Папки-передвижки

Эколого-психологический Проект: «Мир прекрасный и удивительный» (10 фото)

Ольга Чапорова
Эколого-психологический Проект: «Мир прекрасный и удивительный»
▼ Скачать + Заказать документы

Всё чаще нам педагогам приходится слышать восторженные рассказы детей о компьютерных играх, ноутбуках, планшетах, Интернете… Всё реже – замечать в глазах ребят интерес к порхающей бабочке или прыгающему кузнечику. Однако даже суперсовременный человек подсознательно стремится к природе, не говоря о наших детях - ведь природа окружает их с ранних лет и своей необычностью, разнообразием эмоционально воздействует на них.

Эколого-психологический Проект: «Мир прекрасный и удивительный»

Как сохранить то ценное с чем человек рождается: я – часть природы? Как не растеряться в мире наступающих нанотехнологий?

Публикация «Эколого-психологический Проект: „Мир прекрасный и удивительный“» размещена в разделах

На мой взгляд, именно в непосредственном общении с природой заложен огромный потенциал для познания себя как части природной и социальной среды. И я вижу своей задачей - помочь детям научится видеть, слышать и общаться с природой.

Уверена – большинство коллег, также как и я, столкнулись с проблемой: почему одни дети с интересом и вниманием слушают рассказы о животных, проявляют активность в беседах, с успехом решают экологические задачи, однако, при проведении практических занятий становятся пассивны, даже пытаются уклониться. В то время как другие дети проявляют себя с точностью наоборот.

Фото «Мир прекрасный и удивительный»

Я задалась вопросом: в чём причина такого поведения дошкольников?

Ответ нашла в литературе по экологической психологии у авторов С. Д. Дерябо и В. А. Ясвина. Оказывается, всё дело в типе субъективного отношения к природе. С психолого-педагогической точки зрения определение типа отношения ребенка к природе имеет важнейшее значение, поскольку в типе зафиксированы главные характеристики этого отношения, указывающие наиболее адекватную педагогическую стратегию.

В рамках экологической психологии выделяют 16 типов отношения к природе.

Для их определения я пользуюсь специальными психодиагностическими методиками, разработанными С. Д. Дерябо и В. А. Ясвиным.

Методики диагностики субъективного отношения к природе:

Опросник «Натурафил» - направлен на диагностику уровня развития интенсивности личностного отношения к природе и его структуры.

Методика диагностики уровня субъектификации природных объектов диагностирует в какой роли: объекта или же субъекта выступают для испытуемого объекты и явления окружающего мира.

Экспресс-методика диагностики доминантности отношения к природе. Пройдя процедуру ранжирования, ранг, полученный понятием «природы», позволяет вынести предварительное суждение о доминантности отношения к ней.

Анкета по выявлению прагматического\непрагматического отношения к природе.

Согласно обследованию, проведенного мною среди детей 6-7 года жизни у 66% дошкольников преобладает когнитивный субъектно-прагматический тип субъективного отношения к природе, у 21% - когнитивный субъектно-непрагматический и у 12% - практический объектно-непрагматический. Это значит, что у большинства детей на характер взаимодействия с природными объектами самое существенное влияние оказывает степень сформированности у них представлений о живом. Чем она выше, тем более спокойно ребенок ведет себя при контакте с природным объектом, больше проявляет познавательный интерес к нему, ориентируясь при взаимодействии на состояние и благополучие самого природного объекта, а не на оценку своих действий взрослым. В связи с этим, разработала целый цикл занятий, направленных на активизацию релизеров перцептивного канала: «Хочу всё знать!».

Эколого-психологический Проект: - фото

Поскольку свойственный дошкольнику антропоморфический способ осмысления мира приводит к неразличимости между «человеческим» и «нечеловеческим», то по отношению к природным объектам у 87% детей сформировалась «субъектная установка». Здесь учитывала, что отнесение дошкольником всего природного к сфере «человеческого» вовсе не означает для него, что оно является чем-то равным в своей самоценности. Именно поэтому никогда не обвиняю ребенка в жестокости, видя, как он пытается оторвать крылья мухе, чтобы посмотреть, как та теперь будет передвигаться.

Помню, ребенок – исследователь: он должен всё потрогать, пощупать, понюхать. В данном контексте организую ряд практических занятий, активизирующих поведенческие и морфологические релизеры практического канала.

Так как с возрастом эта особенность детской психики (антропоморфизм) исчезает, то именно поэтому спешу в своей работе не упустить этот момент и научить детей уважать и понимать животных и растения, сочувствовать им, признавать за ними право на жизнь. Здесь ведущим форматом выделяю эколого-психологические тренинги. Оправдал себя и метод электронной переписки: мы ходим в кабинет секретаря и «получаем» электронные письма от Дождевого Червячка, Паучка Тома, Змейки Шушы и многих других, неприятных на вид животных. При помощи данных занятий, на основе интеллектуализации эмоций, я корректирую субъективное отношение к природе дошкольников.

Фото №1 И я вижу своей задачей помочь детям научится видеть слышать и общаться с природой

Так как поступочный компонент достаточно низок, то я часто наблюдаю противоречие между тем, что говорят и что делают дети. Мы им твердим : «Не ломай ветки!», «Не рви цветы!» и т. п. Но, если тебе всё время говорят: «Не думай об обезьяне!», то ты невольно начинаешь её представлять. Я попробовала отказаться от системы запретов и знакомство с правилами поведения в природе выстраивать через прием «Вредных советов», заимствованный у Г. Остера.

Фото №2 Уверена большинство коллег также как и я столкнулись с проблемой почему одни дети с интересом и вниманием слушают рассказы о животных проявляют активность в беседах с успехом решают

У 66% детей сформирован прагматический характер модальности отношения к природе, обусловленный второй характерной чертой мышления дошкольников – артификализмом. Поскольку в этом мире все существует для него и для других людей, то и восприятие природы детей идет сквозь призму прагматизма. Наложил свой отпечаток и лесозаготовительный характер нашего поселка. Все эти факторы я также учла при построении стратегии. Организуя экскурсии, акции, я попыталась открыть дошкольникам природные объекты с другой стороны: деревья нужны не для того, чтобы заготавливать дрова и топить печь, а деревья – это красивый лес.

В своей деятельности широко использую методы, основанные на психологических особенностях субъективного отношения к природе:

- с помощью метода экологической идентификации формирую подструктуру субъективного отношения и экологические представления. Моделирую ситуации, в которых ребенок ставит себя на место другого, погружает себя в те обстоятельства, в которых он, другой, находится: «Если бы я был…»;

- метод экологической эмпатии способствует развитию у дошкольников умения сопереживать состоянию природного объекта, сочувствовать ему. На основе психологических механизмов, актуализируемых данным методом, формирую субъектификацию природных объектов: «Что он сейчас чувствует?», «Какое у него настроение?» и т. п.

- с помощью метода экологической рефлексии – учу производить самоанализ личностью своих действий, направленных на мир природы, сознавать то, как выглядит их поведение с точки зрения тех объектов, интересы которых затрагиваются.

Фото №3 Экология экологическое воспитание природа экологические задачи однако при проведении практических занятий становятся пассивны даже пытаются уклониться

Стратегическое планирование НОД по формированию субъективного отношения дошкольников к природе.

Канал формирования: перцептивный канал.

Направленность канала: формирование влечения к природным объектам.

Педагогические требования: учитываю систему естественных релизеров:

-аттракционные возможности объектов (мягкий, пушистый и т. п.);

-акцент на соответствующие свойства животных и растений («Посмотри,какие у него…», «Потрогайте его.» и т. д.);

-провожу элементы параллелизма с человеком (заботится о детях, защищает);

-задействую различные сенсорные системы ребенка (посмотри, послушай, понюхай, потрогай и т. п.)

Канал формирования: когнитивный канал.

Направленность канала: формирование интереса ребенка к миру природы.

Педагогические требования: - весь фольклорный материал подвергаю соответствующему анализу и педагогическому отбору. Исключаю неявную этическую оценку сказочного поведения;

-эмоционально окрашиваю экологические сведения;

-на основе интеллектуализации эмоций провожу педагогическую коррекцию субъективного отношения к миру природы: сообщаю такие факты о поведении животных, которые заставляют детей изменять свое отношение к ним.

Канал формирования: практический канал.

Направленность канала: формирование у ребенка склонности взаимодействия с природными объектами, т. е. натуралистической деятельности.

Педагогические требования: важнейшим условием выступает педагогическое формирование мотивации взаимодействия с миром природы. (Акция «Кафе «Налетай-ка!»-мотивация: забота о зимующих птицах; «Красивый берег» - мотивация: Ангара поит нас водой и будет благодарна, если мы позаботимся о ней; новогодняя акция «Ёлочка, ёлочка – зелёная иголочка!» - мотивация: ёлки радуют красотой, и мы сохраним их численность и другие акции.

Фото №4 В то время как другие дети проявляют себя с точностью наоборот

В соответствии с методическими и психологическими механизмами и предпосылками мной был разработан и апробирован экологический проект в рамках кружка «Спасатели планеты».

Название проекта: Мир прекрасный и удивительный.

Цель проекта: разработать, организовать и апробировать серию занятий в рамках кружка «Спасатели планеты» по формированию субъективного отношения детей старшего дошкольного возраста к природе.

Задачи проекта: 1. Развитие эмоционально-чувственной сферы детей.

2. Формирование адекватных экологических представлений.

3. Осуществление непосредственной связи между приобретаемыми знаниями и умениями и применением их в решении практических задач.

4. Развитие творческой инициативы, самостоятельности детей.

Актуальность: Действенность любых мер, принимаемых по защите природы, в конечном счете, определяется поведением людей, их отношением к природе, а т. к. основы этого отношения закладываются еще в детстве, то назрела необходимость в целенаправленной деятельности по формированию субъективного отношения к природе у дошкольников.

Проект реализуется как коллективный и долговременный.

Субъекты взаимодействия: педагоги ДОУ, родители, дети, детская библиотека, ветеринарная станция, лесхоз, детская библиотека

Этапы проекта

Подготовительный этап:

1. Диагностика уровня сформированности субъективного отношения детей к природе, изучение их интересов.

2. Вводное занятие. Совместное определение основных шагов по достижению намеченной цели

3. Цикл экологических бесед «Жалеть надо уметь».

4. Подготовительное к экскурсии занятие «Правила поведения в природе».

Основной этап:

Конкретное выполнение детьми дидактических и практических задач в ходе проекта.

1. Экскурсии в лес (по экологической тропинке).

2. Занятия по подведению итогов экскурсии «Деревья тоже могут грустить»

3. Мастер-класс «Необычное в обычном».

4. Занятие «Комнатные растения – спутники нашей жизни».

5. Практические занятия по уходу за комнатными растениями «Лето круглый год», «Огород на окне».

Рефлексивная остановка. Корректировка проекта

6. Цикл занятий «Полезный или вредный».

7. Цикл занятий «О животных, которых не любят».

8. Практическое занятие «Черепахи…Какие они?»

Итоговый этап:

1. Театрализованное представление

«Смеющиеся звезды».

2. Повторная диагностика уровня сформированности субъективного отношения дошкольников к природе.

В работе кружка особое место занимают экскурсии, экологические сюжетно-ролевые и соревновательные игры, эколого-психологический тренинг и экологические акции.

За год работы кружок объединил около 12 семей (25-35 человек). На мастер-классе «Небычное в обычном» семьи продемонстрировали художественный вкус в создании скульптур и аранжировок из природного материала, собранного во время совместных экскурсий. Были организованы выставки по экопластике, украсив интерьер группы.

Фото №5 Я задалась вопросом в чём причина такого поведения дошкольников Ответ нашла в литературе по экологической

Родительница-ветеринар по собственной инициативе приняла участие в цикле бесед «Жалеть надо уметь», рассказав о содержании домашних животных. О кодексе леса поведал родитель, работающий в лесхозе. Совместное создание природоохранных знаков вызвало особое воодушевление у ребят. На практические занятия с элементами мини-исследования по научной литературе была приглашена бабушка, работающая в библиотеке. Во время сюжетно-ролевой игры «Пересадка» роль растений играли родители, а садовников – дети.

Огромная предварительная работа была проделана всеми участниками проекта перед театральным представлением «Смеющиеся звезды», в основу которого положена сказка Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»(см. сценарий в записи «Экологическое театрализованное представление для детей старшего дошкольного возраста «Смеющиеся звезды»).

Фото №6 Работа психолога в ДОУ психологии у авторов С

Мы производили совместный поиск материалов для сценария, музыкальных композиций, готовили декорации и костюмы. В день премьеры растаял ледок, загорелись глаза даже у тех родителей, кто оставался в стороне. Хочу отметить высокий воспитательный эффект спектакля. Главная цель постановки – мы в ответе за тех, кого приручили, - достигнута.

Представленная система работы по формированию субъективного отношения к природе дошкольников несет свои результаты.

Обследование дошкольников через год по тем же методикам показало, что процент потребительского отношения детей к природе снизился на 22, 23%. Изменились цели и мотивы взаимодействия дошкольников с природными объектами: они начали общаться с ней – прагматизм сменился непрагматизмом.

Возросли показатели по всем компонентам опросника «Натурафил»: перцептивно-аффективный компонент на 7,23%, поступочный и практический на 8,34%, доминирующий когнитивный компонент на 11,67%.

По данным методики «Доминанта» преобладание категорий изменилось: наряду с «творчеством» и «помощью родителям» значимость обрели категории «природа» и «окружающий мир», значительно снизив «материальные ценности».

Фото №7 Оказывается всё дело в типе субъективного отношения к природе

В заключение несколько «ВРЕДНЫХ СОВЕТОВ» педагогу

по организации экологической работы с дошкольниками

Выйдя летом на прогулку,

Ты развесь детей на гвозди.

Главный принцип: в тень

И чтобы, ноги в воздухе болтались.

Пусть вдыхают свежий воздух

Ты ж гадай кроссворд неспешно.

Если ж вдруг какой соскочит

Все! Конец спокойной жизни!

С криком: «Брось! Какая гадость!»

Ты беги скорей за ним,

Ведь обнаружив место клада,

Он уже ведет раскопки…

Объясните следопыту:

Сохраняют нервы близких

Наблюдения в природе!

Чтобы знанья деток крепли,

Следуй вот каким советам:

Для рассказов о природе

Голос делай монотонным.

Чтоб всеобщая зевота

Охватила коллектив.

На вопросы любопытных

Поспеши ответить кратко,

Что опасность существует:

От количества большого знаний

Рано постареть!

Коль экскурсия по плану – в лес,

Готовь таблетки…

Ну, а лучше заявленье

Напиши пока не поздно.

Коллега! Коль тебе таких советов

На дух в практике не надо,

Значит, ты плохой учитель

И методики не знаешь!

В статье использованы материалы:

• Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. - Ростор-на-Дону, 1996;

• Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Методики диагностики и коррекции отношения к природе. - М., 1995

Публикации по теме:

Презентация «Мокрые ладошки, песочные дорожки»Презентация «Мокрые ладошки, песочные дорожки» Проект «Мокрые ладошки, песочные дорожки» предназначен для работы с детьми раннего возраста. Данный проект содержит материал по образовательной.

Занятие по познавательному развитию детей (сенсорика) «Найди цветок для бабочки». 1 младшая группа «Найди цветок для бабочки».• Программное содержание. Воспитывать внимание, интерес к занятию. Упражнять детей в назывании основных цветов.

Автор публикации:
Эколого-психологический Проект: «Мир прекрасный и удивительный»
Опубликовано: 9 марта 2013 в 13:36
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эколого-психологический Проект: «Мир прекрасный и удивительный»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Чапорова (УИ 80535) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД