Эколого-туристический маршрут «В гости к дубу»

Елена Алексеевна Шапарева
Эколого-туристический маршрут «В гости к дубу»

Эколого-туристический маршрут «В гости к дубу»

Подготовила воспитатель первой квалификационной категории

Шапарева Е. А, МБДОУ детский сад №16 «Ласточка», г. Котовск, Тамбовской области

Программные задачи:

Образовательные:

-Закреплять умение детей узнавать и называть дуб на экологической тропинке.

-Расширять и углублять знания детей о характерных особенностях дуба.

-Познакомить с плодами дуба.

-Систематизировать знания о некоторых особенностях дерева.

-Продолжить формирование основ экологической культуры через общение с природой (деревьями) на экологической тропинке.

Развивающие:

-Развивать у детей память, внимание, умение соотносить в играх движения со словами.

-Развивать воображение и логическое мышление: развивать умение «входить» в образ растения.

Воспитательные:

-Воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия.

-Воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия.

Предварительная работа:

-Чтение сказки Л. Н. Толстого «Дуб и орешник»,С. Л. Прокофьева «Сказка про маленький дубок», С. Гарамова «Приключения маленького желудя».

- Разучивание стихотворений и пословиц о дубе.

Персонажи: Леший, Кикимора, Лесовичок.

Материалы и оборудование:

- Письмо детям от хозяина тропинки старичка – Лесовичка

- Воронки из пластиковых бутылок на каждого ребенка для игры

-Корзинки. Жёлуди.

Ход

I. Дети с воспитателями выходят на улицу. Построение на площадке ДОУ.

Воспитатель :Ребята, вы любите путешествовать, ходить в гости?

(Ответы детей)

- Ну что ребята, тогда отправляемся в необыкновенное путешествие?

Сегодня мы пойдем в гости…к дереву. Вы когда-нибудь ходили в гости к деревьям?

(Ответы детей).

Воспитатель: Ну, тогда в путь!

- А чтобы нам было не скучно в пути давайте споём песню «У похода есть начало»

Дети выходят за территорию детского сада и направляются в лес.

(На опушке леса дети в траве находят послание от старичка –Лесовичка.)

- «Отгадайте загадку:

Весной – веселит,

Летом – холодит,

Осенью – питает,

Зимой – согревает. (Дерево)

Воспитатель: Деревья - это наши друзья. Давайте познакомимся с ними поближе. Дерево,как и каждый из нас живое существо. Оно состоит из разных частей, испытывает потребность в воде, еде, и свете. Оно рождается, растёт и умирает. У каждого дерева свой возраст. Давайте посмотрим вокруг и найдем самое старое дерево. А вот вам и подсказка.

«Он из крошки –бочки вылез.

Корешки пустил т вырос.

Стал высок он и могуч

Не боится ни гроз,ни туч»

(Ответы детей: Дуб)

Воспитатель:

- Давайте к подойдем к дубу.

- Ребята, с дубом нужно поздороваться. (Сказать: «Здравствуй дуб», погладить, обнять)

- Давайте сделаем большой круг вокруг дуба. (Дети делают круг вокруг дуба)

-Дуб уважают за крепость, красоту и долговечность. «Крепкий как дуб»- говорят о сильном человеке. Если дуб хорошо растет- это считается хорошей приметой. В народных сказаниях дуб сообщал о состоянии героя. Когда богатырь подъезжал к своему дому с победой, листья на дубе зеленели, если же он попадал в беду- листья свертывались и с них капала кровь. Дуб – сильное дерево, но у него есть слабая сторона- он боится холода. Молодые листья и стебли погибают при заморозках. Чтобы уберечься от этой беды,дуб начинает зеленеть поздно, чуть ли не позднее всех наших деревьев.

- Как мы можем узнать дуб? (Сильный, могучий ветвистый ствол, толстая кора, красивые, резные листья)

- Подойдите ближе к дереву, потрогайте кору.

- Какая она? Теплая или холодная? Шершавая или гладкая? Твердая или мягкая? Мокрая или сухая? (Ответы детей)

- Ребята, а для чего дереву кора? (Кора, как одежда, она защищает, согревает и охлаждает). - Посмотрите, какой дуб? (Большой: высокий, толстый)

- Кто хочет померяться с ним силой? Попробуйте вытащить его из земли. Получилось? Кто сильнее?

- Что его так крепко удерживает в земле? (Корни)

- Для чего дереву нужны корни? (Корни - это опора дерева, чем старше дерево, тем глубже и мощнее его корни, с помощью корней деревья питаются)

- Какие части дерева вы еще знаете? (Ствол, ветви,корни, листья).

- Давайте поиграем

Игра «Покажи ствол, ветви, корни, листья».

- Я буду называть часть дерева, а вы выполнять движения.

«ствол» - опустили вниз руки

«листья» - шевелим пальчиками

«корни» - топаем ногами

«ветви» - поднимаем руки вверх

Воспитатель: Молодцы, ребята!Отлично у вас получается. А теперь давайте расскажем стихотворения о дубе. Кто хочет прочитать?

(От каждой группы выходят чтецы)

1-й ребенок читает стихотворение И. Токмаковой «Дуб»

Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится

Кто сказал, что дубу

Страшно простудиться?

Ведь до поздней осени

Он стоит зелёный.

Значит, дуб выносливый,

Значит,закаленный.

2-й ребенок читает стихотворение Веры Аношиной

В лесу среди берёз, осин

растёт огромный исполин.

Кудрявой кроною большой

шумит в лесах он день-деньской.

Он - царь деревьев на Руси!

(Кого угодно ты спроси)

Его обходит лесоруб -

ведь слишком твёрд и крепок. (ДУБ).

- Нам пора двигаться дальше. Давайте попрощаемся с дубом-исполином и найдем в лесу другие дубы.

(Группы получают корзинки и расходятся по станциям в направлении дубов. У каждого дуба команда должна выполнить задание. За правильный ответ дети получают желуди. В конце игры, после прохождения всех станций, жёлуди считают у каждой группы и объявляется победитель).

Игра «Тропинка»

Все команды выстраиваются друг за другом и идут змейкой по воображаемой тропинке в разные стороны. По команде ведущего они преодолевают воображаемые препятствия.

1) Спокойно идем по тропинке. Вокруг — кусты, деревья. Шелестя, падают желтые листья. На тропинке впереди — большие лужи. Одна, вторая, третья. (Идут большими шагами)

2) Спокойно идем по тропинке. Тропинка ведет через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз, два, три, четыре. Перешли через болото.

3) Снова идем спокойно. Перед нами — овраг. Через него переброшено бревно. Переходим через овраг по бревну. Идем осторожно, сохраняя равновесие! Ух, наконец перешли!

4) Идем спокойно. Что это? Тропинка стала липкой от мокрой, раскисшей глины. Ноги так и прилипают к ней. Еле-еле отдираем ноги от земли. Идем с трудом.

5) Дорога опять стала хорошей. Спокойно идем. А теперь через тропинку упало дерево. Да какое огромное! Ветки во все стороны! Перелезаем через него.

6) Идем спокойно по тропинке. Хорошо вокруг! Вот и пришли к первой станции.

Первая станция «Пословицы и поговорки о дубе». (Детей встречает Леший).

За правильный ответ дети получают желуди. В конце игры, после прохождения всех станций, считают жёлуди у каждой команды и объявляется победитель.

Леший: Здравствуйте ребята. Зачем ко мне пожаловали?

Ответы детей: За желудями.

Леший: Слышал, слышал. Сорока мимо пролетала, всё рассказала. Только я так просто жёлуди не дам, расскажите мне какие вы пословицы и поговорки знаете про дуб.

-Не срубишь дуба, не отдув губы.

-Дуба плоды только свиньям годны.

-Велик дуб, а от малого топора падает.

-Дуб свой рост не спеша набирает.

-Что ни дуб, то тулуп, что ни сосёнка, то избёнка.

-Держись за дубок: дубок в землю глубок.

Дети получают жёлуди и направляются к следующей станции.

Вторая станция «Народная мудрость»

Дети подходят к дубу и видят надпись «Сколько примет назовёте, столько и желудей возьмете»Лесовичок

Воспитатель: Ребята, какие народные приметы вы знаете?

-Дуб перед лист пустит – к сухому лету.

Холодно, оттого что лист дуба развертывается.

-Много жёлудей на дубе- к строгой зиме.

-Шумит зимой дубравушка – к непогодушке.

За каждую примету воспитатель кладёт жёлуди в корзинку.

Третья станция «Игровая» (Детей встречает Кикимора)

Кикимора: Здравствуйте, ребята! Как хорошо, что вы пришли. Я очень люблю играть,а вот мой друг –Леший куда-то запропастился. И мне теперь мне грустно и одиноко. Поиграете со мной?

(Ответы детей)

Игра «Высокий дуб»

В земле выкапывают продолговатую ямку, ширина которой несколько превышает диаметр мяча. Поперек ямки, ближе к одному ее краю, кладут палочку, а на палочку – дощечку из крепкого дерева с поперечной планкой на одном конце. На этот конец дощечки помещают небольшой резиновый мяч и опускают его на дно ямки. Поперечная планка поддерживает мяч и не дает ему соскочить с дощечки. Другой конец дощечки поднят вверх и выступает над ямкой.

Жеребьевкой определяют, кому бить мяч. Тот, кто получил право бить, становится возле ямки, а остальные участники игры расходятся на определенное расстояние в разные стороны. От удара палкой по верхнему концу дощечки мяч взлетает вверх. Все игроки, кроме ведущего, пытаются его поймать в воздухе. Тот, кто поймает, идет бить, а тот, кто бил, уходит к ловцам. Если мяч никто не поймает, то тот, который находится возле ямки, бьет опять. В игре могут принимать участие от десяти до пятнадцати детей.

Правила игры. При ловле мяча нельзя отталкивать друг друга. Ребенок, поймавший мяч в воздухе, получает право следующим бить мяч.

- А теперь я предлагаю поиграть с желудями.

Игра «Кто быстрее передаст жёлудь»

Дети делятся на две команды: девочки и мальчики, встают в две шеренги. В руках у каждого ребенка воронка из пластиковой бутылки. Нужно как можно быстрее передать жёлудь из воронки в воронку, стоя в шеренге.

Воспитатель- Молодцы, быстро вы умеете передавать жёлуди.

-Ребята, а теперь посмотрите внимательно на жёлудь. На что он похож?

(Ответы детей)

-Жёлуди кажутся нам симпатичным украшением. На самом деле это не украшение. Вы видете на них «шапочки»,научное название этих «шапочек» - плюски. Назначение плюсок – защищать нежное основание растущего желудя.

Четвертая станция ««Викторина о дубе»

(Детей встречает Лесовичок)

Здравствуйте, ребята, давно вас жду-поджидаю викторину без вас не начинаю.

Хочу проверить ваши знания,что вы про дуб сегодня узнали.

Викторина.

1. Какое дерево называют царём леса? (Дуб)

2. Жизненная форма дуба? (Дерево)

3. Одно из наиболее почитаемых у древних славян дерево, символ,долголетия, бессмертия, мужеству,выносливости. (Дуб)

4. Чем награждали человека,спасшего жизнь гражданину в Древнем Риме (Венком из дубовых листьев- гражданской короной-второй по значимости военной наградой в Древнем Риме.

5. При каком царе в России вековые дубравы по реке Воронеж были объявлены собственностью адмиралтейства. За потраву дубов карали огромным штрафом,а то и каторгой? (При Петре Великом)

6. Какой высоты достигают дубы? (от 20 до 40 лет)

7. Как называется плод дуба? (Жёлудь)

8. Из чего древние люди получили «первый хлеб»? (Из дубовых желудей. Желуди растирали в муку, из которой пекли хлеб.

9. Какой напиток можно приготовить из плодов дуба? (Суррогатный кофе)

10. Какие части дерева дуба заготавливают с лечебной целью. (Листья, кору и ветки)

11. Какое применение дуб находит в народном хозяйстве? (Используется в озеленении, для украшения крупных скверов и парков. Применяется для изготовления мебели, паркета. Кора служит для дубления кож.

12. Максимальная продолжительность жизни дуба? (От 500 до 2000 лет)

13. Какие звери и любят лакомиться желудями? (олени, медведи и особенно кабаны)

Лесовичок: Хорошо вы ответили на мои вопросы. Порадовали старичка. Много интересного вы сегодня узнали в лесу о дубе. А теперь я предлагаю вам всем превратиться в маленькие деревца дуба.

Игра –инсценировка: (Дети делают движения в соответствии со словами текста).

Давайте представим, что вы - желуди.

Всё лето качались в колыбели на ветке,

Но время пришло, вам пора улетать,

Пора вам большими деревьями стать.

Но вот подул ветерок,закачались могучие ветви дуба и посыпались дождем жёлуди вниз. Упали жёлуди на землю и заснули под теплым пушистым одеялом, ожидая прихода весны. Пригрело солнышко, растаял снежок, пошел теплый дождик. И из плодов стали прорастать сначала корешки, а затем появился тоненький стебелек с маленькими хрупкими веточками. Маленькие деревца, руками – веточками тянутся к солнцу, вырастают. Много времени пройдет прежде, чем вы станете настоящими деревьями.

- Вот мы и представили себя деревьями. Понравилось вам быть деревьями?

- Что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии?

- Молодцы, ребята. Вы замечательно справились со всеми заданиями, порадовали меня и за это я хочу угостить вас печеньем в форме дубового листа.

- Ну, а теперь пора прощаться. Жалко мне с вами расставаться, да ждут меня лесные дела. А вы не забывайте меня, приходите в гости! До встречи!

Дети прощаются с Лесовичком и благодарят его.

Воспитатель: Ребята, и нам с вами пора возвращаться в сад.

Публикации по теме:

«Евпатория». Из цикла «Малые города России глазами туриста». Часть 4. «Туристический маршрут «Малый Иерусалим»«Евпатория». Из цикла «Малые города России глазами туриста». Часть 4. «Туристический маршрут «Малый Иерусалим» Сегодня я отступлю от хронологического описания наших прогулок по Евпатории, поскольку осмотреть достопримечательности, включенные в туристический.

Фотоотчет «Туристический квест»Фотоотчет «Туристический квест» С 5-го по 9-ое августа 2019 года в нашем детском саду прошла тематическая неделя, посвященная туризму. Ежедневно воспитанники вместе с педагогами.

Фотоотчёт об эколого-образовательной акции «Яркая Экология»Фотоотчёт об эколого-образовательной акции «Яркая Экология» С 20 февраля по 31 марта 2018 года в школах и детских садах Неклиновского района проводится акция «Яркая экология» под руководством Ростовской.

Туристический поход «Мы туристы!» ФотоотчетТуристический поход «Мы туристы!» Фотоотчет 27 сентября - Международный день Туриста. Предлагаю ВАМ, уважаемые коллеги, фото отчет нашего дня туриста, накануне праздника. Правда совсем.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
Эколого-туристический маршрут «В гости к дубу»
Опубликовано: 6 марта 2021 в 20:34
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 апреля. День мецената и благотворителя

Людям, творящим благие дела, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы рассказать детям о благотворительности и привлечь их к участию в благотворительных...

13 апреля. День зелёного лука на МААМ

Весной зелёный лук особенно быстро и дружно идёт в рост – посади его хоть в грунт, хоть в стакан с водой. Предлагаем уделить внимание этому интересному и полезному занятию с детьми.

Наша космическая площадка
12 апреля в День Космонавтики мы с детьми посетили нашу детсадовскую Космическую площадку. В 2020 году у нас появился целый комплекс космических моделей....
Опыт работы «Использование нетрадиционных способов изобразительной деятельности в...
«… Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать. На бумаге, на асфальте, на стене. И в трамвае на окне… » ( Э. Успенский)...
Мини-проект ко Дню космонавтики «Космические просторы» (старшая группа)
Проект ко дню Космонавтики "Космические просторы" Срок реализация: 1 неделя. Тип проекта: Информационно-творческий, краткосрочный. Участники проекта:...