Ольга Лошакова
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
"Огород на окне"(труд в природе как условие формирования трудолюбия)
ЦЕЛЬ: Ознакомление детей с живой и неживой природой, формирование осознанного бережного отношения к ней, формирование начал
экологическойкультуры.
РЕАЛИЗАЦИЯ: Цели происходят через решение следующих задач.
Публикация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
---Уточнение, систематизация и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях; о состоянии окружающей среды.
---Формирование знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие).
---Формирование представлений о причинно – следственных связях внутри природного комплекса.
---Развитие эмоционально – доброжелательного отношения к живым объектам природы в процессе общения с ними.
---Формирование потребности заботиться об экологической чистоте своего участка детского сада, группы, города (посёлка, деревни и т. д.)
---Развитие осознанного отношения к себе, как к активному субъекту окружающего мира.
---Формирование привычки рационально использовать природные ресурсы.
---Развитие умений правильно взаимодействовать с природой.
---Развитие интереса к миру природы.
---Формирование эстетического отношения к действительности, прежде всего к природе во всех её проявлениях.
Экологическое воспитание осуществляется в процессе наблюдений, целевых
экскурсий, чтение художественных произведений, различных игр, а также трудовой и продуктивной деятельности.
Виды работ:
Обработка почвы: Участвовать в этой работе могут только воспитанники старших групп : малышам перекопка земли непосильна.
Посев семян: Старшим детям следует показать, как в семечке пробуждается жизнь, стоит лишь дать ему влагу и тепло, как семечко набухает, вбирая воду, как затем его кожура трескается и из неё проклёвывается росточек.
Малыши будут сеять впервые. Им можно дать крупные семена бобов, фасоли, гороха.
Сеять семена одновременно со всеми детьми младшей группы нельзя, поэтому на помощь воспитателю должен прийти второй воспитатель или младший воспитатель.
Методика посева в средней группе та же, что и в младшей.
Рыхление и прополка: Проводится с детьми старшей и средней группы.
Поливка: Является одним из важнейших видов ухода за растениями и в то же время из излюбленных и доступных детям.
Дети младшей группы в течении года принимают участие в поливке комнатных растений. Малыши очень стараются, но их занимает не результат поливки, а процесс выливания воды.
В средней группе, воспитатель спрашивает детей, кто хочет помочь? Каждый раз обращает внимание на растение, приучает детей замечать, что растения изменяются – растут, говорит о том, что цветы, горох и т. д. растут хорошо, потому что дети их поливают.
В старшей группе первая поливка проводится как занятие. Воспитатель вспоминает с детьми, как нужно держать лейку.
В подготовительной к школе группе перед поливкой проводят беседу о значении её в жизни растений и вспоминают приё мы работы: «Вы помните, - говорит воспитатель, - как нужно держать лейку, чтобы вода не попала на ноги. Покажи нам, Серёжа… А как нужно поливать, чтобы земля хорошо пропиталась водой? Кто может показать?»
Сбор урожая: Этот вид труда должен быть широко использован воспитателями в целях развития интереса детей к природе.
В младшей группе малыши могут выдернуть редис, сорвать горох.
Дети средней группы собирать могут все овощи, за исключением огурцов,
которые трудно оторвать от плети, не повредив её.
Старшие дети участвуют во всех видах сбора урожая.
Начало экологического воспитания детей
Экологическое воспитание – это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоционально – эстетический и действенный аспекты.
Осознанно правильное отношение к природе основывается на понимании связи растений, животных с условиями среды обитания, специфики живого и его самоценности, такого осознанного отношения в раннем возрасте ещё не может быть. Задача взрослых – помочь детям накопить первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверных представлений о природе.
Важно для формирования основ экологического сознания пробудить у малыша интерес к природе, к жизни растений и животных, к явлениям неживой природы.
Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и доступно объяснить, почему нужно любить и беречь природу.
Постоянное общение ребёнка с природой даёт заметный оздоровительный эффект, снимает психологическую напряжённость, помогает снять стрессы и агрессивность, настраивает на доброжелательное отношение ко всему живому.
Заключение
Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. У детей развиваются интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу.
Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создаёт благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств.
В процессе труда в природе у детей формируются знания о растениях (свойства и качества растений, их строение, потребности, основные стадии развития, способы выращивания, сезонные изменения, о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения, повадки и т. д.). дети учатся устанавливать связь между условиями, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы.
Труд в природе способствует развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека, уважения к людям труда.
Труд в природе создаёт благоприятные условия для физического развития
детей, а это способствует развитию движений, укреплению нервной системы ребёнка.
В труде удовлетворяются эстетические потребности детей. Посильная и интересная работа доставляет им радость, а это – основа для воспитания в дальнейшем желания трудиться, устойчивого интереса к труду.
Труд в природе лишь в том случае имеет воспитательно – образовательное значение, если его организация и содержание отвечают определённым педагогическим и гигиеническим требованиям.
Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю нужно приобщать к ней каждого ребёнка.
Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребёнком, не должны вызывать переутомления. В противном случае
у него возникает отрицательное отношение к трудовым заданиям.
Продолжительность труда зависит от его характера и возраста детей : в младшей группе – в пределах 5-7 мин, в средней – от 10 до 15 мин с небольшим отдыхом в зависимости от характера труда, в старшем дошкольном возрасте – 15-25 мин с перерывом на отдых или сменой характера труда.
Необходимо обеспечить правильную позу детей в труде. Так, при переносе воды, лейки или вёдра нужно носить в обеих руках; при работе с граблями, лопатой тело надо держать выпрямленным. Важно, чтобы дети не находились долгое время в одной и той же позе. Орудия труда должны быть абсолютно безопасны и соответствовать росту ребёнка.