НАДЕЖДА АНТОНОВА
Занятие-экскурсия в осенний парк
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе.
Задачи.
Учить детей замечать изменения в природе, происходящие ранней осенью;
различать виды деревьев по коре и форме листьев;
обобщать знания об однолетних и многолетних растениях;
закрепить знания о перелётных птицах, сравнить их с постоянно зимующими;
продолжать учить детей чувствовать красоту осенней природы;
Публикация «Занятие-экскурсия в осенний парк» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
воспитывать осознанное, бережное отношения к деревьям, формировать умение правильно вести себя на природе, воспитывать эстетическое восприятие природы;
обогащать словарный запас, формировать диалогическую речь.
Предварительная работа.
Беседа об однолетних и многолетних растениях; предварительный осмотр парка; подготовка места отдыха для детей
Ход экскурсии.
Воспитатель предлагает послушать и отгадать загадку.
Несу я урожаи, поля я убираю, птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю, но не касаюсь ёлочек да сосен. Я (Осень).
Воспитатель.
Правильно.
Воспитатель.
Послушайте, как написал поэт А. С. Пушкин в отрывке из стихотворения про осень.
….Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье.
Воспитатель.
Какое время сейчас наступило?
Дети.
Осень.
Воспитатель.
А как вы догадались об этом?
(Дети называют приметы осени.)
Воспитатель.
А какой сегодня день?
Дети.
Ясный, ветреный.
Воспитатель.
Как вы догадались, что сегодня ясная погода?
Дети.
Светит солнце, облака не закрывают всё небо.
Воспитатель
. А что вы почувствуете, если подставите солнцу щёку?
(Дети подставляют щеку.)
Дети.
Оно ещё немного греет, ощущается его яркий свет.
Воспитатель
. А если закроете глаза?
(Дети закрывают глаза и описывают свои ощущения.)
Дети.
Тепло солнца, ветерок скользит по щекам, свежий воздух.
(Дети открывают глаза и видят сидящего старичка.)
Воспитатель.
Дети, кто же это? Давайте спросим у него.
Дети.
Вы кто?
Старичок.
Я Старичок-парковичок, я живу в этом парке, слежу за порядком, чтобы всё изменялось во время, расцветали и увядали травы, вовремя опадали листья и улетали птицы. Я встречаю и провожаю гостей. Вот и вас я встречаю.
Хотите, покажу вам свой парк и поиграю с вами?
Дети соглашаются и Старичок-парковичок ведёт их по парку. Вдруг он находит в траве растение и показывает «мать-и-мачеха».
Старичок.
Как называется это растение? Расскажите, что вы о нём знаете?
Дети.
«Мать-и-мачеха». У этого растения лист с одной стороны мягкий и тёплый – это мать, а верхняя сторона холодная – мачеха. Весной появляются жёлтые цветочки, а летом – листья.
Старичок.
Молодцы!
А с каким растением путают иногда мать-и-мачеху?
Дети.
С одуванчиком.
Старичок.
А почему путают? Догадайтесь. (Дет рассматривают оба растения, сравнивая найденные мать-и-мачеху и одуванчик.
Дети отвечают.
Старичок
.Рассказывает детям, что цветки жёлтые у обоих растений, но у одуванчика стебель голый, без листьев, а у мать-и-мачехи с чешуйками. Жёлтый цветок мать-и-мачехи расцветает ранней весной, а у одуванчика – когда уже появляются листочки. Пройдёт некоторое время, и он станет былым шаром. А сейчас уже оба растения отцвели, но в земле остались их корни. Корни остаются зимовать в почве, а листочки скоро совсем отомрут. Растут они на одних и тех же местах много лет, поэтому их называют многолетними. А есть ещё однолетние растения.
Старичок.
Какие из них вы знаете?
Дети.
Ромашка, пастушья сумка, спорыш и другие.
Старичок. Попробуем их найти.
(Дети находят и показывают.)
Старичок.
Остаётся корень на зиму у этих растений?
Дети.
Нет. Он отмирает. Семена разлетаются повсюду и цветы вырастут на новом месте.
Воспитатель.
Спасибо тебе, Старичок-парковичок, за твой рассказ. А деревья ты хорошо в своём парке знаешь?
Старичок.
Конечно.
Воспитатель.
Вот мы сейчас и посмотрим. Сейчас наши дети загадки будут загадывать, а ты отгадай, про какое дерево они говорят, садись и слушай.
Дети рассказывают рассказы-загадки,
составленные ими самими, например: «У этого дерева кора белая с чёрными точками, ветки очень тонкие, растёт в любом месте.
Все её называют кудрявой и стройной и т. д.
Используя этот рассказ в качестве примера, дети описывают по схемам (взятым с собой) те деревья, которые есть в парке.
Старичок.
Я вижу, вы много знаете о деревьях, поэтому я хочу с вами поиграть в игру.
Игра «С чьей ветки детки»
Дети.
Берёзовый лист – с берёзы, липовый- с липы, кленовый – с клёна и т. д.
Воспитатель
. Старичок-парковичок, а знаешь ли ты, что по отдельным деревьям можно узнать о приближающейся погоде? Послушай-ка, что скажут тебе дети.
Дети называют приметы.
1. Если осенью лист берёзы начинает желтеть сверху – к ранней весне, а с низу – к поздней.
2. Гром в сентябре – к долгой зиме.
3. Коли птиц много и летят они быстро – к близкому ненастью.
4. В ноябре комары –быть мягкой зиме и т. д.
Старичок.
Молодцы, дети. Мне нравится общаться с вами в нашем парке. А знаете ли вы, что окрашивает листья на деревьях в разные цвета?
Дети.
Свет, а свет даёт солнце.
Старичок
. Правильно. А мы могли бы жить без солнца?
Дети.
Нет.
Старичок.
А почему?
Дети.
Без него на земле всё замерзает.
Воспитатель.
Давайте попросим здоровья у солнышка.
Прочитаем закличку с движениями
.
Солнышко красно!
Гори, гори ясно!
В небе пташкой залети,
Нашу землю освети,
Чтоб садам и огородам
Зеленеть, цвести, расти!
Солнышко красно!
Гори, гори ясно!
В небе рыбкой проплыви,
Нашу землю оживи,
Всех на свете ребятишек
Обогрей, оздорови.
Воспитатель.
Мы попросили у солнышка здоровья, а сейчас давайте чуть-чуть отдохнём – присядем и послушаем.
(Дети присаживаются на заранее подготовленное брёвнышко и слушают пение птиц.)
Воспитатель.
Что вы услышали ещё в парке?
Дети.
Пение птиц.
Старичок
. Почему они поют (ответ детей).
Какие птицы улетают на юг?
Дети.
Перелётные.
Воспитатель.
Назовите перелётных птиц?
Дети.
Ласточки, утки,скворцы, грачи.
Воспитатель
. А какие остаются (Ответ детей.)
Давайте подумаем, почему они остаются (Ответ детей.)
Воспитатель.
А теперь поиграем в игру
«Улетают – не улетают».
Я назову птиц. Если они осенью улетают, вы машете руками, как крылышками, если нет – приседаете, говоря при этом слово-признак (например, ворона хитрая.).
После проведенной игры Старичок благодарит детей, прощается и машет рукой.
Воспитатель.
Я предлагаю вам, дети, найти самое красивое место, которое вам больше всего понравилось, удобно устроиться и нарисовать.
Воспитатель.
Я благодарю вас за знания, которые вы сегодня показали.
Что нового вы узнали?
Ответ детей.
Рисунками детей можно оформит раздевалку.