Марина Бебко
Экспериментирование «Какими бывают камни». Экология
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями; учить классифицировать камни по разным признакам.
Литература: Прочитайте и обсудите стихотворение В. Кудрявцевой «Алмазная гора».
Намокли брюки и носки,
Заела мошкара…
Но не уйду я от реки,
Наверно до утра.
Я просто так сюда пришел,
Как прихожу семь лет.
И вдруг я камешки нашел,
Что излучают свет!
Один – как мамины глаза,
Прозрачно-голубой;
Как виноградная лоза,
Зелененький – другой.
Публикация «Экспериментирование „Какими бывают камни“, Экология» размещена в разделах
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Свойства камней, опыты и эксперименты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
А третий солнышка светлей,
А вдруг, это алмаз!
Я отнесу его в музей,
Учительнице в класс…
Намокли брюки и носки,
Заела мошкара…
Растет над берегом реки
Алмазная гора.
Вопросы: кто из детей, как герои стихотворения искал камешки? Где это было? Много ли камешков удалось найти? Какие они были? Рассмотрите вашу коллекцию камней. Есть ли среди них похожие на те, что нашел мальчик?
Прогулка, экскурсия: Спросите детей: можно ли найти камни на территории детского сада или в парке? Если есть возможность, то сходите на берег реки, озера, моря. Дайте детям задание – найти как можно больше разных камней. Скажите, что на поиск камней отводится определенное время, после чего по команде дети должны будут собраться со своими находками в одном месте и сравнить их. Можно предложить искать только круглые (большие, серые и т. п.) камни. Выигрывает тот, кто найдет наибольшее количество нужных объектов.
Не выбрасывайте камешки, соберите их в пакеты и принесите в детский сад, тщательно промойте и сложите в ящик- это будет материал для игр. Определите вместе с детьми самые большие, самые маленькие камешки, самые круглые, самые гладкие, разноцветные и одноцветные и т. п.
Работа с коллекциями: Раздайте детям коллекции и предложите самостоятельно их рассмотреть, поиграть с камешками. Какие из экспонатов они видели раньше? Где?
Работа с ящиком ощущений: Положите в ящик несколько предметов (среди них один-два камня) Предложите детям определить, что находится внутри, и выбрать камни. Как они узнают, что в руках у них именно камень? Какой он на ощупь? (Гладкий, шершавый, угловатый, с острыми краями, теплый, холодный, тяжелый, легкий и т. п.)
Экспериментирование :
Материал: Разнообразные камни, мисочки с водой (на каждого ребенка)
1. Какими бывают камни? Рассмотреть их внимательно, найти самый большой и самый маленький (самый красивый и самый невыразительный). Обосновать свое мнение.
2. Выложить камни в ряд – от самого большого к самому маленькому (знакомство с множеством, от самого шершавого, до самого гладкого (упражнения на сенсорику) и т. п.
3. Закрыть глаза и на ощупь выбрать самый гладкий, самый круглый камешек, потом самый неровный. Внимательно рассмотреть самый круглый морской камень (гальку). Почему у нее нет острых углов? (Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок – острые углы постепенно исчезают, камешек становится округлым.) А раньше углы были? Можно взять несколько камешков в ладони, потрясти их и послушать, как они стучат друг о друга.
4. Рассмотреть камешек через лупу. Что видно? (Кристалики, трещины, узоры)
5. В одну руку взять камешек, в другую – пластилин. Сжать обе ладони. Сравнить, что произошло с камешком, а что с пластилином. Почему? Камешек твердый, тверже пластилины. Попробуй постучать комочком пластилина о камень и двумя камнями друг о друга. В чем разница?
6. Попробуйте чем-нибудь нацарапать на камешке монеткой или другим твердым предметом. Что получается? Можно посмотреть через лупу. Почему говорят «Твердый, как камень»? «Стоит как каменный»?
7. Что будет, если мы положим камешек в воду? (Пусть ребенок выскажет свою гипотезу) Он утонет? Будет плавать? Бросим камешек в воду, будем наблюдать, что произойдет? (На воде образуются круги) Может ли камешек плавать? Возьмем кусочек гранита и окатыш керамзита, сравним их по весу, затем одновременно опустим в воду, понаблюдаем, что произойдет с каждым из них? Почему? Желательно, чтобы дети сами сделали вывод, что в керамзите много пузырьков воздуха, поэтому он не тонет (вспоминаем блок «Воздух-невидимка»)
8. Опустим в миску еще несколько камешков. Потрогаем их в воде и вынем. Можно также положить в емкость большой камень и полить его водой. Что изменилось? Какого цвета мокрые камешки по сравнению с сухими? Как дети считают, какие из них красивее?
9. Превращаемся в древних людей, у которых не было зажигалок и спичек, но был кремень. Попробуем высечь огонь, ударив двумя кремнями друг о друга. Если очень постараться, можно заметить искру. Понюхаем камни : чем они пахнут? Твердый кремень или мягкий? Почему говорят «Крепкий как кремень»?
10. Могут ли камни издавать звуки? Постучим разными камнями друг о друга. Похожи ли звуки, которые при этом получаются, или чем-то отличаются? А может ли камень шипеть? Возьмем кусочек мела и капнем на него соком лимона. Что происходит? (Камень злится, «шипит» - ему не нравится лимонный сок)
11. Каким камнем лучше рисовать на асфальте или фанере? Мелом, углем, кремнем, графитом? (Это можно сделать во время прогулки)
12. Потрогать разные камни : холодные они или теплые? Зажать камешек в кулаке: стал ли он теплее? Подержать под лампой: что изменилось?
13. Рассмотрим через лупу сахар и соль. Из чего они состоят? Из кристалликов. Из подобных кристаллов состоят и многие камни. Попробуем сами получить кристаллы. Насыплем соль на тарелку или поднос, накроем его сверху влажной бумагой (Можно побрызгать на нее водой) Поставим в теплое место и подождем. Когда бумага и тарелка полностью высохнут, рассмотрим, что произошло с солью. Получились кристаллы. Такие кристаллы можно обнаружить в некоторых камешках. Получить кристаллы можно и другим способом: насыпать соль в миску с горячей водой до тех пор, пока она не перестанет растворяться. Оставим емкость на некоторое время. Вода испарится – из соли получатся маленькие кубики, которые хорошо видны в лупу.
Игры:
1. «Вспомни сказку» Называйте известные сказки («Хозяйка медной горы», «Серебряное копытце», «Волшебник изумрудного города», «Три поросенка» и др.) Задача детей – вспомнить, в какой из них говорится о камнях. Если воспитатель назвал нужную сказку, дети хлопают в ладоши или поднимают карточку с красным кружком.
2. «Камень, ножницы, бумага» Эту игру можно использовать в качестве разминки, паузы. Дети делятся на группы по два-три человека и договариваются, какими движениями они будут обозначать эти предметы. Взрослый говорит: «Камень, ножницы, бумага!» Услышав последнее слово, участники игры при помощи рук изображают один из указанных предметов. Затем каждый доказывает, что его «предмет» победил. Так ножницы режут бумагу, значит они сильнее, но зато, камень может затупить ножницы и т. п. Выигрывает тот, чей предмет, может «победить» все остальные.
3. «Что исчезло?» (развитие памяти и наблюдательности) Положите на стол несколько отличающихся друг от друга камней. Предложите их запомнить. Затем один ребенок отворачивается, а вы убираете камешек. Задача ребенка – определить какой? Чем больше камней, тем меньше они отличаются, тем сложнее задача. В эту игру можно играть и на экскурсии, прогулке, нарисовав на земле квадраты, в каждый из которых кладется один камешек.
4. «Найди свой камень» Каждый ребенок выбирает наиболее понравившийся камень из коллекции (если эта игра проводится на улице, то находит его, внимательно рассматривает, запоминает цвет, трогает поверхность. Затем все камни складываются в одну кучку и перемешиваются. Задание: найти свой камень.
5. «Я положил в рюкзак» Расскажите детям о том, что есть такая профессия – геолог. Он изучает камни. Часто ездит в экспедиции, ходит с рюкзаком и специальным геологическим молотком, при помощи которого отбивает кусочки горы – камешки. Пусть дети сядут в круг и представят, что они геологи, которые «складывают» разные камни в рюкзак. Воспитатель говорит: «Я положила в рюкзак гранит», второй участник игры добавляет: «Я положил в рюкзак гранит и кремень», третий: «Я положил в рюкзак гранит, кремень и мрамор» и т. д.