Татьяна Геннадьевна Назарова
Экологическое воспитание: слагаемые успеха
▼ Скачать + Заказать документы
Многие выдающиеся педагоги и мыслители придавали большое значение природе как средству воспитания детей. Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средства для развития ума, чувств и воли. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Публикация «Экологическое воспитание: слагаемые успеха» размещена в разделах
Правовыми основами деятельности дошкольного учреждения в области экологического образования являются:
• Конституция РФ принята всенародным голосованием 12.12.1993;
• ФЗ «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2012 г.
целью которых является защита прав и законных интересов граждан Российской Федерации на экологическую безопасность и благоприятную окружающую среду.
В Нижегородской области реализуется Программа непрерывного экологического образования, разработанная Нижегородским областным комитетом по экологии и природопользованию, Департаментом образования и науки администрации Нижегородской области, Нижегородским Государственным педагогическим институтом им. М. Горького, Экологическим центром «Дронт», принятая в 1992 году, начальным звеном которой по праву рассматривается дошкольное экологическое пространство. В Дзержинске решение проблем экологической обстановки осуществляется в рамках Программы социально-экономического развития города.
Для успешной реализации экологического образования в нашем дошкольном образовательном учреждении организована специальная предметно-развивающая среда. Следует отметить, что наиболее важными, ключевыми элементами предметно-развивающей среды, каждый из которых выполняет свою функциональную роль, являются:
1. Зимний сад, в котором представлены растения различных природно-климатических зон, фитонцидные растения, живые объекты, мини огород, где дети не только наблюдают за данными объектами, но и приобретают навыки ухода за живой природой.
2. Огромная роль в постановке экологического воспитания в нашем учреждении отводится Музею природы. Нам удалось создать музейно-образовательное пространство с уникальными коллекционными экспозициями экологического содержания.
3. Трансформация знаниевого компонента экологической культуры в компонент деятельностный для дошкольников осуществляется в таком специально организованном помещении нашего детского сада как опытно-исследовательская лаборатория.
4. На территории дошкольного учреждения функционирует огород.
Своеобразную зону для отдыха совместными усилиями создали дети, их родители и воспитатели. Дети ухаживают за высаженными овощами (кабачок, картофель, лук и др., наблюдают за их ростом, а осенью собирают урожай. Ведь знание того, что своей заботой, своими трудами ребенок создал что-то по-настоящему красивое или полезное трогает до глубины души.
В каждой группе организован экологический комплекс, где в соответствии с возрастными особенностями детей подобраны растения, дидактический, наглядно – демонстрационный материал, организованы мини – огороды, представлены мобильные макеты природно – климатических зон.
Дошкольный возраст уникален. Учитывая возрастные особенности детей, каждый педагог выбирает наиболее оптимальные формы и методы работы.
Одной из основных форм работы с детьми дошкольного возраста по формированию умений, навыков, знаний является проектная деятельность, осуществляемая в рамках акций, большая часть которых приурочена к Дням защиты от экологической опасности : «Жизнь в капле воды», «День ветерка», «Экологический флэшмоб», «По страницам Красной книги».
В нашем ДОУ функционирует кружок «Маленький ученый», занятия в котором формируют базовый опыт взаимодействия с миром природы.
Жизнь ребенка должна быть яркой, эмоциональной и для этого организуются праздники и развлечения экологической направленности : «Мой дом – моя планета», «Мы за чистый город», «Умный мусор», «Живи, Земля!», особенно полюбились детям экологические сказки «Хрустальная планета», «Путешествие капельки», «Кто в лесу главный?».
Формирование активной позиции нашего дошкольного образовательного учреждения по вопросам экологического воспитания обусловило взаимодействие с такими структурами как комитет по экологии и природопользованию ОЗС Нижегородской области, Нижегородский экологический центр «Дронт», НИРО, ДПК, Дзержинский эколого-биологический центр, Дзержинский краеведческий музей. Важной гранью такого сотрудничества является научно-консультативная помощь в постановке экологического воспитания в нашем учреждении.
Существенное влияние на отношение дошкольников к природе оказывает пример родителей, именно поэтому мы непрерывно осуществляем поиск новых ресурсов повышения их активности, форм и методов взаимодействия.
Огромной популярностью среди родителей пользуются экологические конференции «Экологический ликбез», «Виртуальная книжная выставка», педагогические чтения «Экология и закон», выставки работ «Отходы в доходы», «Креативная елочка», экологические шествия «Здоровые дети на здоровой планете». Только опираясь на семью, совместными усилиями мы можем решить нашу главную задачу – воспитание экологически грамотного человека, понимающего свою роль в окружающем мире, осознающего последствия своих действий.
Все успехи и достижения детского сада – результат совместной работы команды педагогов-единомышленников. Вместе с тем, у нас еще немало перспектив. Первостепенной и очень важной, на мой взгляд, задачей является создание благоприятной эколого-развивающей среды на территории нашего учреждения, т. к. ландшафт выступает не только важнейшим компонентом реального природного мира, но и выполняет оздоровительную функцию, а работа по здоровьесбережению наших воспитанников – это приоритетное направление всей системы дошкольного воспитания г. Дзержинска.
В заключении хочется отметить, что организация и проведение экологической работы с детьми – дело необходимое, интересное, плодотворное. Результатом этой деятельности будут экологически грамотные, неравнодушные к природе дети – будущие граждане нашей страны.