Анастасия Ванина
Экологическое воспитание старших дошкольников средствами изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Природа хрупка и ранима. В последнее время все чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди- это тревожный сигнал, призывающий разумно относится к окружающему нас миру. В связи с этим тема экологического воспитания в настоящий момент актуальна как никогда. [4]
Начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней.
Публикация «Экологическое воспитание старших дошкольников средствами изобразительной деятельности» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В нашем учреждении созданы необходимые условия для организации работы в данном направлении.
Одним из направлений нашей творческой деятельности является изучение роли изобразительного искусства в воспитании основ экологической культуры. Составлена программа «Природа и художник». Целью, которой является формирование у детей старшего дошкольного возраста целостных представлений о природе как живом организме. Средствами изобразительного искусства решаются проблемы экологического воспитания подрастающего поколения.
Система работы по экологическому воспитанию старших дошкольников средствами изобразительной деятельностью включает три тематических блока, изображенные различными художественными материалами: «Мир природы» (образы неба, земли, деревьев, цветов, овощей, фруктов и т. п., «Мир животных» (образы птиц, насекомых, рыб, диких и домашних животных и т. п, «Мир человека» (образы людей).
На каждом занятии изобразительного искусства решаются следующие задачи: формировать экологическую культуру ребенка, развивать навыки в изобразительных, декоративных и конструктивных видах творчества, воспитывать любовь к природе.
Для реализации задач мы используем следующие методы и приё мы:
- наблюдения за явлениями природы;
- рассматривание репродукций с картин;
-беседы на темы природы;
- чтение художественной литературы;
- проблемные ситуации;
- вопросы для развития творческого замысла;
-обследование:
- игровые приёмы;
- экспериментирование с цветом;
- проблемные вопросы;
- работа по неоконченному рассказу на темы природы;
- рисование музыки;
- элементы ТРИЗ и другие.
Изобразительная деятельность самих детей старшего дошкольного возраста поможет им закрепить знания о природе, о месте и роли человека, живущего в единстве с ней. Ребёнок- художник, наблюдая за природой, выражает в творчестве своё видение происходящих в них явлений. В этом раскрывается творческий потенциал ребёнка, его наблюдательность, фантазия и воображение. Созерцание родной природы, любование объектами реального мира, восприятие и сравнение многообразных форм художественного воплощения разных культур- составляющее каждого занятия. [3]
Таким образом, выполнение главного условия- работать в системе и творчески- станет залогом успеха в экологическом образовании и воспитании дошкольников.
Литература
1. Берестнева Н. П. Экологические занятия с использованием элементов ТРИЗ и РТВ. [Текст]/ Н. П. Берестнева// Ребенок вдетском саду. -2006.-№1.-С. 48-52.
2. Копцева Т. А. Природа и художник. [Текст]/художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно-воспитательных комплексов/Т. А. Копцова- М. :ТЦ «Сфера», 2014.-208с.
3. Рогаткина Т. Окошко понарошку. Изоэкология. [Текст]/ Т. Рогаткина// Дошкольное воспитание-2004.-№7-С. 32-36.
4. Чернякова В. Н. экологическая работа в ДОУ. [Текст]/методическле пособие/В. Н. Чернякова-М. :ТЦ Сфера, 2015.-144с.