Папки-передвижки

Конспект экскурсии в мини-музей «Русская изба» в подготовительной к школе группе

Vbogomaz
Конспект экскурсии в мини-музей «Русская изба» в подготовительной к школе группе

Конспект

Организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе.

Подготовила : Богомаз Владислава Павловна

МБОУ Жаворонковская СОШ

дошкольное отделение детский сад 16

МО Одинцовский район, с. Юдино

Экскурсия в мини-музей «Русская изба»

Цель: формирование ценностного отношения к русской народной культуре, а так же к историческому прошлому русского народа.

Задачи:

познакомить детей с жилищем крестьянской семьи – избой.

Публикация «Конспект экскурсии в мини-музей „Русская изба“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах

Познакомить с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т. Д.)

Приобщить к народным традициям убранства русской избы.

обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, словами, которые использовались в быту русского человека (ухват, чугун, прялка, рынка и тд)

Воспитывать любовь, гордость и уважение к русскому народу, его культуре и традициям.

Развивать положительное отношение к традициям наших предков.

Способствовать расширению кругозора.

Словарная работа: прялка, крынка, ухват, чугунок, самовар, русская печь, рубель, лапти.

Интеграция областей«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Предварительная работа: просмотр презентации "Русская изба", чтение русских сказок (гуси-лебеди, по щучьему велению, баба яга костяная нога, рассматривание иллюстраций).

Оборудование и материалы: предметы домашнего обихода - печь, рубель, самовар, дорожка, скатерть, деревянная посуда, корзина, рушник, сундук, лапти, прялка, самовар, ухват, чугунок.

Ход ООД:

Воспитатель:

-Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло, давайте поздороваемся по старинному русскому обычаю.

Дети: кланяются, прижав руку к сердцу.

-Здравствуйте, гости званые, гости желанные!

Воспитатель:

Ото всех дверей,

Ото всех ворот

Торопись скорей,

Собирайся в хоровод.

(Звучит музыка, на её фоне дети читают стих о Родине и водят хоровод).

Дети все вместе :

На широком просторе,

Предрассветной порой

Встали алые зори

Над родимой страной.

С каждым годом всё краше

Дорогие края.

Лучше Родины нашей

Нет на свете, друзья!

Воспитатель:

Ребята, о чём говорится в стихотворении?

Дети: О Родине. Наша Родина – Россия.

Воспитатель:

А что такое малая Родина?

Давайте поиграем, я вам буду передавать мяч, а вы скажите, что такое малая Родина для вас.

Ответы детей :

1 реб. М. Р. - это место где мы родились и живём.

2 реб. М. Р. - это земля, на которой живут, трудятся наши дедушки и бабушки.

3 реб. М. Р. - это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мамы и папы.

4 реб. М. Р. - это место, где стоит наш детский сад.

5 реб. М. Р. -это место, по которому люди скучают, находясь в далёком краю, на чужой стороне.

6 реб. М. Р. - это наше село Юдино.

7 реб. М. Р. – это дом в котором, мы растем и воспитываемся.

Воспитптель: Правильно, большая наша страна Россия. В этой большой стране есть место, где мы родились и живём- это наша малая Родина. Наш дом родной.

Всегда ли ваш дом был таким, какой он сейчас? Как думаете?

Дети:

-Нет.

Воспитатель:

Верно. Поэтому я вам предлагаю совершить путешествие в прошлое и посмотреть, как жили люди в старину, какие у них были жилища, чем и как они устраивали свой быт. В этом нам поможет одно очень интересное место, чтобы узнать какое, нужно отгадать загадку:

«В нем предметы старины

До сих пор сохранены,

Любознательный народ

Поглазеть на них идет»

Дети: Это музей.

Воспитатель:

Ребята, а что такое музей? (ответы детей). Музей – это учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и выставкой предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. В нашем саду как раз есть мини-музей, называется он «Русская изба» туда мы и отправимся.

Избы на Руси строили из древесины: сосны или ели. В избу вели деревянные ступени. При входе в избу, волей- неволей каждый должен был поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить. Чтобы в холода в избу меньше дуло и тепло не уходило, дверь делали низкой, а порог, наоборот, высоким.

На Руси все умели управляться с деревом, давайте и мы с вами попробуем наколоть дров. Раз идём в гости, то уж не с пустыми руками.

Физкультминутка

За дровами мы идём

И пилу с собой несём (ходьба на месте)

Вместе пилим мы бревно,

Очень толстое оно (пилим бревно)

Чтобы печку протопить,

Много надо напилить (разводим большой круг руками)

Чтоб дрова залезли в печку

Их разрубим на дощечки. (боковой частью одной ладони стучим по другой)

А теперь их соберём

И с собой в избу возьмём! (наклоны)

Воспитатель: Молодцы ребята! «Делу – время, а потехе – час». Потрудились на славу! Накололи, набрали дров, теперь милости прошу в русскую избу.

Как вы уже заметили, в доме всего одна комната, ее называют горницей.

Что занимает центральное место в избе?

Дети: Печь.

Воспитатель: Большую часть избы занимает печь. «Без печи изба - не изба», говорили в старину. Печь ставили посреди горницы. О ней говорили «Печь – всему голова», что это значило?

Дети: Голова – значит самая главная.

Воспитатель: С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. «Кормилицей, матушкой» называли ласково печь крестьяне.

Воспитатель: Как вы думаете, почему называли печь «кормилицей»?

Дети: печь называли кормилицей, потому что в ней варили еду, пекли хлеб.

Воспитатель: Посмотрите сюда поближе, это варочная камера - горнило, и есть то место, в котором разводят огонь и готовят пищу. Разогретое горнило часами хранит тепло.

На печи можно было даже спать, и сколько сказок было рассказано долгими зимними вечерами.

Давайте вспомним, в каких сказках упоминается печь?

Дети: «Колобок», «Гуси-лебеди», «По щучьему велению»

Воспитатель: давайте вспомним, какие пословицы вы знаете пословицы про печь?

Дети :

«хорошая печь – гордость любого хозяина»

«дом без печки – нежилой дом»

«печь – кормилица-матушка»

«хочешь есть калачи, - не сиди на печи»

Воспитатель: А чем топили печь?

Дети: Печь топили дровами.

Воспитатель: вот и наш подарок пришёлся в пору (кладём вязанку дров).

Давайте вместе рассмотрим посуду, с помощью которой хозяйки готовили обед.

Воспитатель загадывает загадки:

1. Книзу узок, верх широк не кастрюля – а (чугунок).

Воспитатель: Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. Форма чугунка неспроста такая, так сделано, чтоб его легко было вытащить из печи. В чугунке варили щи, кашу, тушили овощи. А что помогало его доставать?

2. Из русской печи

Кашу тащит, калачи.

Чугунок очень рад,

Что его схватил (ухват).

А вот и ухват. Ухват – это длинная деревянная палка с металлической рогаткой на конце. Ухватом ставили в русскую печь чугунки.

3. Из глины мастера лепили, а хозяйки молоко хранили? (Крынка)

Крынка - это глиняный кувшин, в нем удобно было хранить жидкие продукты. Как думаете, а что еще наливали в крынку? (Квас, воду)

4. Выпускает жаркий пар, древний чайник (Самовар)

Воспитатель: Именно в нем готовили чай. А как? Кто знает?

Дети: В трубу засыпали сосновые шишки или сухие щепки, поджигали лучинкой, раздували огонь, и вода в нем быстро закипала и долго не остывала.

Воспитатель: За самоваром собиралась большая семья, пили чай с медом, пирогами, блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта, семейного покоя.

Воспитатель: а почему самовар так назвали? (Сам варит).

5. Деревянные подружки

Звонко бьются друг об дружку.

Расписные, как матрешки

Угадали? Это. (ложки)

Воспитатель: Все верно, это ложки. В старину у каждого была своя ложка, даже в гости со своими ложками ходили.

Если есть деревянной ложкой, пища становится ароматней и вкуснее. Кушая деревянной ложкой, никогда не обожжешься. По форме деревянные ложки глубокие, потому что на Руси основным блюдом был суп или жидкая каша. "Щи да каша, пища наша" так звучала пословица о еде. На стол ставили котелок, каждый член семьи черпал из него и с помощью хлеба подносил ко рту. Ложки мастера изготавливали из осины, березы и клена.

Воспитатель: Ребята, а вот о чем конкретно говорилось в загадке?

Ложки не только были посудой, но и музыкальным инструментом. Давайте попробуем с ними поиграть.

Игра с ложками "Послушай и повтори"

Воспитатель: Вы, ребята, молодцы, постарались от души!

Кушанье приготовили, теперь пора и, стол накрывать: делали это в красном углу. В любую избу зайди и увидишь красный угол. В старину слово «красный»  означало: красивый, главный, торжественный. Здесь висели иконы. Рядом размещался стол и лавки. В красный угол приглашали самых почётных гостей. Тут и стоял красавец-самовар, гостей встречал, чаем угощал.

Хозяюшка в избе была на все руки мастерица, умела все - печь да варить, прясть да шить на всю большую семью. И место для этого у неё было между печью и стеной дома, которое называли «бабий кут» или куток – это угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской.

Загадка:

-Что за барыня такая,

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает. (Прялка).

Воспитатель: В каждой избе обязательно была прялка. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать варежки и другие вещи.

Пословицы:

- Пряха не Бог, а рубаху дает.

-Какая пряха, такая на ней и рубаха.

Воспитатель: Возле стенки стоит сундук, надулся как индюк. Там хранились одежда для всей семьи. Русские костюмы были праздничные и будничные (на каждый день). Носили преимущественно рубахи да сарафаны. Хочу заметить, что к любому костюму, женскому или мужскому, праздничному или будничному, обязательно соответствовал головной убор.

Ох, беда, после стирки одежда вся мятая…

Загадка:

Не мытьем, так катанием! (рубель)

Рубель это деревянная доска с поперечными желобками, гладили при помощи этого предмета. Отжатое вручную бельё наматывали на валик или скалку. И раскатывали рубелём, да так, что даже плохо постиранное белье становилось белоснежным, как будто из него все «соки» выжали.

Труд был не из легких. Представляете, таким образом перекатать кучу белья? А это был женский труд! Воспитатель: Самой распространённой обувью русского народа были лапти. Из чего плели лапти?

Дети: их плели из коры деревьев: липы, ивы, берёзы, дуба.

Воспитатель: На одну пару лаптей требовалось ободрать три-четыре деревца. Ноги в таких лаптях не промокали и не замерзали. Плелись лапти без различия правой и левой ноги.

С чем носили? (с онучами)

А что такое онучи?

Дети: полоска ткани белого или коричневого цвета.

Воспитатель: а завязывали оборами (длинные веревки).

Как вы думаете, удобно ли было в них ходить? (рассуждения детей).

Воспитатель: Ну что ж, порядок навели, нарядились, стол накрыли, теперь пора гостей дорогих угощать!

Один ребенок раздаёт баранки гостям, другой раздаёт баранки детям.

Воспитатель: ребята, ну что вам понравилось окунуться в быт наших предков? Что вам понравилось больше всего? Что показалось сложным? Было что-то непонятно?

Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Конспект познавательной экскурсии «Путешествие в прошлое» в мини-музей «Русская изба» с детьми второй младшей группыКонспект познавательной экскурсии «Путешествие в прошлое» в мини-музей «Русская изба» с детьми второй младшей группы Цель: дать детям первоначальное представление о русской избе как жилище крестьянской семьи. Задачи : -развивать умение отвечать на вопросы.

Фотоотчёт об экскурсии в музей «Русская изба»Фотоотчёт об экскурсии в музей «Русская изба» Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по- новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору,.

Конспект ОД «Знакомство с русской печкой в мини-музее «Русская изба» для детей подготовительной к школе группеКонспект ОД «Знакомство с русской печкой в мини-музее «Русская изба» для детей подготовительной к школе группе Цель: сформировать представление детей о печке, как о главном предмете русской избы. Задачи: Образовательные: Продолжать формировать представление.

Конспект познавательной экскурсии в музей «Русская изба»Конспект познавательной экскурсии в музей «Русская изба» Цель: Познакомить детей с традициями русского народа, с русской избой. Задачи: Развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект экскурсии в мини-музей «Русская изба» в подготовительной к школе группе
Опубликовано: 5 марта 2024 в 22:03
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД