Папки-передвижки

Экскурсионная работа в мини-музее

Марина Аверьянова
Экскурсионная работа в мини-музее

Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание уделяют подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста. Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:

Публикация «Экскурсионная работа в мини-музее» размещена в разделах

• выявление творческих способностей детей;

• расширение представлений о содержании музейной культуры;

• развитие начальных навыков восприятия музейного языка;

• создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные: проведение обзорных и тематических экскурсий, проведение познавательных бесед, викторин, организация выставок.

Методические принципы экскурсионной работы четко определяются такими важными факторами, как развивающая направленность обучения, психологические особенности личности и возрастные особенности музейного восприятия.

В экскурсионной работе необходимо осознать и сформулировать ближайшие задачи:

* учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т. е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;

* формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;

* формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т. е. к художественному восприятию действительности;

* развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;

* вызывать уважение к другим культурам;

*развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов. На первый план выдвигается задача помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т. е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы Экскурсионная работа– дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Чтобы воспользоваться музейной педагогикой, необходимо следовать определё нным правилам :

Первое: к посещению музея необходимо серьёзно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные знания и впечатления. Ребёнок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь маленькому человечку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности.

Второе: необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности – формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.

Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами. При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования культуры дошкольников необходимо учитывать следующие принципы.

• Наглядность.

• Доступность.

• Динамичность.

Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность). Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей.

Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе).

Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей). Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.

Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).

Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации). Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение. Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, а пробуждения творческой активности у детей. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев. Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений. Помимо игр можно использовать такие виды работы, как:

• заполнение музейных дневников, в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы;

• выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т.,

Работа в мини-музее требует систематического, длительного воздействия на личность ребенка. В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо и велика роль мини-музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей. Где ребенок приобретет познавательный интерес к «настоящему» музею.

Публикации по теме:

Фотоотчет об экскурсии «Первый раз в музее И. Я. Яковлева»Фотоотчет об экскурсии «Первый раз в музее И. Я. Яковлева» В этом году наша группа стала на год старше, сейчас мы средняя группа. Именно со средней группы в нашем детском саду "Бемби" начинается.

Фотоотчёт. Родительское собрание — посиделки в мини-музее «Русская изба»Фотоотчёт. Родительское собрание — посиделки в мини-музее «Русская изба» Фототчет. Родительское собрание – посиделки в мини-музее «Русская изба» с использованием ИКТ «Роль малых фольклорных жанров в воспитании.

Игровое мероприятие «Вечер в музее» Ход мероприятия: Шум толпы. Вход в художественный музей. Выставка авторской куклы. Куклы-экспонаты. Ведущий: В наш музей вы заходите Экспонаты.

Конспект НОД на тему «Беседа в музее «Русская изба» в средней группе Цель: Дать детям представление о русской избе. Задачи: Образовательные: Дать представление о русской избе – жилище крестьянской семьи.

Конспект НОД в средней группе «В гостях у бабушки Агаши» в музее «Русская изба» ЗАДАЧИ И ЦЕЛИ: - знакомить детей с традициями русского народа. - знакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного.

Культурная практика в мини-музее «Быт и искусство Карелии» Культурная практика в мини-музее. «БЫТ И ИСКУССТВО КАРЕЛИИ». (область -познавательное развитие) ЗАДАЧИ: 1. Познакомить детей с бытом и.

Мастер-классы для школьников в музее. ФотоотчётМастер-классы для школьников в музее. Фотоотчёт В Чугуевке, в музее А. А. Фадеева проходит выставка илюстраций приморских художников В. Чеботарёва и С. Черкасова "Ожившие страницы" к произведениям.

Старинный календарь в Этнографическом музее. ФоторепортажСтаринный календарь в Этнографическом музее. Фоторепортаж Эту тему я решила оставить на "потом", так как хотела найти хоть какую-нибудь информацию о старинном русском календаре в Этнографическом.

Выставка детской игрушки в Этнографическом Музее. ФоторепортажВыставка детской игрушки в Этнографическом Музее. Фоторепортаж Сегодня, 25 сентября, в РЭМ (Российском Этнографическом Музее) был день открытых дверей. Мы с внучками поехали в музей с желанием попасть.

Занятие в музее детского сада детей подготовительной группы Занятие в музее детей подготовительной к школе группы. Воспитатель: Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Давайте.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экскурсионная работа в мини-музее
Опубликовано: 12 февраля 2017 в 14:07
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД