Папки-передвижки

Экологическое воспитание дошкольников посредством музейной деятельности.

Эльвира Довбак
Экологическое воспитание дошкольников посредством музейной деятельности.

Способствовать экологическому воспитанию дошкольников может музейная деятельность, т. к. музей по своему определению - это учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов, документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества. Музей, созданный при МКДОУ, имеет широкую направленность, экспозиция участвует в большинстве проектов, разрабатываемых в детском саду. Так, например, экспозиция сказочных героев является частью экологической тропы, поэтому целью моей работы в данном проекте было следующее.

Публикация «Экологическое воспитание дошкольников посредством музейной деятельности,» размещена в разделах

ЦЕЛЬ:

Способствовать формированию у детей бережного отношения к природе путём воздействия на эмоционально-чувственную основу.

ЗАДАЧИ:

- Пополнение эколого-развивающей среды.

- Формирование у детей этических представлений о добре и зле.

- Развитие речи, креативного мышления, наблюдательности.

- Воспитание заботливого отношения к живым существам

ПЛАН:

1)Создание нормативной базы (приказ, паспорт музея.)

2)Создание среды (ремонт помещения, оформление стен)

3)Создание экспозиции «Русская изба».

4)Создание экспозиции сказочных героев.

5)Выставка кукол – скаток.

6)Выставка картин местных художников-непрофессионалов.

7)Создание коллекции открыток с детской тематикой 50-60-70 гг.

8)Выставка народных костюмов национальностей нашего района (мари, удмуртов, русских, татар).

9)Создание и реализация мини проекта «История народного образования Малмыжского района».

10)Экспозиция иллюстраций сказки «Теремок» на детских площадках МКДОУ.

Подготовительный этап.

Как только музей появился в детском саду, он сразу же завоевал симпатии детей, педагогов и родителей. Первоначально под музей была отведена комната в не отремонтированной части здания, объявлена собирательская работа, проведены мероприятия по сбору материалов, стационарный поиск. Т. к. эффективность работы была высокой, это способствовало появлению большого количества экспонатов; в основном это кухонная утварь, предметы домашнего обихода, репродукции картин, впоследствии все эти вещи стали основой экспозиции «Русская изба» и выставки народных промыслов.

ПРОДУКТИВНЫЙ ЭТАП.

При организации этих экспозиций я руководствовалась следующими принципами:

- принципом научности (на каждый предоставленный материал была предоставлена историческая справка). Так, например, в экспозиции «Русская изба» был представлен материал о видах крестьянских изб. Также я учитывала принцип наглядности и практичности, доступности, связи теории с практикой. Дети могли свободно передвигаться по музею, брать в руки и трогать любой предмет. Это вызвало бурный эмоциональный отклик, т. к. многие вещи уже давно вышли из употребления и забыты. Очень понравился старинный утюг на углях, свечной фонарь, ухват и др. Особенно хорошо в интерьере «Русской избы» воспринимались народные сказки. Поэтому следующим этапом работы была выставка героев народных сказок, которые были созданы вручную из бросового материала. Я поставила для себя следующие задачи:

1) Заинтересовать детей исконно- народными героями, старыми добрыми сказками, преданиями, легендами.

2)Способствовать формированию творческих и коммуникативных навыков, развитию речи, воспитывать эмпатию (умение сочувствовать, сопереживать) Для реализации этих задач мной была создана экспозиция сказочных героев при музее МДОУ, при создании экспозиции была предпринята попытка объединить понятия: кукла и сказка.

МЕТОДЫ:

1)Наглядный

2)Словесный

3)Познавательный

4)Практический

Так как мышление ребенка на ранних стадиях отличается образностью и конкретностью, он оперирует не отвлеченными понятиями, а наглядными образами и на их основе делает обобщения и выводы. Ребенку трудно вообразить таких героев, как Баба-Яга, Водяной, Леший, Кикимора, Русалка, поэтому они были созданы в виде кукол из природного и бросового материала, на основе детских рисунков и словесных представлений.

Поставленные задачи были выполнены, герои полюбились многим детям, возрос интерес к русским народным сказкам и природе, т. к. экспозиция является частью экологической тропы, дети с удовольствием приносили шишки, ракушки, симпатичные коряги, корни деревьев, выполняли задания Бабы –Яги, Русалки, Старичка-Лесовичка, все эти персонажи использовались в непосредственно-образовательной деятельности в качестве сюрпризных моментов. Мною были использованы следующие формы работы: наблюдение, экскурсии, где дети, педагоги и родители с удовольствием посещали экспозиции, беседы, семинары, участие в работе родительского клуба.

4. Следующей темой для реализации проекта стали куклы-скатки. Как-то в газете я увидела статью, в которой рассказывалось об изготовлении таких кукол, и я стала искать материал на эту тему. Целью работы было: Познакомить детей с историей страны на примере народной игрушки, воспитывать интерес к народным промыслам, развивать воображение, художественный вкус моторику рук.

Готовые куклы были внесены в группу. С детьми 2-й младшей группы было проводились НОД, которыми дети очень заинтересовались. Куклы вызвали много положительных эмоций. Отзывы детей: куколка мягкая, тёплая, добрая. Следует отметить, что куклы, созданные из природного материала понравились детям больше, чем современные пластмассовые.

Затем, в качестве обобщения работы под темой с педагогами детского сада был проведён мастер- класс по изготовлению куклы-закрутки, и как итог – выставка в музее. Вниманию родителей был представлен материал и опыт работы по данному проекту, которым они заинтересовались, а затем принимали активное участие в поиске информации.

Таким образом, экспозиция на тему «Русские народные куклы и герои сказок» была завершена и представлены в нашем музее в полном объёме.

Тема, которой посвящена новая экспозиция – «Всё вокруг живое. Дружи с природой». Эта выставка работ, выполненных разнообразными способами. Здесь

есть и вышивка, и работы, написанные маслом на холсте. Среди авторов этих работ нет профессиональных художников, мастеров. Но объединяет их одно – любовь к природе, ко всему живому, что нас окружает.

Так же в этой выставке были представлены мои авторские работы, созданные способом рисование гуашью по канве.

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОЕКТА:

1)Создание коллекции открыток с детской тематикой 50-60-70 гг.

2)Выставка народных костюмов национальностей нашего района (мари, удмуртов, русских, татар).

3)Создание и реализация мини проекта «История народного образования Малмыжского района».

4)Экспозиция иллюстраций сказки «Теремок» на детских площадках МКДОУ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

Проект может использоваться дошкольными и школьными образовательными учреждениями, а также учреждениями дополнительного образования.

Отсутствие дополнительных помещений может являться риском при реализации данного проекта.

Таким образом, музей является средством экологического воспитания дошкольников и способствует гармоничному развитию личности в целом.

Публикации по теме:

Анкета для родителей по экологическому воспитанию дошкольников. Анкета для родителей «Экологическое воспитание дошкольников» Уважаемые родители! Дошкольное образовательное учреждение в рамках реализации.

Деловая игра «Мини-музей в детском саду»Деловая игра «Мини-музей в детском саду» Деловая игра "мини - музей в детском саду". Цель: Развитие познавательной активности через организацию поисковой деятельности. Оборудование:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание дошкольников посредством музейной деятельности.
Опубликовано: 26 апреля 2013 в 13:45
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД