализации авторской разработки применяются следующие методы и приемы: наблюдение, работа с мнемотаблицами, экскурсии, целевые прогулки, элементарные опыты, беседы, экологические игры, моделирование, чтение литературы, прослушивание музыкальных произведений, групповые практические занятия, индивидуальная работа, поручения, эвристические беседы, эксперименты, моделирование, экологические рассказы, словесные игры, элементы подвижных игр, «экологическая тропа», развлечение, викторины, кроссворды, многоразовые наблюдение объектов, обсуждение увиденного, отражение своих впечатлений в различных видах деятельности.
Ожидаемые результаты
Экологические знания предполагают формирование у детей чувства красоты природы, ее разнообразия и уникальности, хрупкости и долговечности.
Литература:
1. Зенина. Т. Н. «Экологические праздники для старших дошкольников» Педагогическое общество России г. Москва 2006 г.
2. Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми»практическое пособие для воспитателей и методистов, г Воронеж.
3. Горькова Л. Г. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» г. Москва ООО «ВАКО» 2005 г.
4. Нищаева Н. В.»Картотека подвижных игр, физкультминуток, упражнения, пальчиковой гимнастики» С-Петербург. Детство-пресс 2009 г.
5. Прохорова Л. Н. «Экологическое воспитание дошкольников» Москва. АРКТИ. 2010.
6. Илларионова Ю. Г. «Учите детей отгадывать загадки» Москва «Просвещение» 1976 г.
7. Тарабина Т. П. «И учёба, и игра: природоведение» Ярославль «Академия развития» 1997 г.
8. Шорыгина Т. А. «Домашние животные. Какие они?», «Какие звери в лесу?», «Какие месяцы в году?» Издательство ГНОМ и Д 2008 г. г. Домодедово.
Приложение (Планирование совместной образовательной деятельности по экологии «Байкальские почемучки» в ходе режимных моментов)